Война в Сирии стала сложной и многосторонней. Корни этого конфликта очень глубоки, и широко распространены не только в регионе Ближнего Востока, но и во всем мире. Крупнейшие державы мира борются за влияние в регионе.
Продолжающийся вооруженный конфликт ведется в первую очередь между правительством президента Башара Асада вместе с его союзниками и различными силами, противостоящими правительству.
Иран и Россия поддерживают сирийское правительство в военном отношении. В то время как Россия проводила воздушные операции в поддержку правительства с сентября 2015 года, возглавляемая США международная коалиция в 2014 году нанесла авиаудары по ИГИЛ в Сирии, а также по правительственным и проправительственным объектам [3].
Под прикрытием сирийской войны крупные державы расширяют свою сферу влияния на Ближнем Востоке. Война направлена на то, чтобы оставить страны Ближнего Востока в незащищенном состоянии, чтобы они стали зависеть от безопасности, военного вооружения, военной подготовки и технологий.
Историческая арабская весна, разразившаяся в 2011 году, была связана с местными требованиями. Одним из требований было прекращение коррупции в государственной бюрократии и политике. Восстание распространилось на несколько стран Ближнего Востока. Следовательно, первой жертвой беспорядков стали жизни и имущество людей.
Восстание, ставшее частью «арабской весны», началось и в Сирии. Чтобы подавить народ, некоторых детей заключили в тюрьму и подвергли пыткам. Люди требовали их немедленного освобождения. Однако власти пошли на жесткие меры против демонстрантов. В ответ на это еще больше людей по всей Сирии заволновались.
Однако президент Башар не пытался понять требования своего народа [2]. Он приказал силам безопасности заставить их замолчать. Войска преданно подчинились ему только для того, чтобы позволить забытой искре сжечь весь дом - с тех пор вся Сирия видела смерть и разрушения [1].
Тысячи невинных людей – детей, взрослых, стариков – были убиты, а миллионы людей потеряли свои дома и имущество, стоимость которого исчисляется миллиардами долларов. Башар Асад отреагировал так же, как его отец Хафиз Асад отреагировал на восстание в 1982 году. Однако сирийский народ ответил огнем. Приглашенные или незваные, международные и региональные игроки присоединились к войне. Сейчас кажется, что выхода из политического цунами, охватившего Сирию, нет.
К набегу присоединились Саудовская Аравия и Иран, два региональных соперника. Настойчивая Турция выразила обеспокоенность по поводу беженцев и участия курдов. Поэтому оно начало вмешиваться. Ливан, Иордания, Ирак и другие страны приняли чью-либо сторону. Израиль вмешался. Европейские страны не остались в стороне.
Общая картина такова, что группа, возглавляемая США, Саудовской Аравией и Израилем, стремится отстранить Асада от власти, в то время как группа, возглавляемая Россией и Ираном, стремится сохранить Асада у власти. В этом перетягивании каната кровавая баня продолжается. Сирийское гражданское население несет на себе основную тяжесть борьбы за власть между крупными игроками, которые выдают себя за сочувствующих сирийскому народу. В действительности все стороны. Война использует сирийское гражданское население в качестве топлива для продолжения разжигания кузницы войны в сирийской зоне боевых действий.
Между тем Асад не намерен покидать самое влиятельное кресло в Сирии. Вопрос: если Асад не уйдет в отставку, а США и их союзники продолжат попытки прикрыть его спину, вступят ли Россия и США в прямое столкновение друг с другом [2]? Вероятность прямого вооруженного конфликта между двумя странами невелика. Но если они это сделают, Ближний Восток, скорее всего, станет рассадником ядерной катастрофы. Может последовать Третья мировая война.
В 2012 году сообщалось, что международное сообщество вмешалось и посадило правительство Асада за стол переговоров в Женеве. Режим Асада тогда находился в более слабом положении. Он согласился передать власть новому переходному правительству, которое напишет новую конституцию и проведет выборы под контролем ООН, исключая его [1].
Однако Россия вмешалась с мощными военно-воздушными силами и вооружила правительство Асада оружием массового поражения. В течение нескольких месяцев Россия поменяла ситуацию. Целые города и жилые районы были заземлены. Миллионы людей были перемещены в другие районы или нашли убежище в соседних странах. Иран направил дополнительные стражи исламской революции вместе с шиитскими ополченцами из Ливана, Ирака и Афганистана.
Позже союзники стали конкурентами. Следовательно, Россия и Иран стремятся разделить «Полезную Сирию». Он включает в себя центральную часть страны и побережье Средиземного моря. Американцы и их курдские союзники конкурируют с Турцией за север.
Между тем, у ООН, похоже, закончились идеи относительно того, как справиться с этим серьезным гуманитарным кризисом. Кризис расширяет свою сферу, охватывая весь регион. Резолюция Совета Безопасности о гуманитарном прекращении огня сроком на тридцать дней может не быть реализована. Стрельба продолжается, в результате чего прекращение огня остается лишь на бумаге. Существует немедленная необходимость приостановить войну. Переговоры – это выход из головоломки. Все стороны в зоне боевых действий должны осознать, что они сидят на бомбе замедленного действия. Бомба тикает [3]. Если он взорвется, никто не выживет. Международные организации обвинили сирийское правительство, ИГИЛ и повстанческие группы в серьезных нарушениях прав человека и массовых убийствах. Но никакого прорыва в пользу мира в раздираемой войной стране не произошло. Между тем, конфликт вызвал серьезный кризис беженцев. В ходе войны был выдвинут ряд мирных инициатив, например, Женевские мирные переговоры по Сирии в марте 2017 года под руководством ООН. Но боевые действия продолжаются, и конца им не видно. В игре участвуют все основные игроки: Россия, Иран, США, Турция и Израиль. Арабские соседи опасаются, что на карту поставлена их безопасность. При этом будет чудом, если война закончится победой сирийского народа, когда все захватчики уйдут мирным путем и Сирия вернется к нормальной жизни.
Гражданская война в Сирии в настоящее время является одним из важнейших геополитических конфликтов. Различные игроки прямо или косвенно действуют в конфликте, чтобы гарантировать свои интересы на Ближнем Востоке.
Россия вступила в войну в середине 2015 года под обвинением в борьбе с терроризмом. Однако есть два важных момента, касающихся российского интереса. Во-первых, Сирия является одним из главных союзников России в регионе, поэтому сохранение власти Башара Асада имеет решающее значение. Во-вторых, Россия заинтересована в уменьшении влияния США в регионе.
В случае с Уиллом их интересы во многом совпадают с интересами русских. Существует намерение Ирана уменьшить влияние США в регионе и заинтересованность в уменьшении влияния США со стороны Саудовской Аравии (страны, которая экспортирует идеологию, которая питает фундаменталистские группы, такие как Хаят Тахрир аш-Шам). Наконец, сохранение власти Башара Асада важно, поскольку оно гарантирует Ирану продолжение финансирования «Хезболлы» в Ливане [1].
Доступ также: Ваххабизм, идеология, питающая исламский фундаментализм. Со времен администрации Обамы у США сложилась неоднозначная позиция по Сирии [2]. В начале беспорядков американцы вооружили повстанческие отряды, а теперь известно, что это оружие попало в руки джихадистов. В настоящее время США придерживаются позиции не поддерживать группы, вызывающие недоверие к их правительству (такие как ELS). В 2019 году США решили прекратить поддержку курдов, оставив их одних в борьбе с джихадистами и турками. Совсем недавно, в начале 2021 года, США совершили нападения на войска «Хезболлы», дислоцированные в Сирии. Нападение на «Хезболлу» [6] было направлено на ослабление Ирана, главного противника американцев в регионе.
Турция как уже говорилось, действуете в Сирии, главным образом, в борьбе с курдами, поскольку турецкое правительство опасается, что усиление сирийских курдов отразится на сепаратистских движениях турок-курдов [5]. Однако существует намерение турецкого правительства переориентировать политику Сирии таким образом, чтобы сделать возможным ее возвышение в качестве третьей державы на Ближнем Востоке, кроме того, есть международные наблюдатели, которые указывают на заинтересованность Турции в расширении своей территории к северу от Сирии [4]. Гражданская война в Сирии в настоящее время является одной из крупнейших продолжающихся гуманитарных катастроф. По оценкам Сирийской обсерватории по правам человека, война стала причиной гибели около 600 тысяч человек [3]. Кроме того, около 13 миллионов человек покинули свои дома, и из них не менее шести миллионов решили бежать из Сирии. Многие сирийские беженцы отправились в Европу, что положило начало иммиграционному кризису вглубь континента. Однако большинство сирийцев решили переехать в соседнюю Турцию, и, по оценкам, в этой стране поселились более трех миллионов человек. Многие отмечают, что вмешательство Турции в конфликт было также направлено на сдерживание потока беженцев, стремящихся пересечь сирийско-турецкую границу.
Одним из самых напряженных моментов конфликта в Сирии стали взрывы крупных городов по всей стране, совершенные российскими и сирийскими правительственными войсками. Прямым следствием их стала гибель тысяч людей, в том числе многих детей. ИГИЛ также несет ответственность за многочисленные казни в различных регионах Сирии, в которых оно доминирует.
Наибольшие последствия имели три химических нападения на гражданское население во время войны. Международные наблюдатели считали, что нападения проводились под руководством правительства Башара Асада и имели место в 2013, 2017 и 2018 годах против пригорода Дамаска, против Хан-Шейхуна и, совсем недавно, против Гута-Ориенталь. После 10 лет этого конфликта не существует прогноза, который бы оптимистично смотрел на будущее Сирии. Население страны погрузилось в нищету, базовая инфраструктура была разрушена, а доступ к образованию был лишен миллионов детей, а также несовершенная система здравоохранения. Возможность перемирия не очень хорошо рассматривается группировками, ведущими эту войну, и существует тенденция, что Сирия переживает [5] долгие годы нестабильности.