На сегодняшний день рынок труда динамичен и предприятия уделяют особое значение привлечению и удержанию молодых специалистов. Теперь неопытность в работе не считается как недостаток, а рассматривается как преимущество. Компания должна планировать на перспективу, привлекая на работу молодые кадры, за несколько лет, она подготовит для себя профессионалов, высококвалифицированный персонал.
Актуальна проблема привлечения и удержания молодых специалистов не только по причине внедрения передовых, современных процессов, но и из-за «старения» кадров.
Стратегически важной категорией персонала любого предприятия являются молодые специалисты, они обладают современными компетенциями, их профессиональный путь только начинается.
Молодой специалист – гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией [4].
Рассмотрим возможные, на наш взгляд, инструменты для привлечения молодых специалистов на предприятие:
- профориентация (школы, ССУЗ, ВУЗ);
 - приглашение студентов на практику;
 - проведение ярмарки вакансий;
 - партнерство с университетами и образовательными учреждениями;
 - проведение Дня открытых дверей/Дня без турникетов/К родителям на работу;
 - активные социальные сети;
 - стажировки;
 - развитие уникального бренда работодателя;
 - использование онлайн-платформ/Job-сайтов;
 - реферальные программы/акция «Приведи друга»;
 - участие студентов в мероприятиях предприятия;
 - участие работодателя в ФП «Профессионалитет» [3].
 
Удержание персонала является главной задачей почти каждой организации, вместе с сотрудником уходят вложенные в него инвестиции в виде расходов на поиск, привлечение, обучение. Особенно это важно для промышленных предприятий из-за сложности уникальных технологических процессов.
Удержание персонала – это комплекс мероприятий, организуемых и проводимых службой управления персоналом в целях сохранения критически важного для эффективной деятельности предприятия профессионального и интеллектуального потенциала своих работников. Успех работы по удержанию персонала во многом зависит от того, насколько ясно и полно руководители предприятия понимают и осознают жизненно важные профессиональные и бытовые проблемы своих работников и готовы деятельно способствовать в их разрешении [1, с. 135].
Средства удержания и мотивации персонала условно делят на материальные и нематериальные.
К материальному стимулированию относится:
- система премирования;
 - финансирование системы повышения квалификации;
 - регулярное повышение (индексирование) заработной платы;
 - социальный пакет.
 
К нематериальному стимулированию относится:
- признание, похвала непосредственного руководителя;
 - обучение, стажировки;
 - четкие цели, которые определенны в зависимости от категории сотрудника;
 - участие в корпоративных мероприятиях;
 - возможность реализовать себя в проектной деятельности;
 - внедрение корпоративной культуры;
 - внесение в управленческий резерв и программу развития талантов;
 - письма-благодарности.
 
Для молодых специалистов необходимо идеальное рабочее место, оно может включать несколько составляющих:
- все современные технологии, которые должны обеспечивать коммуникации и содержать в себе обязательную обратную связь;
 - опытный наставник, который направляет молодого сотрудника;
 - свобода и гибкость в принятии решений;
 - признание трудовых усилий сотрудника;
 - систему обратной связи и коммуникаций.
 
Для удержания молодых специалистов на предприятии, необходимо:
- четко определить потребности данного поколения в компании, уделяя особое внимание вопросам коммуникации сотрудников;
 - сформировать систему коммуникации с молодыми специалистами и всегда быть открытыми к диалогу;
 - организовать удобное рабочее пространство;
 - наладить систему обучения, основываясь на тех знаниях, которых им не хватает для эффективной работы;
 - быть в курсе долгосрочных планов представителей данного поколения в работе и поощрять их реализацию.
 
Таким образом, промышленным предприятиям необходимо постоянное совершенствование системы привлечения и удержания молодых специалистов. Реализация стратегии удержания должна начинаться в период адаптации принятых на предприятие молодых специалистов. Молодые специалисты – важный трудовой ресурс для любого предприятия. Они стремятся к познанию нового, готовы к саморазвитию, самосовершенствованию и имеют креативный подход к работе.

.png&w=640&q=75)