В современном образовании социально-гуманитарное направление занимает важное место. Оно необходимо для того, чтобы школьники не только усваивали факты и концепции, но и понимали суть основных социальных и культурных явлений. Анализирование и восприятие информации, аргументация собственной позиции и развитие критического мышления – все эти навыки, которые они приобретают в процессе учебы, будут востребованы в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни учеников.
Более того, социально-гуманитарное образование способствует формированию общественно активной личности, способной вносить позитивные изменения в общество. В процессе изучения социальных наук и гуманитарных дисциплин школьники расширяют свой кругозор, узнают о различных культурах и традициях, развивают эмпатию и толерантность.
Направление социально-гуманитарного характера ставит перед собой цель развития у учащихся навыков и качеств, необходимых для активного участия в жизни общества. Кроме того, оно способствует формированию социальной ответственности, эмпатии и умения работать в команде.
Вся эта работа направлена на то, чтобы ученики осознали свою значимость и важность в обществе, а также научились взаимодействовать с другими людьми, понимать их потребности и эмоции. Ведь только взаимодействуя с другими, ученики смогут успешно реализовывать себя и достигать поставленных целей.
Рассматривая понятие «социально-гуманитарный цикл» в рамках ФГОС СОО (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования) [2], можно сказать, что он представляет собой часть образовательной программы, которая включает в себя изучение различных общественных и гуманитарных дисциплин. Этот цикл направлен на формирование у учащихся социальной компетентности, культуры общения, нравственности, гражданственности, а также на развитие интеллектуальных способностей.
Предметы социально-гуманитарного характера в школе включают в себя широкий спектр учебных дисциплин, которые направлены на развитие социально-гуманитарных и культурных компетенций учащихся, а также на формирование понимания социальных процессов, культурных ценностей и человеческих отношений. В общеобразовательных учреждениях такие предметы включают, но не ограничиваются, следующими дисциплинами:
- История. Она помогает понять прошлое, анализировать причины и последствия событий, а также формировать патриотические чувства и уважение к культурному наследию.
- Обществознание. Предмет, ориентированный на изучение социальных и политических систем, экономики, права, и других аспектов общества. Ученики узнают о структуре общества, его функционировании и взаимодействии с другими обществами.
- Иностранные языки (например, английский, немецкий, французский и др.). Изучение иностранных языков способствует расширению кругозора, повышению культурной грамотности и обеспечивает возможность общения с представителями других культур.
- Литература. Изучение литературных произведений, анализ и понимание их содержания, структуры, авторского стиля и исторического контекста. Изучение литературы способствует развитию эстетического восприятия, литературного вкуса, культуры речи, мышления, воображения и эмпатии.
- Основы религиозных культур и светской этики. Данный предмет направлен на формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Этот предмет также способствует развитию представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Данный предмет направлен на становление у детей и подростков мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование уважения к представителям разных национальностей и вероисповедания. Курс ОДНКНР позволит расширить знания школьников о культуре и духовных традициях народов России, сформировать основы нравственности и воспитать патриотизм.
- Мировая художественная культура (Искусство). Данная дисциплина направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира.
- История и культура Башкортостана (ИКБ). Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников.
Таким образом, предметы социально-гуманитарного цикла помогают учащимся развивать критическое мышление, обогащать свой культурный кругозор, анализировать исторические и литературные произведения, понимать основы общественных процессов и структур, а также развивать навыки эмпатии и межличностного взаимодействия. Кроме того, данные предметы способствуют формированию ценностного отношения к культурному наследию, развитию толерантности и уважительного отношения к различиям в мировоззрении и культуре.
Изучение вопросов, касающихся вопросов сохранения исторических памятников архитектуры на занятиях социально-гуманитарного цикла способствует развитию у учащихся следующих навыков:
1. Креативное мышление.
Учащиеся развивают креативное мышление, предлагая идеи и решения по сохранению исторических памятников архитектуры. Они могут разрабатывать проекты реставрации, реконструкции или адаптации памятников, учитывая их историческое значение и современные потребности. Это развивает способность мыслить творчески, находить нестандартные решения и проявлять инновационный подход.
2. Коммуникативные навыки.
Изучение вопросов сохранения исторических памятников архитектуры требует коммуникации и сотрудничества. Ученики учатся эффективно выражать свои мысли и идеи, аргументировать свою позицию и убеждать других. Они также учатся слушать и уважать мнения и точки зрения других людей. Это помогает им развивать навыки эффективного общения и сотрудничества, которые будут полезными во многих сферах жизни.
3. Критическое мышление.
Изучение сохранения исторических памятников архитектуры позволяет учащимся развивать критическое мышление, способность анализировать и оценивать различные точки зрения и аргументы. Они могут научиться выражать свои собственные мысли и мнения по поводу важности сохранения памятников и обосновывать свои аргументы.
Также изучение вопросов сохранения исторических памятников архитектуры способствует формированию у учащихся понимания важности ответственного отношения к историческому наследию и необходимости его сохранения для будущих поколений. Они осознают, что сохранение исторических памятников архитектуры – это не только вопрос сохранения материальных объектов, но и сохранения исторической памяти и культурного контекста.
Рассмотрение вопросов сохранения памятников архитектуры также содействует приобщению к историко-культурному наследию своей родины, что является одним из главных приемов расширения исторических знаний, воспитания чувства гордости за своих предков, национальной самоидентичности.
Особое значение сохранения историко-культурного наследия заключается в воспитании у молодежи чувства «малой родины», ответственности за судьбу своего села, города, укреплению чувства патриотизма и гордости за свою большую Родину.
Таким образом, рассмотрение вопросов сохранения исторических памятников архитектуры на уроках социально-гуманитарного цикла способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, уважения к культуре и ответственности за сохранение национального наследия.