Главная
АИ #1 (183)
Статьи журнала АИ #1 (183)
Стратегические интересы России и Китая в Центральной Азии на современном этапе

Стратегические интересы России и Китая в Центральной Азии на современном этапе

Научный руководитель

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

Россия
Китай
Центральная Азия
экономическое сотрудничество
военное сотрудничество
сферы влияния
природные ресурсы

Аннотация статьи

На современном этапе страны Центральной Азии привлекают к себе все большее внимание внешних игроков. Основными игроками на азиатско-постсоветском пространстве являются Россия и Китай, которые путём реализации собственных стратегических интересов, оказывают непосредственное влияние на политические процессы внутри региона.

Текст статьи

Особенности современного политического процесса в Центральной Азии таковы, что данный регион, хоть и является политически нестабильным и экономически слаборазвитым, привлекает к себе всё большее внимание мировых держав. Объяснение этому кроется в том, что Центральная Азия обладает не только удобным геополитическим и выгодным стратегическим положением, но и большим количеством природных ресурсов. Центральная Азия – это тот регион, закрепление влияния в котором позволит управлять мировым транзитом углеводородов и иных стратегически значимых ресурсов, транспортируемых в крупнейшие государства мира, что уже само по себе дает возможность так или иначе влиять на их экономическое развитие. Основными партнёрами стран Центральной Азии традиционно считаются две мировые державы: Китай, Российская Федерация, однако в последние годы свое присутствие заметно расширяет Соединенные Штаты Америки. Каждое из трех государств заинтересовано в закреплении своего присутствия в регионе и снижении уровня влияния конкурентов. Основной особенностью региона являются значительные сырьевые запасы. На территории Центральной Азии добывают золото, драгоценные, цветные, редкоземельные металлы, углеводороды и т. д. Так разведанные запасы газа в Центральной Азии составляют примерно 7% от всех разведанных запасов в мире, нефти – 2,7%.

Президент Си совершил несколько государственных визитов в эти страны с момента своего прихода к власти в 2012 году, последний раз в прошлом году. Независимость центральноазиатских государств после 1991 года возродила Большую Игру, которая превратилась в термин, используемый специалистами-теоретиками и практиками, рассматривавшими систему международных взаимодействий в регионе. За последние три десятилетия существования независимых Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана Китай стал ключевым партнером каждой из этих стран. Будущее развитие региона сейчас невозможно представить без сотрудничества с Пекином. С помощью торговли, инвестиций, инфраструктурных проектов и других инструментов Китай закладывает основу в Евразии для сценария, в котором “Pax Sinica” будет доминировать во всех аспектах. Однако этот процесс идет не так гладко, как хотелось бы китайскому руководству: общественность стран Центральной Азии питает глубокий страх перед китайской экспансией, которая иногда проявляется в виде протестов или конфликтов с китайскими рабочими и бизнесменами. Интересы Китая в Центральной Азии связаны с тремя основными особенностями региона:

Во-первых, регион действует как буферная зона между двумя нестабильными территориями: Афганистаном и Синьцзян-Уйгурским автономным районом в составе Китая.

Во-вторых, территория стран Центральной Азии богата природными ресурсами. Будучи крупнейшим в мире потребителем нефти и газа, Китай не мог не заметить энергетическую ценность региона.

В-третьих, Центральная Азия географически расположена в центре евразийского континента. Регион обладает большим потенциалом для того, чтобы стать сухопутным транзитным узлом для всего континента.

Для Китая интересы безопасности стоят на первом месте, но в течение очень долгого времени у него не было военного присутствия в регионе. Пекин отстаивал свои интересы через Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и опирался на российское военное присутствие там. Однако теперь поведение Китая меняется. Первая китайская военная база появилась не так давно, в Мургобском районе Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, недалеко от афганской и китайской границ. Официально это пограничный пункт для таджикских войск, построенный на китайские средства. Еще в 2016 году правительства Таджикистана и Китая подписали соглашение о строительстве семи пограничных постов и учебных центров вдоль таджикско-афганской границы. Китайцы выделили на эти цели гранты и построили три гарнизонных штаба, пять пограничных постов и постов, а также один учебный центр. На первый взгляд, стратегия Китая в Центральной Азии, похоже, не изменилась за последние несколько десятилетий. Пекин продолжает придерживаться трех основных принципов: не вмешиваться во внутренние дела стран или в проблемы в их отношениях друг с другом; сосредоточиться на экономическом сотрудничестве; и работать над улучшением своей репутации.

Эта стратегия оказалась чрезвычайно успешной в Центральной Азии. Китай стал удобным партнером, поскольку в обмен на активное экономическое сотрудничество требовал лишь поддержки принципа «единого Китая» (признания Тайваня неотъемлемой частью Китая) и борьбы с тремя злами: терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Все остальное решается традиционным восточным способом: с помощью негласных правил. В 2014 году Кыргызстан получил 16 миллионов долларов на модернизацию своего вооружения и строительство жилья для своих военнослужащих, а в 2017 году – еще 14,5 миллиона долларов. В 2015 году Пекин бесплатно подарил Казахстану тридцать большегрузных грузовиков Jiefang J6 и тридцать крупногабаритных прицепов. Оборудование стоило 3,2 миллиона долларов. Китайская военная помощь наиболее активна в Таджикистане. В 2016 году Пекин пообещал построить одиннадцать пограничных постов и один учебный центр для пограничников вдоль афганской границы. В том же году Китай выделил Душанбе грант в размере 19 миллионов долларов на строительство офицерских клубов.

По данным таможенной службы Китая, в 2018 году товарооборот с пятью странами Центральной Азии превысил 41,7 миллиарда долларов. В то время как на Центральную Азию приходится 0,8 процента китайского импорта и 0,9 процента китайского экспорта, зависимость региона от Китая растет. В настоящее время Китай является местом назначения примерно 22 процентов всего центральноазиатского экспорта и источником 37 процентов их импорта. Страны Центральной Азии находятся в асимметрично зависимых торговых отношениях с Китаем. Ни одно обсуждение роли Китая в Центральной Азии не было бы полным без упоминания инициативы «Пояс и путь», выдвинутой Си Цзиньпином в 2013 году в Казахстане. Страны Центральной Азии находятся в центре сухопутной части проекта Экономического пояса Шелкового пути. С идеологической точки зрения «Пояс и путь» пришелся как нельзя кстати: историческое значение региона в развитии Евразии является ключевым компонентом национальной политической культуры каждой из стран Центральной Азии. По данным Министерства торговли Китая, в 2018 году объем прямых иностранных инвестиций в пять стран Центральной Азии достиг $14,7 млрд (1,2 процента всех китайских инвестиций в азиатские страны). В 2013 году эта цифра была на 40 процентов ниже (8,9 миллиарда долларов).

Так исторически сложилось, что основным игроком в Центральной Азии и одним из главных конкурентов за влияние на внутренние процессы и перераспределение ресурсов, является Российская Федерация. И, если сразу после распада Советского Союза РФ фактически покинула регион, то на сегодняшний день Россия возвращается в Центральную Азию в качестве ключевого геополитического актёра и, в связи с этим, заинтересована в укреплении своего положения. Значимость Центральной Азии для России подчеркивается и тем, что стратегия России в отношении государств региона закреплена в Концепции Внешней политики РФ, где обозначены следующие цели Центральноазиатской стратегии:

  • недопущение формирования в регионе альтернативных РФ систем безопасности, противодействие закреплению в ЦА военного присутствия третьих государств;
  • увеличение доли российского капитала в экономиках государств региона;
  • защита прав и охраняемых законом интересов соотечественников и граждан РФ, укрепление роли русского языка и культуры;
  • упрочение статуса международных структур в сфере обеспечения стабильности и безопасности региона, консолидация их усилий.

В целом же, интересы России в регионе можно представить следующим образом. Во-первых, Россия стремится укрепить свое влияние в государствах Центральной Азии, сохранить положение лидера на постсоветском пространстве и удержать его под своей эгидой, тем самым провозгласить свое положение в качестве если не мировой, то, хотя бы, евразийской державы. Во-вторых, России в Центральноазиатских государствах необходимо поддерживать и сохранять у власти режимы, которые к ней достаточно лояльны и готовы с ней сотрудничать. В-третьих, России необходимо противодействовать закреплению в регионе третьих сил, таких как Китай и США. При этом, осознавая тот факт, что полностью предотвратить активность КНР и США в регионе РФ не в состоянии, ей необходимо достичь такого положения вещей, при котором будет соблюден баланс между партнерством и конкуренцией. В-четвертых, Россия всеми способами пытается втянуть государства ЦА в Евразийский экономический союз. В целом же цель внешней политики России в регионе – недопущение выпадения Центральноазиатских стран из-под своего геополитического влияния, а также предотвращение размывания «пояса безопасности» вокруг своих границ.

Использование Центральной Азии как буферной зоны между своими границами и нестабильными Афганистаном и Пакистаном является стратегически важным фактором для Москвы, особо в условиях нарастающей афгано-исламской угрозы. Кроме этого, Россия заинтересована в повышении конкурентоспособности своих компаний и привлекательности в качестве транзитера, а, следовательно, в приобретении Центральноазиатских нефтегазовых активов на долгосрочной основе по льготным тарифам. В этой связи исследователи отмечают, что к 2020 году объемы добычи казахской нефти российскими компаниями вырастут до 36 млн т. в год, а узбекского газа – до 15-16 млрд м3. Безусловно, такое положение вещей отвечает интересам обеих сторон, так как России необходимо сохранить свое привилегированное положение посредника в поставках газа в Европу, а государствам региона необходимы инвестиции в нефтегазовую отрасль и российская транспортная инфраструктура.

Горнорудная промышленность также относится к сфере интересов РФ в регионе, а именно, особый интерес представляют урановые месторождения. Российский холдинг «Атомэнергопром» планирует существенное повышение зарубежной активности, модернизацию всех действующих в стране АЭС, чему может значительно поспособствовать сотрудничество с Центральноазитскими государствами, обладающими большим количеством урановой руды. В целом же, транспортировка энергоресурсов из Центральной Азии в Европу, строительство трубопроводов, разработка и освоение нефтегазовых месторождений является не столько экономическим, сколько геополитическим фактором: присутствие России в ТЭК региона позволяет ей контролировать положение вещей в Центральной Азии. Таким образом, приоритеты России в регионе отвечают основной цели – предотвратить выход пяти республик ЦА из геополитического пространства России.

Список литературы

  1. Искакова Г.К. Региональная безопасность в Центральной Азии и Стратегии России, США и Китая // PolitBook. – 2014. – №4. – С. 11.
  2. Сернецкий О.Б. Центральная Азия как территория интересов России // Вестник КГУ им Н.А. Некрасова. – 2013. – №3. – С. 40-41.
  3. Тюркер А.Т. Российские и китайские интересы в Центральной Азии: Сравнительный анализ / Центральная Азия и Кавказ. – 2012. – Т. 15. – №1. – С. 129.
  4. Парамонов В. Китай и Центральная Азия: Состояние и перспективы экономических отношений. Defence Academy of the United Kingdom. Conflict Studies Research Centre. Russian Series. – May, 2005.
  5. Дмитриева М.О. Россия и Китай в Центральной Азии: сотрудничество или соперничество // Вестник Московского государственного областного университета. История и политические науки. 2019. № 1. С. 139-146.

Поделиться

1076

Гиланов М. М. Стратегические интересы России и Китая в Центральной Азии на современном этапе // Актуальные исследования. 2024. №1 (183). С. 33-36. URL: https://apni.ru/article/8046-strategicheskie-interesi-rossii-i-kitaya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января