Сюжетные музыкальные занятия как средство развития детского творчества дошкольников

Сюжетные музыкальные занятия как средство развития детского творчества дошкольников

В статье рассматривается вопрос развития детского творчества в различных видах музыкальной деятельности на сюжетных музыкальных занятиях. Обосновывается приоритетность музыкальной деятельности в развитии детского творчества. Приводится конспект сюжетного музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста

Аннотация статьи
художественно-эстетическое развитие
детское творчество
сюжетные музыкальные занятия
алгоритм проведения сюжетных музыкальных занятий
формирование творческого воображения
Ключевые слова

Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. (1.6).

В современном мире человек должен быть готов к максимально эффективному использованию своих способностей, применять свои знания и умения в нестандартных условиях, уметь быстро и качественно реагировать на все изменения, происходящие в обществе, в науке и технике. «Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире для того, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, – это, собственно, и есть проявление «творческости», проявление своей неповторимости, уникальности» [1].

Согласно ФГОС художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольника предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (ФГОС ДО, 2.6). Как видим из основных положений Стандарта, развитию творчества детей дошкольного возраста в современном образовании придается огромное значение.

Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности, одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое.

Творчество ребёнка понимается как создание значимого для себя собственного нового продукта – сюжетной игры, пляски-импровизации, мелодии песни; придумывание к «известному неизвестных деталей» [1]. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №58 «Центр развития ребёнка» на протяжении многих лет осуществляет инновационную деятельность по различным направлениям развития и образования воспитанников. Одним из них является «Развитие творческого потенциала личности дошкольников в контексте внедрения ФГОС дошкольного образования (УМК «Тропинки» под ред. В.Т. Кудрявцева)».

Универсальным источником развития творчества дошкольников является музыкальная деятельность в детском саду, именно в ней они способны достаточно рано реализовывать себя. В музыкальной деятельности ребенку предоставляется возможность для самовыражения: в исполнительстве (пение, ритмика, игра на детских музыкальных инструментах) – по-своему трактовать музыкальное произведение, в творчестве – проявить фантазию, находчивость, воображение.

Приобретение ребенком знаний о музыке, умений в музыкальной деятельности не является главной задачей музыкального воспитания, а служит средством формирования устойчивого интереса к музыке, развития эмоциональной отзывчивости на нее, способствующим проявлению творческой активности в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности.

Анализ современного уровня музыкального развития дошкольников обнаруживает, что традиционная система обучения не обеспечивает развития творческого потенциала детей из-за приоритетности репродуктивной деятельности.

На протяжении многих лет целью музыкального воспитания считалось обучение основным певческим и музыкально-ритмическим навыкам, подготовка к традиционным празднованиям. Отсюда вытекала ограниченность содержания обучения и в образовательной деятельности не находило разрешения противоречие между требованием общества к творческому развитию личности и «уравнению» знаний.

В ходе образовательной музыкальной деятельности с детьми мы столкнулись с тем, что задания, где требуется творческое применение имеющихся знаний и умений, вызывают у воспитанников затруднения. Дети мало инициативны, стеснительны, закрепощены, ригидны, т.е. проявляют привязанность к однотипным способам действия и восприятия, относительно неспособны изменить действие или отношение, когда этого требуют объективные условия, некоторые из них начинают копировать педагога и друг друга. В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на развитие творчества дошкольников.

Проанализировав ряд программ, мы обратили внимание на то, что зачастую, каждый вид музыкальной деятельности на занятии существует сам по себе, без логической взаимосвязи с другими, за исключением тематических и сюжетных занятий. А ведь именно общая тема, сюжет, охватывающие занятие единой смысловой связью, позволяют наиболее эффективно заинтересовать детей и привлечь к активному участию во всех видах деятельности, так как ребенок, следуя развитию сюжетной линии старается сам проявить инициативу, ищет и предлагает творческое решение поставленных задач, и соответственно стремится выполнить то или иное действие более старательно.     

Стоит понаблюдать за лицами детей, когда они смотрят спектакль. Малыши полностью «включены» в процесс и в любой момент готовы сорваться с места, чтобы прийти на помощь герою. Музыкальные сюжетные занятия, по нашему мнению, представляют собой такие мини-спектакли, где следуя развитию сюжета, логично включаются все виды музыкальной деятельности, побуждая детей к активному участию в них.

На наш взгляд широкие возможности для развития детского творчества предоставляет программа «Музыкальный мир» Т.Баклановой и Г.Новиковой, являющаяся структурной составляющей ООП ДО «Тропинки» (под редакцией В. Кудрявцева), ключевая идея которой, может быть кратко сформулирована так: «Мир как знакомый незнакомец». Программа нацелена на формирование и развитие средствами музыкального искусства музыкальной культуры дошкольников как части общей культуры личности, а также на формирование творческого воображения и творческого мышления средствами художественно-эстетических видов деятельности.

Тематическое блочное планирование, а также введение в структуру музыкального занятия новых видов деятельности, таких как зрительно-слуховые и пластические образы для создания импровизированных вокально-инструментальных и ритмопластических композиций, способствуют разработке широкого спектра тем для сюжетных занятий и создают условия для развития творческого воображения детей, выявлению и реализации их творческих способностей, стимулируют творческую самореализацию личности в процессе музыкальных занятий.

Сюжетные музыкальные занятия – это занятия, объединенные не только одной темой, но и единой сюжетной линией. Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.

Организуя сюжетное музыкальное занятие, педагог выстраивает вокруг игрового сюжета содержание различных видов деятельности, организует совместное творчество с детьми. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. Ценность сюжетных занятий и в том, что они рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а участником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.

Дети всегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. В основу каждого занятия положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность, уверенность в своих силах.

Следует отметить отсутствие жесткого алгоритма проведения сюжетных музыкальных занятий, последовательности введения различных видов музыкальной деятельности в ходе занятия в отличие от традиционных.

Средства музыкального и других видов искусств (поэзия, художественная литература, изобразительное искусство) используются в соответствии с целями и содержанием образовательного процесса в различных комбинациях в соответствии с развитием сюжета. В целом этапы занятия можно представить следующим образом: Организационный – «Приветствие»; Мотивационно-ориентировочный («Завязка»): постановка проблемного вопроса, ситуации; Практический – («Основная часть»): поисковая деятельность, решение проблемы средствами различных видов искусств и музыкальной деятельности. Заключительная часть: вывод, рефлексия, ритуал прощания.

Приведем для примера сценарий сюжетного музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Необыкновенные приключения Гномика-Шуршика».

Цель: познакомить детей с элементарной классификацией окружающих звуков: шумовые, музыкальные.

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников представлений о музыке, как части целостного и многообразного мира искусства, который неотделим от всего окружающего мира.
  2. Дать понятия шумовые и музыкальные звуки, ритм. Закрепить из в различных видах музыкальной деятельности.
  3. Развивать чувство ритма, слуховое внимание, наблюдательность, голосовой аппарат.
  4. Способствовать развитию коммуникативных качеств. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
  5. Способствовать развитию фантазии, воображения, творческих проявлений во всех видах музыкальной деятельности.

Оборудование: колокольчик, музыкально-шумовые и самодельные инструменты для детского оркестра, орехи (или каштаны) по 2 шт. на каждого воспитанника; мультимедийная установка.

Ход занятия

1. Организационный этап. «Приветствие».

Музыкальный руководитель (далее М.Р.) привлекает внимание детей, звенит колокольчиком:

Колокольчик озорной, ты в кружок ребят построй!

Дети становятся в круг и поют:

Собрались ребята в круг: слева – друг, и справа – друг!

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! Здравствуйте!

2. Мотивационно-ориентировочный этап («Завязка»)

М.Р.: Дети, скажите пожалуйста, вы любите ходить в детский сад, или лучше быть дома, одному? (Варианты ответов детей). У меня есть знакомый мальчик, его зовут Ваня, он не очень любил ходить в детский сад и однажды, с ним произошла очень интересная история. Хотите узнать, какая?..

Дети рассаживаются на ковре, педагог рассказывает.

Это произошло однажды осенью. Мальчик Ваня, которому уже исполнилось целых пять с половиной лет, сидел дома один и скучал: детский сад был закрыт на выходные и Ваня не мог встретиться с друзьями, мама и папа ушли по делам, бабушка смотрела свою любимую передачу и попросила не мешать ей. Ваня подошел к окну – на улице было пасмурно, моросил дождь, поэтому никто из его друзей не гулял во дворе. Ваня совсем загрустил… Вдруг он услышал шорох. Странно, он ведь жил в большом, красивом доме и мышек здесь не водилось. Да и кот Мурзик, который жил у них в квартире, не допустил бы такого безобразия! Шорох повторился. И вдруг… Ваня увидел, что на подоконнике появился странный человечек – это был маленький гномик!

Кто ты? – спросил удивленно Ваня.

Я – гном, а зовут меня Шуршик!

А меня – Ваня. Как ты сюда попал?

Я гулял в лесу и присел отдохнуть под деревом. Вдруг подул сильный ветер, он подхватил и поднял высоко над деревьями все листья, а вместе с ними и тот, на котором сидел я! Ветер долго играл с листьями, кружил их в небе, а потом подул сильно-сильно и я нечаянно залетел к тебе в открытую форточку!.. А ты почему такой грустный, Ваня?

И мальчик рассказал гному, почему он загрустил. А вы, ребята, поняли, почему ему было грустно? (Ответы детей) Шуршик очень заинтересовался, когда Ваня рассказал ему про детский сад, своих друзей в группе и о том, чем они там занимаются.

А теперь и детский сад закрыт, и на улице никто не гуляет из-за дождя, и я не знаю, чем мне заняться, мне скучно … вновь загрустил Ваня, уж лучше я сейчас был бы в детском саду!

М.Р.: А чтобы вы могли предложить Ване, чтобы прогнать скуку? Хотели бы вы ему помочь? (Ответы-предложения детей).

Вот и Шуршик посоветовал Ване:

А давай поскорей позовём твоих друзей и все вместе устроим детский сад прямо здесь!

Ваня попросил бабушку помочь. Она позвонила его друзьям, и, когда они пришли, Ваня познакомил их с Шуршиком.

Какое странное имя! – удивились ребята.

Я братик Осени. Я появился во время листопада, когда шуршали сухие листики. Вот меня и назвали – Шуршик.

3. Практический этап – («Основная часть»):

М.Р. обращает внимание детей на то, что все, окружающие нас предметы могут издавать различные звуки и предлагает самим найти разные звуки: постучать разными предметами по столу, по двери, позвенеть ложкой в стаканчике и т.д.

Таким образом, слуховое внимание переключается с восприятия текста, но при этом продолжает «работать» - происходит развитие сенсорных качеств – дети различают звуки по динамике, интенсивности и другим характерным признакам (глухой-звонкий и т.д.).

М.Р.: Дети развеселились, а гномик почему-то загустил. Как вы думаете, почему? (Ответы детей с предположениями).

М.Р.: У Вани оказалось много друзей, а друзья Шуршика остались в лесу, и листочек, на котором он прилетел, совсем промок и лететь пока не может. А вы хотели бы развеселить гномика? Как мы можем это сделать? (Варианты ответов, обычно поиграть).

Но у нас есть любимые игрушки, а у гномика в лесу таких нет. Надо помочь ему и придумать, чем бы он смог поиграть со своими друзьями. (Предположения детей: можно использовать различные предметы - палочки, шишки, каштаны, листики, желуди, орехи, самодельные шумовые инструменты).

М.Р.: Осенью мы можем услышать в природе множество разнообразных звуков. Каких?.. (Дети: шелест листвы, шум дождя, вой ветра и т.п.).

На мультимедийном экране изображение Феи Осени

М.Р. предлагает детям озвучить стихотворение про осень, используя как самодельные инструменты, так и детские музыкально-шумовые:

Тихо бродит по дорожке (тихо бьют ладошками по барабану)

Осень в золотой одежке. (бубны, бубенцы + баночки, наполненные бусинками)

Где листочком зашуршит, (маракасы, султанчики)

Где дождинкой зазвенит (колокольчики, треугольник, металлофон)

Раздается громкий стук - (деревянные палочки, ложки, кубики)

Это дятел - тук да тук!

Дятел делает дупло + (ксилофоны)

Белке будет там тепло!

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям пошумел. (султанчики + все шуршащие)

Громче завывает

Тучки собирает (тремоло бубнов)

Дождик - динь, дождик - дон! (треугольники, колокольчики, металлофон)

Капель бойкий перезвон…

Все звенит, стучит, поет (все инструменты)

Осень яркая идет!

М.Р.: Скажите, так стихотворение зазвучало интереснее, ярче?..

А если мы сейчас просто начнем стучать, шуршать, греметь – будет приятно и интересно?.. Что получится? (Шум!) Именно поэтому такие звуки называют – шумовые.

Мы можем совместить музыкальные и шумовые звуки, и у нас получится весёлая игра. Посмотрите, я насобирала лесных орехов. (Можно использовать каштаны). В эту игру надо играть с друзьями, одному не получится. Проводится музыкально-ритмическая «Игра с орешками»:

Дети сидят на полу в кругу. Перед каждым лежат два грецких ореха. На вступление дети берут один орех в левую руку. С началом звучания 1-й части музыки перекладывают его в правую руку, одновременно забирая левой рукой орешек у соседа (для облегчения задачи при разучивании можно предложить детям проговаривать слова: «У меня, у соседа. Взял – отдал»). На 2-ю часть музыки дети берут оба ореха и отстукивают ими ритмический рисунок музыки. 3-я часть – повторение первой.

М.Р.: Итак, мы совместили музыкальные и шумовые звуки: звучала музыка, а мы стучали орешками. Но наши шумовые звуки не мешали музыкальным, а сделали игру веселее. Как вы думаете, почему?..

(Дети: Потому, что мы не просто стучали, а отстукивали ритм музыки).

А вы знаете, что у каждого из нас есть свой музыкальный инструмент, который всегда с нами?!. Это наш голос. Сейчас вы в этом убедитесь сами. Когда мы кричим, или громко говорим, какие звуки мы издаём?.. (Шумовые) Но стоит нам запеть красивую песню – это будут музыкальные звуки, наш голос будет петь мелодию песни, так что его тоже можно назвать музыкальным инструментом, но только, когда мы поём!

Давайте попробуем утешить Шуршика короткой песенкой: «Шуршик, не грусти! С нами погости!»

Дети (индивидуально, по желанию) поют слова, импровизируя мелодию. М.Р. предлагает спеть то ласковым голосом, утешая гномика, то веселым, жизнерадостным.

Далее М.Р. предлагает детям порадовать Шуршика и исполнить вместе песню: «Осенняя» - муз. Алексеева

М.Р. Пока Ваня со своими друзьями и с Шуршиком играли, листочек успел высохнуть, да и дождик на улице закончился. Дети вышли на улицу. Гномик сел на листочек и направил его к лесу. Тут и ветерок прилетел, подхватил Шуршика и понес в его родной лес…

До свидания! – Закричали дети.

– До свидания! – Донесся до них голос Шуршика.

А тут и мамы с папами подоспели, и дети разошлись по домам. А Ваня стал с нетерпением ждать понедельник, потому что он опять встретится там со своими друзьями и с другими детьми группы, и они все вместе смогут поиграть в новые весёлые игры. Оказывается, в садик ходить очень даже интересно!

4. Заключительная часть. Рефлексия. М.Р.: Сегодня мы познакомились с мальчиком Ваней и с его новым сказочным другом. Кто это был?.. Почему у него такое имя?.. Как вы думаете, нам бы удалось развеселить Шуршика, когда он загрустил?.. Сможет ли он поиграть в лесу со своими друзьями? Что он может использовать, вместо игрушек? (Шишки, каштаны, орехи, листья, палочки и т.д.) Какие звуки издают эти предметы? (Шумовые) Какие еще бывают звуки? (Музыкальные). В каком случае наш голос можно считать музыкальным инструментом? (Когда мы поём) Давайте подумаем, сумели ли мы подчинить шумовые звуки и сделать их музыкальными? Чем вам понравилось заниматься больше всего? Было ли трудно? А скучно? Думаю, сегодня вы убедились, что вместе, дружно всё делать гораздо интереснее!

Ритуал прощания:

Мне тоже было очень интересно заниматься с вами, и я хочу подарить вам на память эти смайлики, чтобы у вас всегда было хорошее настроение! А вы их тоже можете подарить своим друзьям, чтобы поделиться улыбками и радостью!

(М.Р. дарит детям веселые смайлики, прощается).

Таким образом, музыкальная деятельность является одной из приоритетных в развитии детского творчества, так как обладает неисчерпаемыми возможностями для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, а проведение музыкальных занятий в сюжетной форме создает оптимальные условия, позволяющие педагогу, способствовать самореализации воспитанников, активному проявлению инициативы детей в песенном, танцевальном творчестве, а также в импровизациях на детских музыкальных инструментах.

Текст статьи
  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк. 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.
  2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. − М.: Издательский центр «Академия», 2005. − 320 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря