Главная
АИ #1 (183)
Статьи журнала АИ #1 (183)
Использование обучающимися интеллект-карт на уроках технологии

Использование обучающимися интеллект-карт на уроках технологии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интеллект-карта
предметная область «Технология»

Аннотация статьи

В статье рассматривается метод интеллект-карт и его использование в предметной области «Технология».

Текст статьи

Важную роль в создании творческого процесса на уроках технологии играет ассоциативное мышление. Ассоциативно-образное мышление порождает разносторонние способности, энтузиазм, свободу творчества. В этом помогают новые методы создания диаграмм, созданные на основе теории лучистого мышления Тони Бьюзена – интеллект-карты.

Интеллект-карта – это графическое, многомерное представление информации, полученной в результате мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея. Основной принцип данной технологии заключается в том, чтобы отказаться от традиционной формы записи в чётком линейном порядке. В линейной записи обычно используются текст с заголовками, слова, абзацы списки. Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами. Интеллект-карта использует не только графику, но и принципиально иной подход к структурированию информации.

Чтобы создать и оформить карту мышления, нужно правильно изучить и понять её структуру. Для оформления структуры интеллект-карты, нужно каждую мысль представить, как объект, от которого расходятся связи и ведут к другим объектам [1].

Правила составления интеллект-карты:

  1. Графическое представление информации. Это его главная особенность, отличающая его от синопсиса. Вместо написания логически связанного текста интеллект-карты представляют информацию в виде диаграммы. Основные содержательные мысли связаны между собой направленными стрелками.
  2. Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. Они позволяют невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.
  3. Активное использование цвета (на менее трех цветов). При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех цветов). Цвет – это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно!
  4. Использование многомерных объектов.
  5. Нелинейное размещение.

Кроме центрального элемента, основным принципом построения интеллект-карт является их принципиально нелинейное построение. От центрального образа стрелки могут идти куда угодно, не ограничиваясь ни своим размером, ни положением на листке [2].

Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед линейной формой представления информации в виде стандартных конспектов или кратких записей.

  • Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.
  • Четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии.
  • Лучше видны связи между ключевыми объектами.
  • Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок.
  • Концентрация информации на важных моментах.
  • Визуально четкие ассоциации.

Интеллект-карты существенно повышают качество и результативность таких видов деятельности на уроках технологии, как:

  1. Коллективное и индивидуальное творчество, решение практических и межличностных проблем.
  2. Симулирование творческого процесса, генерация и разработка новых идей
  3. Планирования или разработки стратегии составлении плана.
  4. Аннотирование и систематизация полученной информации.
  5. Анализ сложных ситуаций, обдумывание и решение проблем.
  6. Принятие решений и разработка проектов.
  7. Составление доклада, подготовка выступлений и презентаций.
  8. Конспектирование текстов, лекций, выступлений, переговоров.
  9. Самоанализ и личностное развитие.

Составление интеллект-карт – это не только очень интересное занятие, но и полезный навык. С их помощью можно составлять планы структурировать и обрабатывать потоки информации. Умение работать с интеллект-картами помогает учащимся принимать правильные решения и осуществлять грамотный выбор [3].

Внедрение в образовательный процесс интеллект-карт способствует повышению качества образования, развитию творческих способностей учащихся, развитию интеллекта, пространственного мышления и познавательной активности на уроках технологии [4]. Также интеллект-карты помогают внедрению активных форм обучения и контроля за приобретением знаний учащимися, где учащийся является ключевым субъектом в приобретении знаний, базовых технологических знаний в учебный процесс с использованием усовершенствованных схематических знаков, активных форм контроля и взаимного контроля знаний и умений обучающихся на различных этапах образовательного процесса.

С помощью интеллект-карт реализуется еще одна важная цель – развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках технологии. При этом решаются следующие педагогические задачи: повышение мотивации к обучению; сформировать прочные знания, навыки и умения; организация высокой культуры образовательной деятельности; формирование мысли, речи, внимания как основных психофизических качеств человека; воспитание социальных и нравственных качеств личности.

Таким образом, создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения на уроках технологии.

Список литературы

  1. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии / И. Дерновский. – К., 2004.
  2. Куварина Е. Интеллект карты – гениальный метод для запоминания информации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://denbriz.ru/Hchnoe-razvitie/mindmap/
  3. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. – М.: Омега-Л, 2007. – 126 с.
  4. Применение методов «Mind Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bershadskiy. ru/

Поделиться

736

Андреева Д. Ю. Использование обучающимися интеллект-карт на уроках технологии // Актуальные исследования. 2024. №1 (183). С. 72-73. URL: https://apni.ru/article/8056-ispolzovanie-obuchayushchimisya-intellekt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря