Воспитание всегда было не только неразрывно связано с образованием, но и являлось его важной частью. Изучение таких предметов, как история, литература, география, философия, а также знакомство с трудами ученых в области физики, химии, с современными технологическими достижениями формируют не только предметные и профессиональные знания, но и способствуют развитию и воспитанию патриотических чувств студентов, развивают чувство гордости за свою страну, уважение к подвигу земляков (современников и предков). Общекультурное развитие личности, расширение кругозора, проведение совместных познавательных и развивающих мероприятий – вот та основа, на которую необходимо опираться педагогу при построении урока. Формирования базы знаний в рамках конкретного направления происходит эффективней в том случае, когда обучающиеся стремятся пополнить ряды уже известных личностей, сумевших проявить себя в профессии на благо своего города, страны, народа.
Сегодня, развитое технологическое, социальное и профессиональное общество требует информационно подкованных, высоконравственных, ответственных за свою Родину людей. В этой связи образование и воспитание обладают тем самым потенциалом, которое приобщает студентов к культурной среде и формирует у них духовно-нравственные ценности, воспитывает сферу чувств в душе будущего полноценного гражданина общества, приветствует стремление к высокому, указывает путь к саморазвитию, самопознанию и самовоспитанию, приветствует развитие и проявление творческой составляющей личности. Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране.
Зачастую, вопросы воспитания обучающихся, рассматриваются только во взаимосвязи с внеурочной деятельностью. При этом совершенно упускается урочный процесс. Традиционный урок – это, прежде всего, та самая незаменимая форма коммуникации преподавателя, как носителя информации не только в профессиональной и предметной сфере, но и в ценностно-смысловой. В поисках знаний, при грамотной стимуляции преподавателем познавательной активности обучающихся, становится возможным появление новых форм урока – нетрадиционных и современных, привлекающих студентов.
Важно понимать, что основную ценность данных уроков составляет не воспитание послушания или определения схемы поведении в различных ситуациях, а воспитание личности и воли. На таких занятиях преподаватель обращается не только к знаниям, полученным в ходе занятия, а к чувствам студента, его внутреннему миру, ориентирует на возможность использования полученных знаний в ценностно-смысловой среде его повседневной жизни. Урок в таком случае имеет огромный воспитательный потенциал. Под воспитательным потенциалом мы понимаем специально организованное, развивающееся в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребенком своих потребностей, способностей и интересов в процессе воспитания [1, с. 218]. Другими словами, воспитательный потенциал урока это есть определенная целостность и взаимосвязь социально-психологических факторов, которые могут обусловливать позицию субъекта познания (студента) через деятельность, общение, творчество и саморазвитие.
Отбор содержания учебного материала, планирование, профессионализм преподавателя, его методическая грамотность и осведомленность, умение определять образовательные и воспитательные возможности обучающегося – вот те факторы, которые обеспечивают воспитательный потенциал урока. А для того, чтобы проводимые преподавателем занятия влияли не только на познавательную сферу, но и на личностное развитие студента, на умение ставить и достигать личностные и профессиональные цели, которые сформулированы в программе воспитания образовательного учреждения важно помнить, что воспитывающими уроки становятся тогда, когда они интересны обучающимся, побуждают их задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах, когда форма построения урока опирается на игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы, т.е. такие в которых студент активен [2, с. 78].
Большую роль в реализации воспитательного потенциала урока так же играют авторские задачи, которые решают на уроках студенты. Задачи должны быть интересные по содержанию, богатые идеями, имеющие несколько способов решения. Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и экономическое, и экологическое и другие виды воспитания [3, с. 222].
Важно не забывать и про контроль на уроке, который должен быть обязательно всесторонний и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны преподавателя, взаимоконтроль, самоконтроль. Осуществлять контроль можно разными способами. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты, электронные тесты и т. д. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.
В заключении хочется отметить, что урок – это не только форма обучения, а огромный воспитательный потенциал, реализация, которого зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, от профессионализма учителя, его методической грамотности, умения определять образовательные и воспитательные возможности. Важно не только дать обучающимся необходимый объем профессиональных знаний, но помочь им выстроить сферу ценностно-смысловых ориентиров, для успешного формирования в будущем грамотных, всесторонне развитых, нравственно-ориентированных членов нашего общества.