Применение scrum-уроков в системе работы учителя начальной школы как средства формирования нравственных качеств младших школьников

Начальная школа является основной базой для формирования нравственных качеств. На данном этапе, у детей уже есть свой личный опыт, задача учителя направить знания детей в правильное направление. Цель статьи заключается в том, чтобы показать, как можно использовать метод проектов на уроках литературного чтения для формирования таких нравственных качеств, как самостоятельность, ответственность и доброта. По нашему мнению, наиболее качественным решением будет применение в системе работы учителя технологию scrum-уроков.

Аннотация статьи
бэклог
проектная деятельность
scrum-команда
проект
спринт
Ключевые слова

Основные направления работы по формированию нравственных качеств младших школьников является воспитание самостоятельности, а также воспитание ответственности и доброты.

Проектная деятельность способствует формированию нравственной личности, она настраивает на позитивное отношение к миру, создает условия гармонического развития, учит жить в коллективе, позволяет открывать мир.

Задача педагога – направить деятельность ребенка в нужное русло, сделать так, чтобы каждое дело, в котором участвует ребенок, способствовало его нравственному, интеллектуальному развитию.

Формирование нравственной личности – это очень сложный, длительный, глубокий процесс. Метод проектов является интересным педагогическим инструментом, помогающим в этой работе.

Первоначальный опыт учащихся начальной школы – это игра, игровой проект наиболее практичен в применении в работе с учащимися младшей школы.

Под игровым проектом, мы понимаем, что это проект, при выполнении которого ученики вовлекаются в игровую деятельность, принимая на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта.

При организации игрового проекта первоочередное внимание педагог направляет на создание в группе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия.

Реализация игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.

1 этап – подготовительный. В этот этап входит сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).

Цель данного этапа – привлечение детей к интересной игровой деятельности, формирование умения действовать с куклами и предметами. Передача интонацией переживания героев, развивать диалогическую и монологическую речь.

2 этап – выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации.

Цель данного этапа – конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».

3 этап - от следствия к причине.

Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а также преобразовании ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное – начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия.

Современные условия образовательного процесса требуют от учителей новых технологий. Применение новизны. Для нашего исследования наиболее актуальным являются Scrum-уроки. Данные уроки требуют от учащихся применения самостоятельности, ответственности.

На просторах интернета, данную, так называемую, гибкую технологию можно встретить в работах со средним и старшим звеном. Мы же адаптировали данную технологию под младший школьный возраст.

Scrum-команда – это команда детей (Учитель может организовывать творческие группы).

Бэклог – это список всех задач (это может быть дерево с заданиями, может быть нотный стан, при выполнении дети видят какую работу они уже проделали, и что еще предстоит сделать).

Спринт – отрезок времени, отведенных на выполнение задач и реализацию проекта. Это может быть один урок или же система уроков, объединенных одной темой (Во втором классе актуально делать проект продолжительностью в один урок).

Строя работу над проектом, мы включим следующие этапы:

  1. Фокусные группы – учитель объединяет детей в группы по 3-5 человек. Данные группы можно сделать с помощью жеребьевки, можно выбрать коллективно. Во время спринта группы не меняются.
  2. Бэклог. В начале урока перед детьми уже появляется маршрутный лист. Проект – большая задача, которую сложно решить сразу. Учащимся 2 класса сложно сразу решить задачу. Ведь во 2 классе они только учатся составлять план своей работы. Маршрутный лист с перечислением основных заданий готовится учителем заранее. Он должен содержать название темы, перечень источников информации и заданий. Каждая команда записывает задачи на стикере своего цвета и крепит их на Скрам-доску.
  3. Каждой команде необходимо выбрать SCRUM-мастера– руководителя группы. Лидера, который отвечает за организацию работы группы, запись заданий на стикерах, передвижение стикеров на доске. Оформление результата работы
  4. Оформление Скрам-доски. Это помогает планировать работу, видеть результат своей деятельности. Обеспечивает прозрачность и максимальную вовлеченность всех детей в процесс. Наглядно демонстрирует на каком этапе находится каждая команда. На доске должно быть по меньшей мере 3 столбца: «План», «В работе», «Готово». Постепенно, по мере выполнения, дети перемещают стикеры по доске.
  5. Планирование Спринта. Рассматриваем маршрутный лист: читаем темы, теоретическую информацию в учебнике и на дополнительных карточках, изучаем список заданий. Распределяем задачи по приоритету.
  6. Спринт. Выполнение работы со строго оговоренным количеством времени. Каждому ученику необходимо скоординировать свою деятельность с деятельностью товарищей по команде.
  7. Представление результатов работы.
  8. Рефлексия. В конце занятия проводим рефлексию по поводу работы всей группы и каждого ученика.

– Что сделали?

– Как работала группа?

– Что мешало в работе?

– Что делать для увеличения эффективности работы?

Для наглядного применения данного метода мы предлагаем рассмотреть приложение А, где четко видно, как именно применяется данный вид работы, как правильно выстроить свою работу.

Текст статьи
  1. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. ФГОС // под ред. Казаковой А. А. // Изд-во: Просвещение, 2013. – 175 с.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Академия, 2010. – С. 124-129.
  3. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб, и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://pedklassy.bspu.by/files/docs/books/1_knigi/12_stolarenko.pdf
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Академия, 2015. – 36 с.
  5. Щедрин С.В. Дидактические материалы для подготовки студентов к Государственному междисциплинарному экзамену («Педагогика» и «Психология») [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://souor.siteedu.ru/media/sub/1814/files/didakticheskie-materialyi-dlya-podgotovki-studentov-k-gosudarstvennomu-i-mezhdistsiplinarnomu-ekzamenam-po-pedagogike-i-psihologii.doc
Список литературы