Под физической культурой понимается часть культуры, заключающая в себе нормативы, ценности и знания, применяемые обществом для физико-интеллектуального развития и улучшения параметров двигательной человеческой активности, формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) [1].
Согласно исследованиям ученых, резервы человеческого организма могут позволить дожить до 150 лет, но этого не происходит в связи с нарушениями и погрешностями людей, вызывающих факторы риска, уменьшающих человеческую жизнь:
- малая двигательная активность (гиподинамия);
- нарушения в питании и переедание;
- алкоголизм;
- наркомания;
- курение;
- психологические стрессы.
Перечисленные выше факторы способствуют не только сокращению человеческой жизни, но и старению, а также появлению разного рода патологических процессов в организме.
Внедрение в школы и университеты физической культуры станет основным залогом надежного обеспечения ЗОЖ с молодого возраста: ядром ЗОЖ является именно нормированная двигательная активность [3].
Благодаря медико-биологическим аспектам становится возможным в ходе спортивной деятельности определить параметры и динамику развития организма, а также определить способы и механизмы совершенствования двигательных навыков, их способности к физическим нагрузкам. Данные аспекты позволяют узнать также о функциональных возможностях организма благодаря чему становится проще подобрать тот или иной вид физической нагрузки для определенного человека.
В физкультурной деятельности такие параметры становятся ядром в целях определения типа и количества физических нагрузок, а также интенсивности и периодичности самих тренировок. Физико-спортивная деятельность контролируется именно указанными выше аспектами, т.к. благодаря им не причиняется вред здоровью, но происходит его укрепление за счет грамотно спланированных тренировок, чередуются которые с отдыхом [2].
Ученые благодаря проведенным исследованиям смогли установить, что физкультурная деятельность способствует повышению продуктивности и в учебной деятельности. К примеру, в настоящее время школьная и университетская политика включает в учебный процесс мониторинг состояния здоровья школьников/студентов. Образовательные программы в области физической культуры в школах и университетах продолжают совершенствоваться путем использования новых технологий или разработкам новых теоретико-практических пособий, основанных на свежих исследованиях [1].
Вкратце рассмотрим основные параметры медико-биологических аспектов.
Питание. Энергетические ресурсы восполняются благодаря поступлению извне в организм питательных веществ, участвующих в построении клеток и тканей органов, что становится возможным благодаря питанию. Во время физических нагрузок рекомендуется придерживаться трио простых правил, входящих в ядро ЗОЖ:
- суточный рацион должен быть сбалансированным по всем питательным веществам;
- соблюдение режима питания в соответствии с временем и количеством порций;
- соблюдение энергетического баланса между поступающей пищей и израсходованной энергией.
Массаж. Массаж широко используется как для лечения, так и при подготовке спортсменов к соревнованиям Различные приемы массажа и самомассажа действуют на нервную систему по-разному: одни успокаивают (поглаживание, растирание), другие возбуждают (поколачивание, рубление, похлопывание).
Самоконтроль – это регулярные наблюдения занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, физической подготовленностью, их изменением под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
Данные самонаблюдений условно можно подразделить на субъективные (определяемые вашим личным отношением) и объективные (характеризующиеся данными каких-либо измерений, в том числе с помощью приборов). К субъективным относятся такие, как настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься, переносимость нагрузки, потоотделение, нарушение режима, наличие болевых ощущений и т.д.
К объективным критериям самоконтроля физического состояния можно отнести пульс до и после тренировки, динамику изменения ЧСС во время занятия, динамику восстановления ЧСС и артериального давления, частоту дыхания, ЖЕЛ, определение длины и массы тела и т.д.
Утомление – временное снижение работоспособности.
Иммунитет – невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям и ядовитым веществам антигенной природы.
Стресс – состояние психического напряжения.
Восстановление – процесс, происходящий в организме человека после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций не только к исходному состоянию, но и к повышенной работоспособности.
К средствам восстановления относятся: активный отдых, физиопроцедуры, массаж, специальное питание, фармакология (витамины и т.п.), аутогенная тренировка.
Рис. Внешние проявления стресса
Таким образом, медико-биологические аспекты играют важную роль в развитии организма и сохранения здоровья, а также способствуют увеличению продолжительности жизни человека.