Главная
Конференции
Личность, экономика, культура в современном цифровом мире: проблемы и потенциальные возможности
Использование технологии игрового взаимодействия младших и старших дошкольников ...

Использование технологии игрового взаимодействия младших и старших дошкольников с ОВЗ посредством спортивно-игровой деятельности

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

физическое развитие
дети с ОВЗ
взаимообучение
спортивно-игровая деятельность
межвозрастное пространство
принципы игрового взаимодействия

Аннотация статьи

В статье рассматривается технология организации физкультурных занятий на основе разновозрастного взаимодействия младших дошкольников и детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием спортивных игр

Текст статьи

Современные тенденции и нормативные изменения, происходящие в дошкольном образовании, выдвигают необходимость наполнения новым содержанием традиционных форм организации образовательной деятельности.

В ФГОС ДО подчеркивается направленность дошкольного образования на социализацию ребенка в детском коллективе, развитие трудолюбия, дружеских отношений, самостоятельности, коллективизма в условиях игрового взаимодействия младших и старших дошкольников с ОВЗ на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

По определению известного педагога А.П. Усовой, детский сад – это первое своеобразное детское общество, где они имеют возможность, объединятся друг с другом в совместных играх, приобретая социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

Т.А. Репина особое внимание уделяет изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Л.А. Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Т.В. Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения.

Важным направлением в научных исследованиях является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А. Кричевский, Р.А. Иванова и Л.П. Бухтиарова.

В работе В.Г. Щур, Якобсон С.Г., Т.Н. Дороновой, исследовались условия для развития отношений сотрудничества между детьми разного возраста. Как считают авторы, польза от разновозрастного взаимодействия имеет не малое значение, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ педагогической и научной литературы показал, что в отечественной литературе практически нет исследований, специально посвященных психолого-педагогическому анализу отношений детей в процессе разновозрастного игрового взаимодействия. В то же время необходимость разновозрастного взаимодействия в процессе совместной деятельности детей решает многие задачи развития и воспитания современного дошкольного образования.

Известно, что к пяти годам ребёнок формируется как личность и дальнейшее его развитие и становление в значительной степени зависит от того, каким он стал к своим пяти годам. Понятно, что становление личности в данном возрасте полностью зависит от состояния здоровья ребенка и от его ближайшего окружения. Между, тем обе этих составляющих существенно отличаются друг от друга в различных семьях, а тем более в соответствующих детских учреждениях. Следовательно, исходное положение детей в обществе весьма различно.

Обратим внимание на то, что общий комплекс дисциплин, который содержит учебный процесс, в школе или в дошкольном учреждении, представляет собой ментальное обучение и лишь только предмет «Физическая культура» обучает двигательной деятельности. Впоследствии, когда ребёнок выйдет из дошкольного возраста, изменить что-либо в образовании ребёнка значительно проще, чем в его физическом образовании, а тем более в физическом развитии.

Младший дошкольный возраст – важный период в развитии движений ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, влияет на общее развитие психики, связывает его с окружающей средой. На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. Ребёнок становится крепче и самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. В этот период дети переходят от одиночных игр к простейшим формам совместной игровой деятельности. Все это облегчает педагогу руководство развитием движений в процессе систематического обучения детей, позволяет включить в образовательный процесс по физической культуре элементы взаимообучения, где роль педагога выполняют старшие дошкольники. В данной ситуации у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослым. Старшие же дети тоже становятся образцом для подражания в игровой деятельности. Одним из преобладающих мотивов общения старшего дошкольника, имеющего ограниченные возможности здоровья, с малышом - желание быть «старшим».

Таким образом, разновозрастное взаимодействие – одно из условий формирования сознания и самосознания личности, средство вхождения в общество (социализации) и получения необходимой для этого информации. Создание межвозрастного игрового пространства – это одна из возможностей эффективно стимулировать двигательную активность детей дошкольного возраста.

Эффективность подобного обучения в целом во многом определяется умением педагога организовать образовательный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения.

В научной литературе глубоко раскрыты содержание и педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений. Однако непосредственно проблема взаимообучения старших дошкольников ОВЗ с малышами в литературе освещена в недостаточной степени. И за счет недостаточного уровня теоретической и практической подготовки педагогов и слабой организации предметной развивающей среды, снижается эффективность использования игр с элементами спорта в развитии двигательных способностей детей.

Педагогическая технология игрового взаимодействия младших и старших дошкольников ОВЗ в ходе обучения играм с элементами спорта: хоккей, баскетбол, футбол, бадминтон, катание на велосипеде, городки, настольный теннис, ходьба на лыжах, катание на санках основана на программе Л.Н. Волошиной и Т.В. Куриловой «Играйте на здоровье».

Новизна педагогической технологии заключается в разработке алгоритма поэтапного включения в совместную спортивно-игровую деятельность младших и старших дошкольников ОВЗ и родителей посредством различных форм организации двигательной активности.

Технология направлена на создание игрового пространства в процессе спортивно-игровой деятельности детей через внедрения различных форм разновозрастного игрового взаимодействия.

Задачи:

  1. Внедрение в практику разновозрастных занятий, игр и упражнений с элементами спорта.
  2. Расширение спектра оборудования и материалов для развития и стимулирования интереса детей к различным видам двигательной деятельности
  3. Использование наряду с традиционными формами занятий, проведение сюжетно-игровых, тренировочных, досуговых форм спортивно-игровой деятельности.
  4. Включение родителей в совместную спортивно - игровую деятельность через досуговые мероприятия.

Технология включает ряд правил организации разновозрастного игрового взаимодействия. Например, С.Г. Якобсон выделяет:

  • взаимодействие должно быть эпизодическим и ограниченным по частоте (не чаще четырех раз в месяц) и не более одного часа по времени;
  • взаимодействие должно вызывать положительные эмоции и восприниматься как яркое событие;
  • взаимодействие должно носить добровольный характер, а действия детей должны одобряться работниками ДОО, об этом необходимо ставить в известность родителей;
  • взаимодействие должно строиться на выполнении конкретной деятельности, содержание которой ненавязчиво предлагается педагогом.

При этом необходимо учитывать следующие принципы, сформулированные Я.А Коменским:

Общедидактические:

  • принцип сознательности и активности. Обеспечивает формирование устойчивого интереса и осмысленного отношения к деятельности, формирование самостоятельности, стимулирование самоконтроля;
  • принцип наглядности. Обеспечивает направленное воздействие на функции сенсорных систем, что особенно важно в дошкольном возрасте;
  • принцип доступности и индивидуализации. Обеспечивает последовательное соблюдение методических условий доступности, а также правильное использование средств и методов с учетом индивидуальных различий в степени подвижности. Важность соблюдения перечисленных принципов определяется тем, что неадекватная нагрузка является угрозой здоровью занимающихся детей.

Специфические:

  • принцип непрерывности процесса физического развития. Реализация данного принципа обеспечивает перманентную преемственность эффекта занятий и закрепление в памяти достигнутого уровня владения двигательными действиями в формах физического развития;
  • принцип цикличности построения системы занятий. Отражает структурную упорядоченность процесса двигательного развития и определяет повторяемость занятий и их серий.

Учет и реализация этих принципов дает возможность всесторонне развивать ребенка, использовать средства физического воспитания для развития способностей ребенка, формировать активную жизненную позицию, при выборе средств и методов, ориентироваться на их оздоровительную ценность.

Данная технология включает 3 этапа.

1. На начальном этапе дается информация на доступном для дошкольников уровне (беседы) об истории возникновения игр, национальном отношении к играм с элементами спорта, достижениях и успехах России, местных спортсменах в данной области спорта. Включается и специальный познавательный материал, например: какие бывают мячи, и зачем нужен мяч человеку; почему игра называется так или иначе; из каких материалов изготовлен инвентарь для игр. Планируются беседы о коллективных действиях в команде, организации помощи в обучении, оказании первой помощи при ушибах, травмах и др.

На этом этапе идет подготовка детей к игровому взаимодействию. На физкультурном занятии игровые упражнения и старшие, и младшие дети выполняют индивидуально. Подбираются упражнения, которые выполняются только фронтально. Результатом является то, что совместное выполнение показываемых упражнений старшими детьми, создают у малышей необходимый подкрепляющий их действия эмоционально - положительный жизненный тонус. При этом значительно повышается уровень самооценки у старших дошкольников с ОВЗ.

2. Следующий этап – основной. На данном этапе происходит углубленное разучивание движений, уточняется правильность выполнения деталей техники, разучиваемого действия, постепенно исправляются ошибки. Итогом является правильность выполнения двигательного действия в целом. Основной этап реализуется посредством следующих форм спортивно-игровой деятельности:

  • Физкультурные занятия.
  • Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и упражнения на прогулке.
  • Самостоятельная двигательная деятельность детей («корзина выбора»).

Раскроем содержание используемых форм спортивно-игровой деятельности:

1. Организация физкультурных занятий

В содержание игровых физкультурных занятий включены подвижные игры общеразвивающего характера, направленные на формирование основных движений и комплексное развитие двигательных способностей. На каждом из них детально отрабатываются игровые упражнения, которые обеспечивают формирование элементарных приемов игры в футбол, настольный теннис, баскетбол. При этом четко регулируется эмоциональная и физическая нагрузка с учетом возраста и здоровья каждого ребенка. Игровые упражнения на физкультурных занятиях в разновозрастной группе могут выполняться в разных вариантах:

  • индивидуально. Старшие дошкольники водят мяч в движении, малыши отбивают его стоя на месте;
  • в парах. Осуществляется освоение более сложных двигательных действий, таких как перебрасывание и ловля мяча;
  • в команде. Чья команда быстрее закатит мяч в «гараж»;
  • младшие в качестве болельщиков. На какое-то время малыши могут стать болельщиками и наблюдать за игрой старшего дошкольного возраста.

Для создания условий самостоятельного приобретения детьми двигательного опыта, озадачивая малышей необходимость познания, новизной действий и предметно - развивающей среды, в занятия вводятся специальные игры на развитие двигательного творчества, культуры и психических процессов: «Играй, играй, мяч не теряй!», «Паровозики», «Точный пас», «Дружные дети». Такие игры могут провести с малышами старшие дошкольники. Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений.

В группе с детьми 2-7 лет используются занятия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и тренировочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они включают хорошо знакомые детям движения. В играх закрепляются двигательные навыки, происходит развитие физических качеств в меняющихся ситуациях.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера: «Магазин игрушек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

Тренировочное занятие направлено на развитие двигательных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических и ритмических движений, игровых упражнений на развитие быстроты движений, ловкости и выносливости. Занятия носят обучающий и смешанный характер.

2. Спортивно-игровая деятельность в режиме дня

Утренняя гимнастика в разновозрастной группе проводится по общепринятой структуре: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения без предметов и с мелким физкультурным инвентарём, несложные игровые задания, игры малой и средней подвижности. Ведущим способом при проведении утренней гимнастики является – фронтальный способ, но в некоторых случаях, объяснения могут даваться по подгруппам, а упражнения выполняться поочерёдно. Для того, чтобы старшие дети могли проделать упражнения большее количество раз, им предлагается одним начать выполнять упражнения и показать малышам, как правильно его делать, затем это же упражнение они проделывают с малышами. Возможны случаи, когда в комплексе гимнастики вводятся более сложные упражнения только для старших. Во время выполнения старшими таких упражнений малыши наблюдают и отдыхают. Оправдывает себя и такой прием, когда более сложные упражнения планируются на конец гимнастики и старшие их выполняют после того, как малыши уходят.

Организация совместной спортивно - игровой деятельности на прогулке.

Игровое взаимодействие младших и старших дошкольников продолжается в совместных подвижных играх и упражнениях на прогулке с целью закрепления и обогащения двигательного опыта. Например: в младшую группу приходят дети старшей и приглашают их поиграть на спортивной площадке. Организуется игровая деятельность с элементами спортивных игр: футбол, хоккей, настольный теннис, баскетбол.

Например, при организации деятельности с элементами спортивной игры в хоккей, младшие дети становятся за старшими и следуют за ними. Если присутствует бег то, младшие бегут по внутреннему кругу, а старшие дети – по внешнему, при этом усложняя действие перепрыгиванием через клюшки. На площадке старшие дети показывают стойку хоккеиста, производят ведение шайбы, а младшие повторяют движения за старшими. Упражнение проводить можно и в соревновательной форме. В конце встречи младшие дети садятся на скамейки и становятся болельщиками, а старшие соревнуются, играя в эстафеты.

«Играем в городки» – при организации игр с использованием городков, можно малышей уже строить перед старшими детьми в две шеренги. Дается задание построить фигуры: «забор», «бочка», «пушка», «конверт». Фигуры выполняются в положении сидя, стоя, лежа. Побеждает команда старших детей, которая быстрее выполнит фигуру. Младшие же строят фигуры, повторяя за старшими. Подвижная игра «Самолеты»: старшие дети становятся на одно колено напротив младших, заводят «мотор» (вращение кистей рук), расправляют «крылья» (руки в стороны), «взлетают» (бег по площадке). Младшие дети бегу так же рядом со старшими. Игра «Передвинь флажок»: старшие дети стоят в шеренгу на боковой линии площадки, младшие дети - на лицевой линии площадки. По сигналу старшие выполняют бросок на дальность, младшие наблюдают за ними. Возле биты, улетевшей дальше всех, ставится флажок. При последующих бросках надо постараться бросить биту дальше флажка. После броска старшие приносят биты и отдают их младшим, которые будут выполнять бросок. Старшие обращают внимание на исходное положение малышей. И в заключении встречи проводятся психокоррекционные игры и упражнения «Насос и мячи», «Качели», «Спать хочется», «Четыре стихии», «Стоп», «Дружба начинается с улыбки».

3. Самостоятельная двигательная деятельность детей

«Корзина выбора». В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно для детей с ОВЗ, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6-7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Поэтому, в конце любого занятия для организации самостоятельной деятельности детей, нами используется так называемая «Корзина выбора». Когда детям предлагается корзина, наполненная различным игровым и спортивным оборудованием: мячами, клюшками, шайбами, ракетками для настольного тенниса и бадминтона, теннисными шариками, воланчиками и т.д. Каждый ребенок вправе самостоятельно выбрать себе инвентарь для игровой деятельности.

3. Третий этап – заключительный. На данном этапе осуществляется закрепление и совершенствование приобретенных знаний, умений и техники двигательных действий, идет стимулирование детей к самостоятельному выполнению движений в целом и создание возможности использования приобретённого опыта в совместной деятельности детей и взрослых в форме: физкультурных досугов, физкультурных праздников, квест- игр.

Например, физкультурный досуг – организуется на основании знакомых детям физических упражнений, но проводится в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются их двигательные способности. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности. В досугах широко используется физкультурное оборудование, предметы, включаются элементы спортивных игр. Например, физкультурный досуг с использованием мяча: где старшие дошкольники получают задание вести мяч в движении, а малыши отбивают его стоя на месте. Затем совместное действие старших и младших – перебрасывание мяча в парах. И командное задание – чья команда быстрее закатит мяч в ворота.

Физкультурные праздники отличаются уже более масштабной организацией мероприятия. Если досуг или развлечение можно провести без участия приглашенных родителей или взрослых, то на физкультурный праздник обязательно приглашаются и родители, и сотрудники детского сада. Так же в рамках можно организовать встречу с тренером футбольной или хоккейной команды, или показательные выступления воспитанников спортивных школ или секций города. На физкультурных праздниках деятельность организуется уже непосредственно с участием родителей воспитанников.

Наиболее популярным видом организации игровой деятельности являются квест- игры. Квест – игры это в первую очередь – командная игра. Здесь практически весь основной вид двигательной и организационной деятельности основывается на действиях старших детей. Они получают карты – схемы, и, перемещаясь, выполняют различные задания, при этом объясняя и помогая малышам. Выполнив одно задание, они получат подсказку к выполнению следующего. Это является эффективным средством повышения двигательной активности и самостоятельности, приобретается необходимая мотивация, которая основана на индивидуальных потребностях, обеспечивая свободу выбора.

В ходе подготовки мероприятий родители привлекаются к участию в подготовке к физкультурным досугам и спортивным праздникам (например, к чтению литературных произведений на заданные педагогом темы, к просмотру спортивных, детских телепередач, к разучиванию с детьми небольших стихотворений, ролей персонажей и т.д.), к участию в жюри, оказанию помощи в судействе соревнований и др.

Таким образом, в результате использования данной педагогической технологи мы пришли к выводу, что организация спортивно-игровой деятельности по принципу разновозрастного игрового взаимодействия дает положительные результаты, так как решает многие задачи развития и воспитания детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Совместные игры создают не только условия для взаимодействия младших и старших дошкольников, но и позволяют воспитывать дружеские взаимоотношения, элементарную дисциплинированность, умение действовать в коллективе сверстников, а также способствуют формированию произвольности и ответственного отношения.

Совместные мероприятия с родителями создают условия не только для радостных эмоциональных переживаний детей и взрослых, но и позволяют перевести родителей с позиции наблюдателей в активных участников образовательных отношений.

Список литературы

  1. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. Б.: Изд-во Белый город, 2014.
  2. Доронова Т.Н., Щур В.Г., Якобсон С.Г. Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада // Дошкольное воспитание. 1985. № 6. – С.12-16.

Поделиться

4361

Доронина Н. И., Демина Л. И., Дукина С. В. Использование технологии игрового взаимодействия младших и старших дошкольников с ОВЗ посредством спортивно-игровой деятельности // Личность, экономика, культура в современном цифровом мире: проблемы и потенциальные возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 23 мая 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 68-76. URL: https://apni.ru/article/805-ispolzovanie-tekhnologii-igrovogo-vzaimodejstv

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября