Организация сетевой формы реализации образовательных программ в современной школе направлена на решение ряда целей и задач, таких как:
- повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения организаций-участников сетевого взаимодействия, так и высококвалифицированного кадрового состава;
- улучшение образовательных результатов обучающихся;
- повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов как образовательных, так и иных организаций – участников сетевого взаимодействия;
- рациональное использование финансовых средств за счет объединения нескольких организаций над решением общей цели и задачи, отвечающей интересам всех участников взаимодействия;
- повышение вариативности образовательных программ, в том числе дополнительных общеобразовательных программ;
- формирование системы кадрового обеспечения организаций-участников сетевого взаимодействия, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников [3, с. 2].
Реализация сетевой формы образовательных программ осуществлялась в ходе работы региональной экспериментальной площадки по теме «Обновление технологий обучения по предметам естественно-научного цикла в основной и средней школе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ для обеспечения качественного образования». Основная идея работы – создание условий для реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с целью получения дополнительного профиля обучения через сетевую форму реализации образовательных программ.
Знакомство с нормативными документами [1-3] позволило сформировать Алгоритм действий образовательной организации при реализации образовательных программ в сетевой форме. Алгоритм представлен в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Алгоритм действий базовой образовательной организации при реализации образовательных программ в сетевой форме
№ п/п |
Действия образовательной организации |
---|---|
1 |
Проведение оценки оснащенности и достаточности собственных материально технических, кадровых и иных ресурсов для реализации образовательных программ, выявление дефицита ресурсного обеспечения. Определение перечня возможных направлений для организации сетевого взаимодействия с организациями партнера |
2 |
Поиск организаций партнеров, оценка их материально технического, инфраструктурного и кадрового потенциала |
3 |
Определение механизмов взаимодействия общеобразовательной организации с организацией-партнером |
4 |
Заключение договора о реализации образовательной программы в сетевой форме |
5 |
Разработка, принятие и утверждение образовательной организацией локального нормативного акта, регулирующего реализацию образовательных программ в сетевой форме |
6 |
Внесение изменений в действующие локальные акты образовательной организации, регламентирующие порядок сетевого взаимодействия |
7 |
Внесение изменений в имеющиеся образовательные программы или разработка новых образовательных программ |
8 |
Утверждение образовательной программы, реализуемой в сетевой форме |
9 |
Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации соответствующей образовательной программы в сетевой форме |
10 |
Издание организационно распорядительных документов ОО |
11 |
Внесение изменений в должностные инструкции сотрудников |
12 |
Организация образовательного процесса по соответствующей образовательной программе |
13 |
Общее руководство работой по организационному обеспечению и информационной поддержке сетевого взаимодействия. Контроль. администрации реализации сетевой образовательной программы. Оценка эффективности реализации сетевой образовательной программы |
Данный алгоритм позволяет каждой образовательной организации выстроить механизм реализации сетевых образовательных программ, исходя из ресурсов, потребностей и задач образовательных организаций. В экспериментальной работе принимали участие две образовательные организации Санкт-Петербурга: ГБОУ лицей №344 Невского района и ГБОУ лицей №572 Невского района. Каждое образовательное учреждение имеет свою специализацию и, соответственно, профиль обучения. Лицей №344 обладает следующими ресурсами: опыт углубленного преподавания математики и физики, опыт разработки углубленных учебных программ по предметам «Математика» и «Физика», кадровый потенциал, материально-техническая база и учебно-методическая литература для изучения данных учебных предметов на углубленном уровне. Лицей №572 имеет аналогичные ресурсы с точки зрения преподавания биологии и химии.
В обоих лицеях есть учащиеся, которым помимо профиля учреждения требуется углубленное изучение других предметов. Так в лицее № 344 углубленно изучается математика и физика, и всегда есть дети, которым ещё нужна «углубленка» и по химии и биологии.
Для реализации образовательных потребностей таких учащихся в образовательных организациях, в соответствии с профилем, были разработаны сетевые образовательные программы для 8 и 10 классов по предметам «Физика», «Химия», «Биология», включающие теоретическую и практическую составляющие курса. При реализации программ основными трудностями видим еженедельные затраты на сопровождение учащихся в другую школу на занятия, на оплату работы учителя с учащимися другой школы, необходимость расширения базовой учебной программы, чтобы она стала основой для углубленного изучения предмета.
Для решения обозначенных проблем возникла идеи создания виртуального класса и реализации сетевых программ в смешанном формате. Разработанные программы реализуются следующим образом: 1 час в неделю – учащиеся самостоятельно изучают предложенный материал на электронном ресурсе в удобное для него время, 1 час – учитель проводит онлайн консультацию, 6 часов в неделю – каникулярный лабораторный практикум с выездом в образовательную организацию партнера.
При этом в лицеях реализуются базовые программы по выбранным детьми дополнительным профилям, содержащие СТЕМ-модули, предусматривающие выполнение СТЕМ-проектов учащимися в целях формирования естественно-научной грамотности. Таким образом, выбор ребенка дополнительного профиля обучения поддерживается школами с двух сторон: при обучении по базовой программе и обучении по сетевой программе, выводящих учащихся на углубленный уровень обучения.
В условиях эксперимента были определены две модели реализации сетевых программ: через часы внеурочной деятельности и с использованием часов из части, формируемой участниками образовательных отношений (в 8 классе) или предмета по выбору учащегося в 10 классе. В первом случае разрабатывается модульная программа внеурочной деятельности с описанием реализации каждого модуля. Вторая модель предполагает разработку индивидуальных учебных планов учащихся на часы из учебной сетки (1 час в неделю) и разработку программы внеурочной деятельности для организации лабораторного практикума. Познакомиться с моделями можно в таблице (табл. 2).
Таблица 2
Модели реализации сетевых образовательных программ
Базовая школа |
Организация-участник |
---|---|
Реализует базовую программу по предмету (химия, биология), включающую STEM-модули, выполнение STEM-проектов, использование упражнений на формирование естественно-научной грамотности |
Реализует:
|
Очное обучение |
Смешанное обучение |
На рисунках представлены учебные планы 8 и 10 классов (рис. 1 и 2) для учащихся, изучающих углубленно физику и математику и дополнительно химию и биологию. В 8 классе углубленный уровень по физике -3 часа (2 часа и 1час из части, формируемой участниками образовательных отношений) и по химии 3 часа (2+1), биология – 3 часа (2+1). Аналогичная ситуация в 10 классе: используются часы деления на предметах по выбору «Информатика» и «Биология», «Информатика» и «Химия». Оплата работы учителя производится за счет деления класса на группы при изучении профильного предмета.
Рис. 1. Учебный план для экспериментальной группы 8 класса
Рис. 2. Учебный план для экспериментальной группы 10 класса
Вторая модель реализации более трудная в исполнении, но она дает учащимся возможность официально получить два профиля обучения на углубленном уровне.
При реализации эксперимента выстроилась следующая схема взаимодействия образовательных организаций (лицеев 344 и 572) с четким распределением обязанностей лицеев. Модель представлена на рисунке (рис. 3).
Рис. 3. Схема взаимодействия образовательных организаций при реализации сетевых образовательных программ
При разработке и реализации сетевых образовательных программ выявлены следующие трудности: существующая автоматизированная система учета успеваемости (Электронный журнал) не предусматривает сетевую форму реализации программ, в связи с чем нет возможности цифрового учета успеваемости при выборе учащимся индивидуального учебного плана; сервис «Электронный журнал» не предусматривает деление на группы одного класса по нескольким предметам, возникает необходимость ведения бумажной документации. Разработка онлайн курсов – достаточно трудоемкая задача. Большая административная работа по разработке сопровождающей документации. Не введены официальные механизмы финансирования реализации сетевых образовательных программ, необходимо внесение таких программ в государственное задание образовательного учреждения. Требуется дополнительное сопровождение групп учащихся, обучающихся по сетевым образовательным программам.
Разработанные образовательными организациями сетевые программы открывают для учащихся следующие возможности: удовлетворение индивидуальных образовательных запросов, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, повышение качества за счет использования ресурсов и опыта реализации программ других организаций. Опыт показывает, что возможно привлечение учащихся из нескольких школ, разработанные программы можно использовать не только в приложении к базовым программам, но и отдельно, как самостоятельный курс. У учащихся появляется возможность получить несколько профилей на углубленном уровне. Смешанный формат обучения экономит время, обеспечивает доступность и предусматривает получение обратной связи.