Особенности современного политического процесса в Центральной Азии таковы, что данный регион, хоть и является политически нестабильным и экономически слаборазвитым, привлекает к себе всё большее внимание мировых держав. Объяснение этому кроется в том, что Центральная Азия обладает не только удобным геополитическим и выгодным стратегическим положением, но и большим количеством природных ресурсов. Центральная Азия – это тот регион, закрепление влияния в котором позволит управлять мировым транзитом углеводородов и иных стратегически значимых ресурсов, транспортируемых в крупнейшие государства мира, что уже само по себе дает возможность так или иначе влиять на их экономическое развитие. Основными партнёрами стран Центральной Азии традиционно считаются две мировые державы: Китай, Российская Федерация, однако в последние годы свое присутствие заметно расширяет Соединенные Штаты Америки. Каждое из трех государств заинтересовано в закреплении своего присутствия в регионе и снижении уровня влияния конкурентов. Основной особенностью региона являются значительные сырьевые запасы. На территории Центральной Азии добывают золото, драгоценные, цветные, редкоземельные металлы, углеводороды и т. д. Так разведанные запасы газа в Центральной Азии составляют примерно 7% от всех разведанных запасов в мире, нефти – 2,7%.
Президент Си совершил несколько государственных визитов в эти страны с момента своего прихода к власти в 2012 году, последний раз в прошлом году. Независимость центральноазиатских государств после 1991 года возродила Большую Игру, которая превратилась в термин, используемый специалистами-теоретиками и практиками, рассматривавшими систему международных взаимодействий в регионе. За последние три десятилетия существования независимых Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана Китай стал ключевым партнером каждой из этих стран. Будущее развитие региона сейчас невозможно представить без сотрудничества с Пекином. С помощью торговли, инвестиций, инфраструктурных проектов и других инструментов Китай закладывает основу в Евразии для сценария, в котором “Pax Sinica” будет доминировать во всех аспектах. Однако этот процесс идет не так гладко, как хотелось бы китайскому руководству: общественность стран Центральной Азии питает глубокий страх перед китайской экспансией, которая иногда проявляется в виде протестов или конфликтов с китайскими рабочими и бизнесменами. Интересы Китая в Центральной Азии связаны с тремя основными особенностями региона:
Во-первых, регион действует как буферная зона между двумя нестабильными территориями: Афганистаном и Синьцзян-Уйгурским автономным районом в составе Китая.
Во-вторых, территория стран Центральной Азии богата природными ресурсами. Будучи крупнейшим в мире потребителем нефти и газа, Китай не мог не заметить энергетическую ценность региона.
В-третьих, Центральная Азия географически расположена в центре евразийского континента. Регион обладает большим потенциалом для того, чтобы стать сухопутным транзитным узлом для всего континента.
Для Китая интересы безопасности стоят на первом месте, но в течение очень долгого времени у него не было военного присутствия в регионе. Пекин отстаивал свои интересы через Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и опирался на российское военное присутствие там. Однако теперь поведение Китая меняется. Первая китайская военная база появилась не так давно, в Мургобском районе Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, недалеко от афганской и китайской границ. Официально это пограничный пункт для таджикских войск, построенный на китайские средства. Еще в 2016 году правительства Таджикистана и Китая подписали соглашение о строительстве семи пограничных постов и учебных центров вдоль таджикско-афганской границы. Китайцы выделили на эти цели гранты и построили три гарнизонных штаба, пять пограничных постов и постов, а также один учебный центр. На первый взгляд, стратегия Китая в Центральной Азии, похоже, не изменилась за последние несколько десятилетий. Пекин продолжает придерживаться трех основных принципов: не вмешиваться во внутренние дела стран или в проблемы в их отношениях друг с другом; сосредоточиться на экономическом сотрудничестве; и работать над улучшением своей репутации.
Эта стратегия оказалась чрезвычайно успешной в Центральной Азии. Китай стал удобным партнером, поскольку в обмен на активное экономическое сотрудничество требовал лишь поддержки принципа «единого Китая» (признания Тайваня неотъемлемой частью Китая) и борьбы с тремя злами: терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Все остальное решается традиционным восточным способом: с помощью негласных правил. В 2014 году Кыргызстан получил 16 миллионов долларов на модернизацию своего вооружения и строительство жилья для своих военнослужащих, а в 2017 году – еще 14,5 миллиона долларов. В 2015 году Пекин бесплатно подарил Казахстану тридцать большегрузных грузовиков Jiefang J6 и тридцать крупногабаритных прицепов. Оборудование стоило 3,2 миллиона долларов. Китайская военная помощь наиболее активна в Таджикистане. В 2016 году Пекин пообещал построить одиннадцать пограничных постов и один учебный центр для пограничников вдоль афганской границы. В том же году Китай выделил Душанбе грант в размере 19 миллионов долларов на строительство офицерских клубов.
По данным таможенной службы Китая, в 2018 году товарооборот с пятью странами Центральной Азии превысил 41,7 миллиарда долларов. В то время как на Центральную Азию приходится 0,8 процента китайского импорта и 0,9 процента китайского экспорта, зависимость региона от Китая растет. В настоящее время Китай является местом назначения примерно 22 процентов всего центральноазиатского экспорта и источником 37 процентов их импорта. Страны Центральной Азии находятся в асимметрично зависимых торговых отношениях с Китаем. Ни одно обсуждение роли Китая в Центральной Азии не было бы полным без упоминания инициативы «Пояс и путь», выдвинутой Си Цзиньпином в 2013 году в Казахстане. Страны Центральной Азии находятся в центре сухопутной части проекта Экономического пояса Шелкового пути. С идеологической точки зрения «Пояс и путь» пришелся как нельзя кстати: историческое значение региона в развитии Евразии является ключевым компонентом национальной политической культуры каждой из стран Центральной Азии. По данным Министерства торговли Китая, в 2018 году объем прямых иностранных инвестиций в пять стран Центральной Азии достиг $14,7 млрд (1,2 процента всех китайских инвестиций в азиатские страны). В 2013 году эта цифра была на 40 процентов ниже (8,9 миллиарда долларов).
Так исторически сложилось, что основным игроком в Центральной Азии и одним из главных конкурентов за влияние на внутренние процессы и перераспределение ресурсов, является Российская Федерация. И, если сразу после распада Советского Союза РФ фактически покинула регион, то на сегодняшний день Россия возвращается в Центральную Азию в качестве ключевого геополитического актёра и, в связи с этим, заинтересована в укреплении своего положения. Значимость Центральной Азии для России подчеркивается и тем, что стратегия России в отношении государств региона закреплена в Концепции Внешней политики РФ, где обозначены следующие цели Центральноазиатской стратегии:
- недопущение формирования в регионе альтернативных РФ систем безопасности, противодействие закреплению в ЦА военного присутствия третьих государств;
- увеличение доли российского капитала в экономиках государств региона;
- защита прав и охраняемых законом интересов соотечественников и граждан РФ, укрепление роли русского языка и культуры;
- упрочение статуса международных структур в сфере обеспечения стабильности и безопасности региона, консолидация их усилий.
В целом же, интересы России в регионе можно представить следующим образом. Во-первых, Россия стремится укрепить свое влияние в государствах Центральной Азии, сохранить положение лидера на постсоветском пространстве и удержать его под своей эгидой, тем самым провозгласить свое положение в качестве если не мировой, то, хотя бы, евразийской державы. Во-вторых, России в Центральноазиатских государствах необходимо поддерживать и сохранять у власти режимы, которые к ней достаточно лояльны и готовы с ней сотрудничать. В-третьих, России необходимо противодействовать закреплению в регионе третьих сил, таких как Китай и США. При этом, осознавая тот факт, что полностью предотвратить активность КНР и США в регионе РФ не в состоянии, ей необходимо достичь такого положения вещей, при котором будет соблюден баланс между партнерством и конкуренцией. В-четвертых, Россия всеми способами пытается втянуть государства ЦА в Евразийский экономический союз. В целом же цель внешней политики России в регионе – недопущение выпадения Центральноазиатских стран из-под своего геополитического влияния, а также предотвращение размывания «пояса безопасности» вокруг своих границ.
Использование Центральной Азии как буферной зоны между своими границами и нестабильными Афганистаном и Пакистаном является стратегически важным фактором для Москвы, особо в условиях нарастающей афгано-исламской угрозы. Кроме этого, Россия заинтересована в повышении конкурентоспособности своих компаний и привлекательности в качестве транзитера, а, следовательно, в приобретении Центральноазиатских нефтегазовых активов на долгосрочной основе по льготным тарифам. В этой связи исследователи отмечают, что к 2020 году объемы добычи казахской нефти российскими компаниями вырастут до 36 млн т. в год, а узбекского газа – до 15-16 млрд м3. Безусловно, такое положение вещей отвечает интересам обеих сторон, так как России необходимо сохранить свое привилегированное положение посредника в поставках газа в Европу, а государствам региона необходимы инвестиции в нефтегазовую отрасль и российская транспортная инфраструктура.
Горнорудная промышленность также относится к сфере интересов РФ в регионе, а именно, особый интерес представляют урановые месторождения. Российский холдинг «Атомэнергопром» планирует существенное повышение зарубежной активности, модернизацию всех действующих в стране АЭС, чему может значительно поспособствовать сотрудничество с Центральноазитскими государствами, обладающими большим количеством урановой руды. В целом же, транспортировка энергоресурсов из Центральной Азии в Европу, строительство трубопроводов, разработка и освоение нефтегазовых месторождений является не столько экономическим, сколько геополитическим фактором: присутствие России в ТЭК региона позволяет ей контролировать положение вещей в Центральной Азии. Таким образом, приоритеты России в регионе отвечают основной цели – предотвратить выход пяти республик ЦА из геополитического пространства России.