Главная
АИ #1 (183)
Статьи журнала АИ #1 (183)
Сетевая форма реализации образовательных программ как инструмент реализации инди...

Сетевая форма реализации образовательных программ как инструмент реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

сетевая форма реализации образовательных программ
договор о сетевой форме реализации образовательных программ
повышение качества обучения
вариативность образовательных программ
индивидуальный учебный план

Аннотация статьи

В статье представлен опыт внедрения сетевой формы реализации образовательных программ, апробированный в ходе экспериментальной работы образовательного учреждения. Цель реализации сетевых образовательных программ –обеспечения качественного образования через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Текст статьи

Организация сетевой формы реализации образовательных программ в современной школе направлена на решение ряда целей и задач, таких как:

  • повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения организаций-участников сетевого взаимодействия, так и высококвалифицированного кадрового состава;
  • улучшение образовательных результатов обучающихся;
  • повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов как образовательных, так и иных организаций – участников сетевого взаимодействия;
  • рациональное использование финансовых средств за счет объединения нескольких организаций над решением общей цели и задачи, отвечающей интересам всех участников взаимодействия;
  • повышение вариативности образовательных программ, в том числе дополнительных общеобразовательных программ;
  • формирование системы кадрового обеспечения организаций-участников сетевого взаимодействия, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников [3, с. 2].

Реализация сетевой формы образовательных программ осуществлялась в ходе работы региональной экспериментальной площадки по теме «Обновление технологий обучения по предметам естественно-научного цикла в основной и средней школе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ для обеспечения качественного образования». Основная идея работы – создание условий для реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с целью получения дополнительного профиля обучения через сетевую форму реализации образовательных программ.

Знакомство с нормативными документами [1-3] позволило сформировать Алгоритм действий образовательной организации при реализации образовательных программ в сетевой форме. Алгоритм представлен в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Алгоритм действий базовой образовательной организации при реализации образовательных программ в сетевой форме

№ п/п

Действия образовательной организации

1

Проведение оценки оснащенности и достаточности собственных материально технических, кадровых и иных ресурсов для реализации образовательных программ, выявление дефицита ресурсного обеспечения. Определение перечня возможных направлений для организации сетевого взаимодействия с организациями партнера

2

Поиск организаций партнеров, оценка их материально технического, инфраструктурного и кадрового потенциала

3

Определение механизмов взаимодействия общеобразовательной организации с организацией-партнером

4

Заключение договора о реализации образовательной программы в сетевой форме

5

Разработка, принятие и утверждение образовательной организацией локального нормативного акта, регулирующего реализацию образовательных программ в сетевой форме

6

Внесение изменений в действующие локальные акты образовательной организации, регламентирующие порядок сетевого взаимодействия

7

Внесение изменений в имеющиеся образовательные программы или разработка новых образовательных программ

8

Утверждение образовательной программы, реализуемой в сетевой форме

9

Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации соответствующей образовательной программы в сетевой форме

10

Издание организационно распорядительных документов ОО

11

Внесение изменений в должностные инструкции сотрудников

12

Организация образовательного процесса по соответствующей образовательной программе

13

Общее руководство работой по организационному обеспечению и информационной поддержке сетевого взаимодействия. Контроль. администрации реализации сетевой образовательной программы. Оценка эффективности реализации сетевой образовательной программы

Данный алгоритм позволяет каждой образовательной организации выстроить механизм реализации сетевых образовательных программ, исходя из ресурсов, потребностей и задач образовательных организаций. В экспериментальной работе принимали участие две образовательные организации Санкт-Петербурга: ГБОУ лицей №344 Невского района и ГБОУ лицей №572 Невского района. Каждое образовательное учреждение имеет свою специализацию и, соответственно, профиль обучения. Лицей №344 обладает следующими ресурсами: опыт углубленного преподавания математики и физики, опыт разработки углубленных учебных программ по предметам «Математика» и «Физика», кадровый потенциал, материально-техническая база и учебно-методическая литература для изучения данных учебных предметов на углубленном уровне. Лицей №572 имеет аналогичные ресурсы с точки зрения преподавания биологии и химии.

В обоих лицеях есть учащиеся, которым помимо профиля учреждения требуется углубленное изучение других предметов. Так в лицее № 344 углубленно изучается математика и физика, и всегда есть дети, которым ещё нужна «углубленка» и по химии и биологии.

Для реализации образовательных потребностей таких учащихся в образовательных организациях, в соответствии с профилем, были разработаны сетевые образовательные программы для 8 и 10 классов по предметам «Физика», «Химия», «Биология», включающие теоретическую и практическую составляющие курса. При реализации программ основными трудностями видим еженедельные затраты на сопровождение учащихся в другую школу на занятия, на оплату работы учителя с учащимися другой школы, необходимость расширения базовой учебной программы, чтобы она стала основой для углубленного изучения предмета.

Для решения обозначенных проблем возникла идеи создания виртуального класса и реализации сетевых программ в смешанном формате. Разработанные программы реализуются следующим образом: 1 час в неделю – учащиеся самостоятельно изучают предложенный материал на электронном ресурсе в удобное для него время, 1 час – учитель проводит онлайн консультацию, 6 часов в неделю – каникулярный лабораторный практикум с выездом в образовательную организацию партнера.

При этом в лицеях реализуются базовые программы по выбранным детьми дополнительным профилям, содержащие СТЕМ-модули, предусматривающие выполнение СТЕМ-проектов учащимися в целях формирования естественно-научной грамотности. Таким образом, выбор ребенка дополнительного профиля обучения поддерживается школами с двух сторон: при обучении по базовой программе и обучении по сетевой программе, выводящих учащихся на углубленный уровень обучения.

В условиях эксперимента были определены две модели реализации сетевых программ: через часы внеурочной деятельности и с использованием часов из части, формируемой участниками образовательных отношений (в 8 классе) или предмета по выбору учащегося в 10 классе. В первом случае разрабатывается модульная программа внеурочной деятельности с описанием реализации каждого модуля. Вторая модель предполагает разработку индивидуальных учебных планов учащихся на часы из учебной сетки (1 час в неделю) и разработку программы внеурочной деятельности для организации лабораторного практикума. Познакомиться с моделями можно в таблице (табл. 2).

Таблица 2

Модели реализации сетевых образовательных программ

Базовая школа

Организация-участник

Реализует базовую программу по предмету (химия, биология), включающую STEM-модули, выполнение STEM-проектов, использование упражнений на формирование естественно-научной грамотности

Реализует:

  1. Либо предмет по выбору учащегося (1 час. в нед.) и программы внеурочной деятельности, включающие консультативное онлайн занятие (1 час в нед.), каникулярный лабораторный практикум (6 час. в нед.);
  2. Либо курс внеурочной деятельности, включающий онлайн курс (1 час в нед.) и консультативное онлайн занятие (1 час в нед.), каникулярный лабораторный практикум (6 час. в нед.).

Очное обучение

Смешанное обучение

На рисунках представлены учебные планы 8 и 10 классов (рис. 1 и 2) для учащихся, изучающих углубленно физику и математику и дополнительно химию и биологию. В 8 классе углубленный уровень по физике -3 часа (2 часа и 1час из части, формируемой участниками образовательных отношений) и по химии 3 часа (2+1), биология – 3 часа (2+1). Аналогичная ситуация в 10 классе: используются часы деления на предметах по выбору «Информатика» и «Биология», «Информатика» и «Химия». Оплата работы учителя производится за счет деления класса на группы при изучении профильного предмета.

Рис. 1. Учебный план для экспериментальной группы 8 класса

Рис. 2. Учебный план для экспериментальной группы 10 класса

Вторая модель реализации более трудная в исполнении, но она дает учащимся возможность официально получить два профиля обучения на углубленном уровне.

При реализации эксперимента выстроилась следующая схема взаимодействия образовательных организаций (лицеев 344 и 572) с четким распределением обязанностей лицеев. Модель представлена на рисунке (рис. 3).

Рис. 3. Схема взаимодействия образовательных организаций при реализации сетевых образовательных программ

При разработке и реализации сетевых образовательных программ выявлены следующие трудности: существующая автоматизированная система учета успеваемости (Электронный журнал) не предусматривает сетевую форму реализации программ, в связи с чем нет возможности цифрового учета успеваемости при выборе учащимся индивидуального учебного плана; сервис «Электронный журнал» не предусматривает деление на группы одного класса по нескольким предметам, возникает необходимость ведения бумажной документации. Разработка онлайн курсов – достаточно трудоемкая задача. Большая административная работа по разработке сопровождающей документации. Не введены официальные механизмы финансирования реализации сетевых образовательных программ, необходимо внесение таких программ в государственное задание образовательного учреждения. Требуется дополнительное сопровождение групп учащихся, обучающихся по сетевым образовательным программам.

Разработанные образовательными организациями сетевые программы открывают для учащихся следующие возможности: удовлетворение индивидуальных образовательных запросов, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, повышение качества за счет использования ресурсов и опыта реализации программ других организаций. Опыт показывает, что возможно привлечение учащихся из нескольких школ, разработанные программы можно использовать не только в приложении к базовым программам, но и отдельно, как самостоятельный курс. У учащихся появляется возможность получить несколько профилей на углубленном уровне. Смешанный формат обучения экономит время, обеспечивает доступность и предусматривает получение обратной связи.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201212300007?pageSize=50 свободный. Яз. рус. (дата обращения 04.01.2023), С. 404.
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009110027 свободный. Яз. рус. (дата обращения 04.01.2023), С. 14.
  3. Методические рекомендации для субъектов российской федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме от 28 июня 2019 г.№ МР-81/02вн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/law/metodicheskie-rekomendatsii-dlia-subektov-rossiiskoi-federatsii-po_2/ свободный. Яз. рус. (дата обращения 04.01.2023).
  4. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6, URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10934 свободный. Яз. рус. (дата обращения 04.01.2023).

Поделиться

1160

Шелюховская М. Н. Сетевая форма реализации образовательных программ как инструмент реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся // Актуальные исследования. 2024. №1 (183). С. 86-91. URL: https://apni.ru/article/8042-setevaya-forma-realizatsii-obrazovatelnikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января