Автор(-ы):
Вершина Александра Игоревна
31 декабря 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается использование дидактических игр в логопедической практике с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста. Подчеркивается значимость таких игр для развития положительных качеств характера, психических процессов, связанных с речью, и подготовки детей к обучению в школе. Игры могут быть как индивидуальными, так и групповыми, способствуя развитию коммуникабельности и социализации детей.
Текст статьи
Так как дидактические игры имеют одновременно и игровые и учебные задачи, они с успехом могут использоваться в старшем-подготовительном дошкольном возрасте. Они являются «пограничными» и облегчают переход ребёнка от игровой к учебной деятельности, готовят его к дальнейшему обучению в школе.
Игры способны развивать положительные качества характера и все психические процессы, связанные с речью: логическое мышление, произвольное внимание, память, воображение. Такие игры могут быть подобраны как для одного ребенка, так и для группы, тогда они предполагают взаимодействие нескольких детей, способствуют развитию коммуникабельности, преодолению речевого негативизма, избавлению от комплексов, эмоциональному раскрепощению. В процессе коллективных игр формируется взаимовыручка, монологическая и диалогическая речь, самоконтроль и самооценка, желание достичь наивысшего результата, следовательно, детям хочется ни один раз повторить игру, что способствует формированию и закреплению у них необходимых навыков. Дети, с одной стороны, учатся следовать правилам, предусмотренным в игре, с другой стороны, они проявляют личную инициативу, учатся доказывать своё мнение, становятся более самостоятельными в выборе решения проблем.
В процессе дидактических игр возможно задействовать различные анализаторы: слуховой, зрительный, двигательный, тактильный, обонятельный и даже вкусовой. На логопедических занятиях дидактические игры становятся незаменимыми помощниками при автоматизации звуков, развитии слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий и связной речи, так как навык закрепляется ненавязчиво, неосознанно детьми, и это намного эффективнее, чем при традиционном назывании и описании картинок или повторении звуков, слогов, слов, фраз.
Для дошкольников на первом месте стоит игровая задача, проблема, при решении которой они получают какой-нибудь бонус. Награда не всегда должна быть материальной (жетоны, наклейки, конфетки), это может быть и благодарность от сказочного героя, когда ребенок испытывает чувство морального удовлетворения, осознает свою значимость, у него повышается мотивация к дальнейшему обучению. После выполнения каких-либо действий ребёнком отрицательный персонаж может измениться и стать хорошим, или, поссорившиеся друзья-персонажи, сразу помирятся и это обрадует ребенка. Таким образом, формируются качества личности и его самого.
В процессе игры, ориентируясь на зону ближайшего развития и на индивидуальные особенности каждого ребенка, мы можем изменять, усложнять или упрощать задания, оказывать ему необходимую помощь.
Игры могут сочетаться с различными движениями, биоэнергопластикой, логоритмикой, развивается мелкая и общая моторика, быстрее образуются нейронные связи, и они оказываются более устойчивыми. В игры можно включить элементы различных методик, разнообразные виды продуктивной деятельности для того, чтобы разнообразить их, уйти от монотонности, которая так не нравится детям, из-за которой они считают логопедические занятия скучными. При выборе дидактического материала нужно учитывать возраст, настроение и интересы каждого ребёнка. Игры могут быть и интерактивными и с реальными предметами, природными материалами. Важно, чтобы длительность и нагрузка игры не переутомляла ребёнка. Возможно включать в игры развлекательные, смешные моменты, чтобы снизить напряжение нервной системы. Необходимо использовать тот игровой материал, который доставляет ребенку удовольствие, радость, заканчивая игру прежде, чем она ему надоест. Начинать лучше с самых простых заданий, постепенно их усложняя.
Вот примеры некоторых игр, которые помогают мне в работе и подобраны для конкретных детей 6–7 лет:
Таким образом, дидактические игры могут выполнять любые программные задачи по преодолению различных речевых нарушений, развивать все стороны речи и личности. Они должны быть разнообразными, многофункциональными, интересными и доступными, чтобы стать эффективным инструментом в работе логопеда.
Список литературы
Поделиться
Вершина А. И. Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего и подготовительного возраста // Актуальные исследования. 2024. №1 (183). С. 74-76. URL: https://apni.ru/article/8035-didakticheskie-igri-v-logopedicheskoj-rabote