Большую роль в определении корпоративной культуры дошкольного корпуса московской школы играет старший воспитатель, который должен достаточно ясно представлять, что такое культура вообще, и отдельно - корпоративная культура. Его задача – это понимание роли и места личной и корпоративной культуры в достижении целей дошкольного корпуса, предвидении последствий своих решений в культурологическом аспекте. Повышает авторитет старшего воспитателя и умение диагностировать причины успеха и неудач, напрямую или косвенно относящихся к культуре дошкольного корпуса.
Что же входит в должностные обязанности старшего воспитателя? Итак, старший воспитатель дошкольного корпуса московской школы:
- Осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды.
- Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.
- Участвует в стратегическом планировании, разработке и внедрении программы развития и годового плана работы дошкольного корпуса.
- Способствует созданию развивающей образовательной среды в дошкольном корпусе, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В рамках планирования, организации и контроля образовательной деятельности старший воспитатель осуществляет:
- участие в составе рабочей группы в разработке образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО (ФАОП ДО);
- составление режимов дня и расписания НОД по возрастным группам совместно с воспитателями групп;
- взаимодействие воспитателей и специалистов дошкольного корпуса для усвоения программы дошкольного образования;
- организацию проведения педагогических мониторингов определения образовательных потребностей воспитанников, динамики и уровня освоения детьми образовательной программы дошкольного образования;
- организацию оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы;
- организацию и проведение педагогических советов и других мероприятий, предусмотренных годовым планом школы;
- контроль выполнения воспитателями (педагогами ДОУ) образовательной программы дошкольного образования, соответствия условий реализации программы и требований к результатам се освоения ФГОС ДО, ФОП (ФАОП) ДО;
- контроль планирования и осуществления воспитателями образовательной деятельности, режимных моментов, игровой и самостоятельной деятельности воспитанников дошкольного корпуса;
- контроль выполнения годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педагогического совета;
- организацию работы воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
- проведение совместных мероприятий с образовательными организациями.
Таким образом, личность старшего воспитателя дошкольного корпуса московской школы можно охарактеризовать следующими качествами: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность.
Остановимся на них более подробно.
Доминантность (влияние)
Старшему воспитателю, безусловно, необходимо обладать этой чертой. Но, вырабатывая ее в себе, не следует забывать о психологической стороне вопроса.
Во-первых, для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет. Влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным.
Во-вторых, неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит внутренний отклик. Без позитивной ответной реакции стремление старшего воспитателя доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.
Уверенность в себе
Что значит для педагогов и персонала уверенный в себе старший воспитатель? Прежде всего, то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.
Вместе с тем следует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, существует разница между уверенностью в себе и самоуверенностью. Это различие легко уловимо, но трудно преодолимо. Сказать можно только то, что старший воспитатель, уверенный в себе, исходит из реалистичных представлений о своих возможностях, достоинствах и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их. У такого руководителя есть реальные, а не мнимые основания для уверенности.
Во-вторых, известно, что педагоги, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, а значит, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя спокойно и уверенно.
И, наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это методическое объединение и сотрудничество с другими старшими воспитателями других дошкольных корпусов одной школы. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость
Это родственные, близкие друг другу личностные черты старшего воспитателя дошкольного корпуса. Они, безусловно, могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно. Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства.
Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.
Во-вторых, старший воспитатель – это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий – неврозами, психическими заболеваниями. Таким образом, руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби.
Прежде, чем вести разговор о стрессоустойчивости, стоит выяснить отличие двух понятий – «стресс» и «дистресс». Стресс – это напряжение (физическое, физиологическое и эмоционально-психологическое), активизирующее усилия человека на достижение целей. Дистресс – это перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что стрессоустойчивость – это совокупность личностных качеств, позволяющих старшему воспитателю переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, коллектива дошкольного корпуса и своего здоровья.
Креативность
Это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управлению дошкольным корпусом креативность может рассматриваться с точки зрения способности старшего воспитателя видеть элементы новизны, творчества в деятельности педагогов и поддерживать их.
Стремление к достижениям и предприимчивость
Без этих качеств невозможно представить себе успешного руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей – потребность в самореализации, в достижении целей.
Ответственность и надежность
Эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и дошкольного корпуса, и самого старшего воспитателя.
Для дошкольного корпуса московской школы, который дорожит своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства перед всеми участниками образовательного процесса должны быть выполнены, а именно: перед родителями, детьми и сотрудниками.
Независимость
Важной чертой руководителя является независимость. Независимость – это готовность старшего воспитателя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам. Чем более независимым является старший воспитатель, чем самостоятельнее он себя ведет, тем ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно.
Сильный, самостоятельный руководитель может позволить себе иметь среди сотрудников инакомыслящих людей.
Общительность (коммуникабельность)
Нет особой необходимости доказывать, сколь она необходима в деятельности старшего воспитателя дошкольного корпуса. Без общительности, коммуникабельности невозможно такое основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Коммуникабельность – качество не врожденное, его можно развивать. Развитие коммуникативных навыков – важнейшая часть самосовершенствования и саморазвития руководителя [1].
Таковы основные характеристики, имеющие отношение к личности руководителя. Необходимо отметить, что человек не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни.
Формированию нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться, и он понимал, что необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность [3].
Корпоративная культура дошкольного корпуса так же, как и любой организации, определяется стилем руководства. Существуют различные стили управления организацией: авторитарный, демократический, либеральный, комбинированный. В зависимости от этапа развития организации, поставленных целей, социально-психологических факторов каждый из них предполагает разработку определенных принципов корпоративной культуры.
Компетентность старшего воспитателя - то качество его личности, которое помогает сознательно производить лучший стиль руководства, опираясь на опыт, знание науки управления, психолого-педагогическую вооруженность, научный и общекультурный кругозор.
Если в дошкольном корпусе старший воспитатель придерживается преимущественно авторитарного стиля руководства, то это не способствует формированию положительного морально-психологического климата в коллективе. При этом стиле руководитель часто выглядит мрачным и озабоченным, слишком раздраженным. Он резок с людьми. Большинство предписаний – это команды и приказы. Такой руководитель слишком официально обращается с педагогами, не склонен учитывать мнение коллектива. Авторитарный стиль руководства может быть оправдан на первой стадии развития, когда только формируется коллектив и его культура. В это время происходит социально-психологическая адаптация педагогов, то есть активное приспособление к условиям жизни в новом коллективе, усвоение элементарных требований, норм и традиций. При авторитарном стиле руководства в коллективе отсутствует доверие и повышенная конфликтность, что не способствует формированию корпоративной культуры.
В том случае, если в коллективе преобладает демократический стиль руководства, то заведующий адекватно относится к педагогам и персоналу, он самокритичен. Такой стиль руководства уместен на второй стадии формирования коллектива, в это время сотрудники более самостоятельны в решении групповых проблем. Главный признак этого стиля - постоянный контакт с людьми, склонность к делегированию власти; доверие к подчиненным и предоставление им самостоятельности. В таком коллективе преобладает деликатность, терпимость в отношении друг к другу, общительность, отсутствие конфликтов, творческое отношение к делу. Все эти факторы способствуют развитию корпоративной культуры.
При либеральном стиле старший воспитатель недостаточно активен, опасается конфликтов, избегает ответственности, легко соглашается с мнением подчиненных. В коллективе обязанности не распределены, наказания и поощрения являются субъективными, основываются на внешних впечатлениях, а не на глубоком анализе. Такой руководитель постоянно находится в состоянии неуверенности, а в коллективе могут возникать непредвиденные ситуации и конфликты. Все это не способствует формированию благоприятного климата в коллективе и формированию корпоративной культуры.
Получается, что старший воспитатель дошкольного корпуса стилем своей работы, личным поведением, отношением к работникам прямо или косвенно влияет на формирование того или иного морально-психологического климата в коллективе. Он должен уметь определить ведущие качества личности, ее психологическое состояние, а это требует наблюдательности и конструктивного мышления. Таким образом, старшему воспитателю дошкольного корпуса важно уметь прогнозировать перспективы развития личности каждого сотрудника и моделировать будущее коллектива.