Важную роль в создании творческого процесса на уроках технологии играет ассоциативное мышление. Ассоциативно-образное мышление порождает разносторонние способности, энтузиазм, свободу творчества. В этом помогают новые методы создания диаграмм, созданные на основе теории лучистого мышления Тони Бьюзена – интеллект-карты.
Интеллект-карта – это графическое, многомерное представление информации, полученной в результате мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея. Основной принцип данной технологии заключается в том, чтобы отказаться от традиционной формы записи в чётком линейном порядке. В линейной записи обычно используются текст с заголовками, слова, абзацы списки. Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами. Интеллект-карта использует не только графику, но и принципиально иной подход к структурированию информации.
Чтобы создать и оформить карту мышления, нужно правильно изучить и понять её структуру. Для оформления структуры интеллект-карты, нужно каждую мысль представить, как объект, от которого расходятся связи и ведут к другим объектам [1].
Правила составления интеллект-карты:
- Графическое представление информации. Это его главная особенность, отличающая его от синопсиса. Вместо написания логически связанного текста интеллект-карты представляют информацию в виде диаграммы. Основные содержательные мысли связаны между собой направленными стрелками.
- Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. Они позволяют невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.
- Активное использование цвета (на менее трех цветов). При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех цветов). Цвет – это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно!
- Использование многомерных объектов.
- Нелинейное размещение.
Кроме центрального элемента, основным принципом построения интеллект-карт является их принципиально нелинейное построение. От центрального образа стрелки могут идти куда угодно, не ограничиваясь ни своим размером, ни положением на листке [2].
Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей.
- Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.
- Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии.
- Лучше видны связи между ключевыми объектами.
- Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок.
- Концентрация информации на важных моментах.
- Визуально четкие ассоциации.
Интеллект-карты существенно повышают качество и результативность таких видов деятельности на уроках технологии, как:
- Коллективное и индивидуальное творчество, решение практических и межличностных проблем.
- Симулирование творческого процесса, генерация и разработка новых идей
- Планирования или разработки стратегии составлении плана.
- Аннотирование и систематизация полученной информации.
- Анализ сложных ситуаций, обдумывание и решение проблем.
- Принятие решений и разработка проектов.
- Составление доклада, подготовка выступлений и презентаций.
- Конспектирование текстов, лекций, выступлений, переговоров.
- Самоанализ и личностное развитие.
Составление интеллект-карт – это не только очень интересное занятие, но и полезный навык. С их помощью можно составлять планы структурировать и обрабатывать потоки информации. Умение работать с интеллект-картами помогает учащимся принимать правильные решения и осуществлять грамотный выбор [3].
Внедрение в образовательный процесс интеллект-карт способствует повышению качества образования, развитию творческих способностей учащихся, развитию интеллекта, пространственного мышления и познавательной активности на уроках технологии [4]. Также интеллект-карты помогают внедрению активных форм обучения и контроля за приобретением знаний учащимися, где учащийся является ключевым субъектом в приобретении знаний, базовых технологических знаний в учебный процесс с использованием усовершенствованных схематических знаков, активных форм контроля и взаимного контроля знаний и умений обучающихся на различных этапах образовательного процесса.
С помощью интеллект-карт реализуется еще одна важная цель – развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках технологии. При этом решаются следующие педагогические задачи: повышение мотивации к обучению; сформировать прочные знания, навыки и умения; организация высокой культуры образовательной деятельности; формирование мысли, речи, внимания как основных психофизических качеств человека; воспитание социальных и нравственных качеств личности.
Таким образом, создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения на уроках технологии.