Так как дидактические игры имеют одновременно и игровые и учебные задачи, они с успехом могут использоваться в старшем-подготовительном дошкольном возрасте. Они являются «пограничными» и облегчают переход ребёнка от игровой к учебной деятельности, готовят его к дальнейшему обучению в школе.
Игры способны развивать положительные качества характера и все психические процессы, связанные с речью: логическое мышление, произвольное внимание, память, воображение. Такие игры могут быть подобраны как для одного ребенка, так и для группы, тогда они предполагают взаимодействие нескольких детей, способствуют развитию коммуникабельности, преодолению речевого негативизма, избавлению от комплексов, эмоциональному раскрепощению. В процессе коллективных игр формируется взаимовыручка, монологическая и диалогическая речь, самоконтроль и самооценка, желание достичь наивысшего результата, следовательно, детям хочется ни один раз повторить игру, что способствует формированию и закреплению у них необходимых навыков. Дети, с одной стороны, учатся следовать правилам, предусмотренным в игре, с другой стороны, они проявляют личную инициативу, учатся доказывать своё мнение, становятся более самостоятельными в выборе решения проблем.
В процессе дидактических игр возможно задействовать различные анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный, тактильный, обонятельный и даже вкусовой. На логопедических занятиях дидактические игры становятся незаменимыми помощниками при автоматизации звуков, развитии слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий и связной речи, так как навык закрепляется ненавязчиво, неосознанно детьми, и это намного эффективнее, чем при традиционном назывании и описании картинок или повторении звуков, слогов, слов, фраз.
Для дошкольников на первом месте стоит игровая задача, проблема, при решении которой они получают какой-нибудь бонус. Награда не всегда должна быть материальной (жетоны, наклейки, конфетки), это может быть и благодарность от сказочного героя, когда ребенок испытывает чувство морального удовлетворения, осознает свою значимость, у него повышается мотивация к дальнейшему обучению. После выполнения каких-либо действий ребёнком отрицательный персонаж может измениться и стать хорошим, или, поссорившиеся друзья-персонажи, сразу помирятся и это обрадует ребенка. Таким образом, формируются качества личности и его самого.
В процессе игры, ориентируясь на зону ближайшего развития и на индивидуальные особенности каждого ребенка, мы можем изменять, усложнять или упрощать задания, оказывать ему необходимую помощь.
Игры могут сочетаться с различными движениями, биоэнергопластикой, логоритмикой, развивается мелкая и общая моторика, быстрее образуются нейронные связи, и они оказываются более устойчивыми. В игры можно включить элементы различных методик, разнообразные виды продуктивной деятельности для того, чтобы разнообразить их, уйти от монотонности, которая так не нравится детям, из-за которой они считают логопедические занятия скучными. При выборе дидактического материала нужно учитывать возраст, настроение и интересы каждого ребёнка. Игры могут быть и интерактивными и с реальными предметами, природными материалами. Важно, чтобы длительность и нагрузка игры не переутомляла ребёнка. Возможно включать в игры развлекательные, смешные моменты, чтобы снизить напряжение нервной системы. Необходимо использовать тот игровой материал, который доставляет ребенку удовольствие, радость, заканчивая игру прежде, чем она ему надоест. Начинать лучше с самых простых заданий, постепенно их усложняя.
Вот примеры некоторых игр, которые помогают мне в работе и подобраны для конкретных детей 6–7 лет:
- Игра «Эмоции». Цель: автоматизация звуков «р», «рь» в существительных и прилагательных. Оборудование: игрушечный дракон, сюжетная картинка «Сказочное королевство», карточки Домана с изображением различных эмоций. Ход игры: чтобы победить дракона, освободить принцессу и спасти сказочное королевство, нужно назвать как можно больше эмоций, в названиях которых есть звуки «р», «рь» (радость, страх, отвращение, раздражение, тревога, удовлетворение, разочарование, ярость и т д.). Ребёнку предлагается выбрать соответствующие картинки из предложенных и назвать эмоцию. Затем обсудить, какие эмоции испытывает дракон, принцесса, сам ребёнок, образовать прилагательные (расстроенный, рассерженный, встревоженный, радостный и др.) Можно подобрать подходящие эмоции, раскладывая картинки вокруг персонажа на ковролинографе.
- Игра «Скажи наоборот». Цель: автоматизация звуков, активизация словаря, обогащение словаря антонимами. Оборудование: сюжетные картинки, с изображением различных ситуаций, волшебная палочка. Ход игры: Детям предлагается сюжетная картинка, нужно назвать признак предмета и подобрать к нему антоним, «расколдовать картинку» с помощью волшебной палочки и «заклинания» (грустный малыш – весёлый малыш, злая няня – добрая няня, грязный пол – чистый пол, мокрый ковёр – сухой ковёр, разбитая ваза – целая ваза). Если слова подобраны правильно, то картина переворачивается и происходит волшебство, всё становится, наоборот.
- Игра «Наряди ёлочку». Цель: автоматизация звуков, развитие фонематического слуха. Оборудование: картонные елочки с липучками, картинки- кружочки с изображением различных предметов. Ход игры: Нескольким детям предлагается нарядить елочки, каждому свою. На макушке каждой елочки на липучку прикреплена звезда с буквой, обозначающей определённый звук. Из мешка Деда Мороза дети по очереди достают новогодние шарики-картинки, называют то, что там нарисовано и, если услышат «свой» звук, забирают и прикрепляют на свою елочку (Ч – черепаха, чайник, удочка, мяч, качели, ключ). Побеждает тот, кто первым нарядит елку.
- Игра «Мы художники и поэты». Цель: развитие слоговой структуры сложных слов. Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши. Ход игры: рисуем картинки и сочиняем стишки. Дети дополняют рисунки и договаривают слоги или слова целиком, затем самостоятельно проговаривают стишки по картинкам («В лесу по тропинкам ходили мы с дедом. Дед с новой корзиной, я с велосипедом»). Сочиняем несколько стишков, получается несколько листов с картинками. Затем по очереди дети могут с помощью движений, мимики, жестов изобразить один из сюжетов. Все остальные отгадывают, какой картинке соответствуют действия и показывают ее. Выигрывает тот, кто лучше всех прочитает стишок, изобразит сюжет или придумает его.
- Игра «Цветы – насекомые» (Аналогичная игра «Деревья – птицы»). Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звуков. Оборудование: картонные цветы (деревья), маленькие картинки с изображением насекомых (птиц). Ход игры: дети достают из мешочка по одной картинке с изображением насекомых (птиц) или отгадывают загадки, выбирая картинку с отгадкой. Затем смотрят на картинки с цветами (деревьями), выбирают ту, в названии которой есть такой же звук, как и в названии насекомого (птицы) и прикрепляют картинку (к одному изображению цветка или дерева может подойти несколько маленьких картинок): пчела, бабочка-одуванчик, шмель, пчела-ландыш, синица, ворона-осина, сорока, сойка-сосна и т. д. Другой вариант: дети рассаживают насекомых на цветы (птиц на деревья) и объясняют, почему так сделали. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.
- Игры с фонариком. Игра «Что проглотила рыба?» Цель: автоматизация звуков «р», «рь», развитие грамматического строя речи. Оборудование: заламинированные картинки с изображениями разных по форме, размеру и цвету рыбок, маленькие картинки с изображением различных предметов, приклеенные к нижней поверхности рыбок, маленькие фонарики. Ход игры: Дети рассматривают рыбок, описывают их, рассказывают, чем они похожи, чем различаются, раскладывают по размеру и т. д. (Мы используем стол для песочной терапии, дети откапывают рыбок в песке, дуют через трубочки на песок, раскрывая изображение, «спасают» рыбок, включают синюю подсветку стола). С помощью фонарика подсвечивают рыбку и смотрят, что нарисовано на маленькой картинке. Затем составляют предложения по образцу, используя как можно больше слов: «Огромная круглая красная рыба проглотила вчера игрушечного робота». Аналогично проводится игра с фонариком «Что под ромашкой?» и др. («Под красивой ромашкой спрятался от грозы комар»).
Таким образом, дидактические игры могут выполнять любые программные задачи по преодолению различных речевых нарушений, развивать все стороны речи и личности. Они должны быть разнообразными, многофункциональными, интересными и доступными, чтобы стать эффективным инструментом в работе логопеда.