Главная
АИ #1 (183)
Статьи журнала АИ #1 (183)
Формирование функциональной грамотности у младших школьников

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

Автор(-ы):

Диденко Анна Викторовна

5 января 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

функциональная грамотность
школа
школьники
младший класс
образование
начальная школьная ступень

Аннотация статьи

Данная статья исследует методы и стратегии обучения, направленные на развитие навыков функциональной грамотности у детей начальной школьной ступени. Обращается внимание на важность формирования не только базовых грамматических навыков, но и способности эффективно использовать язык в различных контекстах и коммуникативных ситуациях. В статье рассматриваются педагогические методики, игровые подходы и интерактивные уроки, способствующие активному участию детей в обучении, а также оценке их прогресса. Результаты исследования могут быть полезными для учителей начальных классов и методистов, занимающихся формированием языковых компетенций у младших школьников.

Текст статьи

Актуальность исследования

Статья о формировании функциональной грамотности у младших школьников является актуальной в свете современных образовательных требований и синонимичных императивов. С учетом изменяющейся природы общения в цифровую эпоху и необходимости успешной социализации детей начальной школьной ступени, развитие функциональной грамотности становится критическим компонентом образования. Важность не только знания языковых правил, но и умения применять их в различных жизненных ситуациях подчеркивается в современных образовательных стандартах.

Статья обещает внести вклад в педагогическую практику, предлагая эффективные методы и стратегии для развития языковых навыков у младших школьников. Учитывая, что основы грамотности заложены в раннем возрасте, их успешное формирование может оказать положительное воздействие на последующие этапы образования и дальнейшую успешную адаптацию в обществе. Такая статья может заинтересовать не только педагогов и методистов, но и родителей, привлекая их внимание к важности языкового образования на начальном этапе обучения.

Цель исследования

Цель данной статьи заключается в исследовании и представлении эффективных методов и стратегий формирования функциональной грамотности у младших школьников, выявление педагогических подходов, способствующих не только усвоению базовых языковых навыков, но и развитию способности применять их в разнообразных практических ситуациях.

Целью является также предоставление педагогам и методистам конкретных инструментов, которые могут быть использованы в образовательном процессе для достижения оптимальных результатов в формировании языковой компетенции у детей начальной школы. В конечном итоге, статья направлена на повышение эффективности обучения грамотности на ранних ступенях образования и создание основы для успешного языкового развития детей в будущем.

Материал и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных формированию функциональной грамотности у младших школьников, занимались такие ученые как А.А. Леонтьев, Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе и другие.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

На ранних этапах образования формирование языковых компетенций играет ключевую роль в развитии у младших школьников навыков общения, мышления и успешной адаптации в обществе. Исходя из этой важности, современные педагогические парадигмы активно внедряют инновационные подходы, направленные не только на углубление теоретического понимания языковых структур, но и на акцентирование внимания на их практическом применении.

Один из инновационных методов – использование игровых технологий для обучения языковым компетенциям. Виртуальные игры и интерактивные приложения создают атмосферу увлекательного обучения, в которой дети приобретают и совершенствуют языковые навыки, решая практические задачи и взаимодействуя с виртуальным языковым контекстом.

Еще одним инновационным подходом является внедрение проектного обучения в языковые программы. Дети учатся не просто запоминать правила, но и применять их, работая над творческими проектами. Это способствует лучшему усвоению языковых структур в контексте реальных задач и сценариев использования.

Технологии расширенной реальности в языковом обучении создают уникальные возможности для взаимодействия с языковыми элементами в реальной среде. С помощью мобильных приложений с функцией AR дети могут «видеть» и «взаимодействовать» с языковыми объектами, что способствует более глубокому пониманию их значения и использования.

Внедрение лингводрамы и игр ролевого взаимодействия в учебный процесс также является инновационным подходом. Дети начальных классов, играя различные роли и сценарии, активно применяют языковые структуры в реальных ситуациях, развивая не только грамматические навыки, но и умение эффективно общаться [1, c. 79].

Использование интерактивных образовательных платформ, адаптированных к индивидуальным потребностям каждого ученика, также играет важную роль в формировании языковых компетенций. Индивидуализированный подход позволяет учителям адаптировать уроки и задания в соответствии с уровнем подготовки и интересами каждого ученика.

Инновационные методы также включают в себя интеграцию культурного контекста в языковое обучение. Изучение языка становится более увлекательным, когда оно связано с культурой и традициями. Это позволяет детям не только понимать языковые структуры, но и использовать их в соответствии с конкретными социокультурными сценариями.

В некоторых образовательных системах успешно внедряется мультиязычное обучение, что позволяет детям овладевать несколькими языками одновременно. Этот подход способствует гибкости мышления и обогащает языковую культуру ребенка.

Организация интерактивных классов, где дети могут общаться между собой, обмениваться опытом и языковыми знаниями, также становится основой инновационного обучения. Взаимодействие в малых группах создает благоприятные условия для обучения и сотрудничества.

Обучение в реальных ситуациях, связанных с повседневной жизнью, дает детям возможность практического применения языковых структур. Процессы покупок, совместных проектов, исследований и обсуждения актуальных событий создают контекст для эффективного обучения и применения языка в реальном мире.

Развитие инновационных подходов также касается систем оценки прогресса. Индивидуальные планы развития и регулярные оценки, ориентированные не только на знание грамматики, но и на умение применять язык в различных контекстах, становятся важными инструментами для измерения успехов учеников.

Инновационные подходы к формированию языковых компетенций на ранних этапах образования не только эффективно подготавливают детей к глобальной лингвистической среде, но и делают обучение более увлекательным и индивидуализированным [2, c. 173].

Интерактивные уроки, предполагающие вовлечение каждого ученика в диалоги и групповые проекты, создают атмосферу взаимодействия, что способствует более эффективному усвоению языковых навыков. Игровые подходы, включающие обучение через симуляцию реальных сценариев и использование языковых игр, не только сделали процесс обучения более увлекательным, но и помогают развивать лексические и грамматические навыки.

Оценка прогресса младших школьников в области функциональной грамотности также требует инновационного подхода. Индивидуализированный метод оценивания, включающий в себя портфолио ученика и регулярные формативные ассессменты, позволяет учителям адаптировать процесс обучения к индивидуальным потребностям каждого ученика. Кроме того, использование рубрик и критериальной оценки стимулирует более четкое измерение языковых достижений, а самооценка и взаимооценка развивают ответственность и сотрудничество среди учащихся [3, c. 35].

Такой комплексный подход к обучению и оцениванию не только способствует эффективному формированию языковых компетенций, но и поддерживает индивидуальное развитие каждого ребенка на начальных этапах их образования [4, c. 453].

Выводы

Очевидно, что инновационные педагогические методики, применяемые для формирования языковых компетенций у младших школьников, играют фундаментальную роль в обеспечении успешного и разностороннего развития учащихся. Интерактивные уроки и игровые подходы не только делают процесс обучения более интересным, но и активно стимулируют учеников к взаимодействию, развивая при этом навыки коммуникации, сотрудничества и критического мышления.

Оценка прогресса, основанная на индивидуализированных подходах, является неотъемлемой частью этого процесса. Система регулярных формативных оценок, портфолио ученика и использование рубрик обеспечивают более глубокое понимание достижений каждого ученика, а индивидуализированный подход к оцениванию помогает адаптировать учебные стратегии к уникальным потребностям каждого ребенка.

Этот комплексный подход к обучению и оцениванию не только способствует эффективному формированию языковых навыков, но также создает благоприятные условия для развития личности и формирования навыков, необходимых для успешного участия в обществе. Развитие языковых компетенций становится, таким образом, не только задачей обучения, но и интегральной частью подготовки учащихся к сложной и разнообразной современной действительности.

Список литературы

  1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / И.Ю. Алексашина, О.А. Абдулаева, Ю.П. Киселев; науч. ред. И.Ю. Алексашина. – СПб.: КАРО, 2019. – 160 с.
  2. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. – 468 с.
  3. Громова Л.А. Функциональная грамотность учителя при реализации задач национального проекта «Образование» / Л.А. Громова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2020. – Вып. 2-2. – С. 32-37.
  4. Карамышева Е.В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е.В. Карамышева // Молодой ученый. – 2023. – № 2 (449). – С. 452-454.

Поделиться

381

Диденко А. В. Формирование функциональной грамотности у младших школьников // Актуальные исследования. 2024. №1 (183). С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/8053-formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-u-mla

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля