Главная
АИ #1 (183)
Статьи журнала АИ #1 (183)
Изучение вопросов сохранения исторических памятников архитектуры на уроках социа...

Изучение вопросов сохранения исторических памятников архитектуры на уроках социально-гуманитарного цикла образовательного учреждения

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

социально-гуманитарное направление
социально-гуманитарный цикл
исторический памятник архи-тектуры
историко-культурное наследие
критическое мышление

Аннотация статьи

Изучение исторических памятников архитектуры имеет большое значение, так как они являются неотъемлемой частью культурного наследия народа. Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Изучение архитектурных памятников позволяет учащимся познакомиться с историей своей страны, узнать о ее культурных традициях, исторических событиях и общественной жизни. Кроме того, изучение исторических памятников архитектуры способствует развитию эстетического восприятия учащихся, формирует у них уважение к историческому наследию и культуре, а также помогает понять важность сохранения и охраны памятников архитектуры для будущих поколений.

Текст статьи

В современном образовании социально-гуманитарное направление занимает важное место. Оно необходимо для того, чтобы школьники не только усваивали факты и концепции, но и понимали суть основных социальных и культурных явлений. Анализирование и восприятие информации, аргументация собственной позиции и развитие критического мышления – все эти навыки, которые они приобретают в процессе учебы, будут востребованы в будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни учеников.

Более того, социально-гуманитарное образование способствует формированию общественно активной личности, способной вносить позитивные изменения в общество. В процессе изучения социальных наук и гуманитарных дисциплин школьники расширяют свой кругозор, узнают о различных культурах и традициях, развивают эмпатию и толерантность.

Направление социально-гуманитарного характера ставит перед собой цель развития у учащихся навыков и качеств, необходимых для активного участия в жизни общества. Кроме того, оно способствует формированию социальной ответственности, эмпатии и умения работать в команде.

Вся эта работа направлена на то, чтобы ученики осознали свою значимость и важность в обществе, а также научились взаимодействовать с другими людьми, понимать их потребности и эмоции. Ведь только взаимодействуя с другими, ученики смогут успешно реализовывать себя и достигать поставленных целей.

Рассматривая понятие «социально-гуманитарный цикл» в рамках ФГОС СОО (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования) [2], можно сказать, что он представляет собой часть образовательной программы, которая включает в себя изучение различных общественных и гуманитарных дисциплин. Этот цикл направлен на формирование у учащихся социальной компетентности, культуры общения, нравственности, гражданственности, а также на развитие интеллектуальных способностей.

Предметы социально-гуманитарного характера в школе включают в себя широкий спектр учебных дисциплин, которые направлены на развитие социально-гуманитарных и культурных компетенций учащихся, а также на формирование понимания социальных процессов, культурных ценностей и человеческих отношений. В общеобразовательных учреждениях такие предметы включают, но не ограничиваются, следующими дисциплинами:

  1. История. Она помогает понять прошлое, анализировать причины и последствия событий, а также формировать патриотические чувства и уважение к культурному наследию.
  2. Обществознание. Предмет, ориентированный на изучение социальных и политических систем, экономики, права, и других аспектов общества. Ученики узнают о структуре общества, его функционировании и взаимодействии с другими обществами.
  3. Иностранные языки (например, английский, немецкий, французский и др.). Изучение иностранных языков способствует расширению кругозора, повышению культурной грамотности и обеспечивает возможность общения с представителями других культур.
  4. Литература. Изучение литературных произведений, анализ и понимание их содержания, структуры, авторского стиля и исторического контекста. Изучение литературы способствует развитию эстетического восприятия, литературного вкуса, культуры речи, мышления, воображения и эмпатии.
  5. Основы религиозных культур и светской этики. Данный предмет направлен на формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Этот предмет также способствует развитию представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
  6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Данный предмет направлен на становление у детей и подростков мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование уважения к представителям разных национальностей и вероисповедания. Курс ОДНКНР позволит расширить знания школьников о культуре и духовных традициях народов России, сформировать основы нравственности и воспитать патриотизм.
  7. Мировая художественная культура (Искусство). Данная дисциплина направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира.
  8. История и культура Башкортостана (ИКБ). Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников.

Таким образом, предметы социально-гуманитарного цикла помогают учащимся развивать критическое мышление, обогащать свой культурный кругозор, анализировать исторические и литературные произведения, понимать основы общественных процессов и структур, а также развивать навыки эмпатии и межличностного взаимодействия. Кроме того, данные предметы способствуют формированию ценностного отношения к культурному наследию, развитию толерантности и уважительного отношения к различиям в мировоззрении и культуре.

Изучение вопросов, касающихся вопросов сохранения исторических памятников архитектуры на занятиях социально-гуманитарного цикла способствует развитию у учащихся следующих навыков:

1. Креативное мышление.

Учащиеся развивают креативное мышление, предлагая идеи и решения по сохранению исторических памятников архитектуры. Они могут разрабатывать проекты реставрации, реконструкции или адаптации памятников, учитывая их историческое значение и современные потребности. Это развивает способность мыслить творчески, находить нестандартные решения и проявлять инновационный подход.

2. Коммуникативные навыки.

Изучение вопросов сохранения исторических памятников архитектуры требует коммуникации и сотрудничества. Ученики учатся эффективно выражать свои мысли и идеи, аргументировать свою позицию и убеждать других. Они также учатся слушать и уважать мнения и точки зрения других людей. Это помогает им развивать навыки эффективного общения и сотрудничества, которые будут полезными во многих сферах жизни.

3. Критическое мышление.

Изучение сохранения исторических памятников архитектуры позволяет учащимся развивать критическое мышление, способность анализировать и оценивать различные точки зрения и аргументы. Они могут научиться выражать свои собственные мысли и мнения по поводу важности сохранения памятников и обосновывать свои аргументы.

Также изучение вопросов сохранения исторических памятников архитектуры способствует формированию у учащихся понимания важности ответственного отношения к историческому наследию и необходимости его сохранения для будущих поколений. Они осознают, что сохранение исторических памятников архитектуры – это не только вопрос сохранения материальных объектов, но и сохранения исторической памяти и культурного контекста.

Рассмотрение вопросов сохранения памятников архитектуры также содействует приобщению к историко-культурному наследию своей родины, что является одним из главных приемов расширения исторических знаний, воспитания чувства гордости за своих предков, национальной самоидентичности.

Особое значение сохранения историко-культурного наследия заключается в воспитании у молодежи чувства «малой родины», ответственности за судьбу своего села, города, укреплению чувства патриотизма и гордости за свою большую Родину.

Таким образом, рассмотрение вопросов сохранения исторических памятников архитектуры на уроках социально-гуманитарного цикла способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, уважения к культуре и ответственности за сохранение национального наследия.

Список литературы

  1. Бурдейный, П.А. Формирование нравственных отношений старшеклассников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. – Киев, 1969. – 21 с.
  2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645) // Официальный интернет-портал ФГОС [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 24.12.2023).

Поделиться

800

Галина К. Р. Изучение вопросов сохранения исторических памятников архитектуры на уроках социально-гуманитарного цикла образовательного учреждения // Актуальные исследования. 2024. №1 (183). С. 77-79. URL: https://apni.ru/article/8044-izuchenie-voprosov-sokhraneniya-istoricheskik

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря