Цели: расширить знания детей о сказках народных и авторских; развивать речь, мышление, прививать читательский интерес, воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование: загадки, стихотворения, телеграммы, буквы, цветные карандаши, плакаты, иллюстрации к сказкам, рисунки с изображением сказочных героев, выставка книг со сказками (народными и авторскими), пословицы и поговорки.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
– Добрый день, дорогие ребята! Сегодня вы присутствуете на состязании знатоков сказок, в котором участвуют две команды – «Хитрики» и «Мудрики».
2. Основная часть.
1 конкурс. «Хорошо ли вы знаете сказки?»
Каждой команде поочередно ведущий показывает иллюстрации к сказкам. Задание: по иллюстрации угадать название сказки.
Задание команде «Хитрики»: русская народная сказка «Курочка Ряба»; русская народная сказка «Маша и медведь»; русская народная сказка «Мужик и медведь»; русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Задание команде «Мудрики»: русская народная сказка «Теремок»; русская народная сказка «Колобок»; русская народная сказка «Морозко»; русская народная сказка «Репка».
2 конкурс. «Портреты сказочных героев»
Каждой команде поочередно ведущий читает описание сказочного героя.
Задание: по описанию назвать сказочного героя.
1. Девочка хорошенькая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз –
Кто-то страшный девочке встретится сейчас. Кто расспросит девочку о ее пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка?
Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь. (Волк и Красная Шапочка)
2. Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребён». («Колобок»)
3. Железные зубы, костяная нога. Все люди знают: это Баба... (Яга).
4. У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына - Шалунишку... (Буратино).
5. Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка! Как она мила!
Кто читал такую книжку -
Знает девочку-малышку! (Дюймовочка.)
6. Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в распрекрасной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет –
К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)
Жюри подводит итоги конкурса.
3 конкурс «Отгадай-ка»
Каждой команде дана иллюстрация и первая буква слова, которое нужно отгадать.
Задание: составить слово.
Задание команде «Хитрики»: теремок. Задание команде «Мудрики»: сказки.
Жюри подводит итоги конкурса.
4 Конкурс «Кто больше?»
Задание: вспомнить и назвать сказки, в которых героем является лиса. («Лиса и волк», «Петушок - золотой гребешок», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса-лапотница», «Серая Шейка», «Лиса и Журавль»,« Лиса, заяц и петух» и т.д.)
Задание: вспомнить и назвать сказки, в которых героем является волк. («Три поросенка», «Лиса и Волк», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Волк-ябедник» и др.)
5 конкурс капитанов «Кто прислал телеграммы?»
Задание: отгадать, кто из сказочных персонажей мог бы прислать следующие телеграммы.
- От бабушки ушел, от дедушки ушел. Скоро буду у вас! (Колобок.)
- Спасите, нас съел серый волк! (Семеро козлят.)
- Помогите! Пришла весна, у лисы избушка растаяла, она меня выгнала из моей избушки. (Заяц.)
- Встречайте! Еду к вам в гости на печи. (Емеля)
6 конкурс «Кто быстрее»
Задание: какая команда быстрее соберёт буквы и составит название сказки.
Задание команде «Хитрики»: «Морозко». Задание команде «Мудрики»: «Айболит»
7 конкурс «Силуэты Весёлого карандаша».
Задание: в конкурсе участвуют по два человека от каждой команды. Ведущий предлагает каждой команде по 2 силуэта сказочных персонажей. Задание - оживить силуэты, раскрасив их цветными карандашами. Какая команда быстрее и лучше справится с заданием?
3. Заключительная часть.
Подведение итогов и награждение участников (у команды-победительницы «расцвёл цветик-самоцветик»).