Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании. Характерные для последних лет перемены в содержании и структуре системы образования обострили проблему качественной подготовки ребенка к школе. Успешная адаптация ребенка к школьной жизни в значительной степени определяется готовностью к школьному обучению, сформированной в период дошкольного детства.
Теоретический анализ данной проблемы показал, что психолого-педагогическая готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход основан на периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности, то есть это переход от игровой деятельности – к учебной [1, с.22]. Учёные подчёркивают, что степень готовности к школе – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребёнка, которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Приступая к школьному обучению, ребёнок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройке всего образа жизни.
Согласно Л.С. Выготскому, обучение в школе расценивается взрослыми как труд, который ценится, его нельзя пропустить или отменить, как, например, поход в детский сад. В дошкольном возрасте ребенок еще играет, в младшем школьном возрасте он уже учится – трудится, получая знания. В исследованиях Е.А. Климова показано, что именно в дошкольном возрасте в процессе игры у ребенка развиваются предпосылки качеств субъекта труда, которые впоследствии окажут влияние на становление его трудовых отношений [2, с. 222].
К поступлению ребенка в школу у него формируются следующие качества субъекта труда: складываются определенные представления о труде и профессиях взрослых; формируются отдельные трудовые умения и навыки; усваиваются мотивы выполнения трудовых поручений; развивается способность удерживать и самостоятельно ставить цель деятельности; формируются некоторые личностные качества, обеспечивающие успешность трудовой деятельности, такие, как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность [3, с.185]. Такая активная позиция ребенка, где максимально проявляется его самостоятельность, инициативность, произвольность, способствует формированию внутренней позиции школьника, самостоятельному стремлению удовлетворения возникающей познавательной потребности [1, с.27]. Активность ребенка в поисках и получении знания позволяет ему быстрее адаптироваться к нормам и требованиям школьной жизни, учиться с удовольствием.
Подготовка к школе предполагает целенаправленно организованное, основанное на знании закономерностей психического развития и возрастных особенностей, потребностей ребенка, педагогическое руководство деятельностью ребенка (учебной, игровой, трудовой), в процессе которой происходит развитие внутренних сил ребенка – мышления, нравственно-волевых качеств, творческой активности, навыков культуры поведения, формируются предпосылки учебной деятельности, осуществляется физический и духовный рост ребенка.
Однако, изучение практического материала показывает, что формирование школьной готовности через организацию детской трудовой деятельности не находит должного воплощения в практике работы дошкольных образовательных учреждений. При существующем многообразии образовательных программ, реализуемых в детских садах, главным в деятельности педагогов остается стремление осуществить программные требования, добиться, чтобы дети усвоили сумму знаний и умений, которые определены часто без учета реального уровня развития детей. Тогда как значение труда заключается в воспитательном воздействии на личность ребенка, удовлетворении потребности в совместной деятельности, способствующей развитию индивидуальных качеств, школьной зрелости [4, с. 135]. Самостоятельность и активность ребенка теряется в непрерывном потоке знаний извне, перекрывая канал формирования знаний изнутри, по собственному желанию и воле. Ребенок остается объектом воздействия, но не полноправным субъектом образовательного процесса.
Возможные причин сложившегося положения могут заключаться в отсутствии четких ориентиров в методике руководства трудовой деятельностью дошкольников с учетом обновления содержания приобщения детей к труду в образовательном процессе детского сада, а также в недостаточности знаний педагогов о механизмах формирования школьной зрелости у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Поэтому современная ситуация формирует необходимость обновления подходов к организации трудовой деятельности дошкольников, поиска актуальных методов и средств, способствующих эффективному развитию их индивидуальности.
Мы полагаем, что для решения задач формирования готовности к школе педагогический процесс в детском саду необходимо целенаправленно ориентировать на неуклонное обогащение самостоятельного детского опыта, создавая условия для проявления субъектной позиции ребенка в учебной деятельности, в общении и познании. Это возможно достигнуть путем конструирования педагогического процесса на основе принципов интеграции образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности, их единой направленности на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества и социальных устремлений дошкольников.
Формирование активной целеустремленной личности на ранних этапах ее развития, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию возможно через воспитание человека как субъекта труда, субъекта, ответственного за процесс восприятия и усвоения нового учебного материала, применение его на практике. Все эти факторы будут способствовать формированию школьной зрелости у будущего первоклассника, и являться профилактикой социальной дезадаптации ребенка при поступлении в 1 класс.