Основные направления работы по формированию нравственных качеств младших школьников является воспитание самостоятельности, а также воспитание ответственности и доброты.
Проектная деятельность способствует формированию нравственной личности, она настраивает на позитивное отношение к миру, создает условия гармонического развития, учит жить в коллективе, позволяет открывать мир.
Задача педагога – направить деятельность ребенка в нужное русло, сделать так, чтобы каждое дело, в котором участвует ребенок, способствовало его нравственному, интеллектуальному развитию.
Формирование нравственной личности – это очень сложный, длительный, глубокий процесс. Метод проектов является интересным педагогическим инструментом, помогающим в этой работе.
Первоначальный опыт учащихся начальной школы – это игра, игровой проект наиболее практичен в применении в работе с учащимися младшей школы.
Под игровым проектом, мы понимаем, что это проект, при выполнении которого ученики вовлекаются в игровую деятельность, принимая на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта.
При организации игрового проекта первоочередное внимание педагог направляет на создание в группе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия.
Реализация игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.
1 этап – подготовительный. В этот этап входит сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).
Цель данного этапа – привлечение детей к интересной игровой деятельности, формирование умения действовать с куклами и предметами. Передача интонацией переживания героев, развивать диалогическую и монологическую речь.
2 этап – выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации.
Цель данного этапа – конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».
3 этап - от следствия к причине.
Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а также преобразовании ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное – начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия.
Современные условия образовательного процесса требуют от учителей новых технологий. Применение новизны. Для нашего исследования наиболее актуальным являются Scrum-уроки. Данные уроки требуют от учащихся применения самостоятельности, ответственности.
На просторах интернета, данную, так называемую, гибкую технологию можно встретить в работах со средним и старшим звеном. Мы же адаптировали данную технологию под младший школьный возраст.
Scrum-команда – это команда детей (Учитель может организовывать творческие группы).
Бэклог – это список всех задач (это может быть дерево с заданиями, может быть нотный стан, при выполнении дети видят какую работу они уже проделали, и что еще предстоит сделать).
Спринт – отрезок времени, отведенных на выполнение задач и реализацию проекта. Это может быть один урок или же система уроков, объединенных одной темой (Во втором классе актуально делать проект продолжительностью в один урок).
Строя работу над проектом, мы включим следующие этапы:
- Фокусные группы – учитель объединяет детей в группы по 3-5 человек. Данные группы можно сделать с помощью жеребьевки, можно выбрать коллективно. Во время спринта группы не меняются.
- Бэклог. В начале урока перед детьми уже появляется маршрутный лист. Проект – большая задача, которую сложно решить сразу. Учащимся 2 класса сложно сразу решить задачу. Ведь во 2 классе они только учатся составлять план своей работы. Маршрутный лист с перечислением основных заданий готовится учителем заранее. Он должен содержать название темы, перечень источников информации и заданий. Каждая команда записывает задачи на стикере своего цвета и крепит их на Скрам-доску.
- Каждой команде необходимо выбрать SCRUM-мастера– руководителя группы. Лидера, который отвечает за организацию работы группы, запись заданий на стикерах, передвижение стикеров на доске. Оформление результата работы
- Оформление Скрам-доски. Это помогает планировать работу, видеть результат своей деятельности. Обеспечивает прозрачность и максимальную вовлеченность всех детей в процесс. Наглядно демонстрирует на каком этапе находится каждая команда. На доске должно быть по меньшей мере 3 столбца: «План», «В работе», «Готово». Постепенно, по мере выполнения, дети перемещают стикеры по доске.
- Планирование Спринта. Рассматриваем маршрутный лист: читаем темы, теоретическую информацию в учебнике и на дополнительных карточках, изучаем список заданий. Распределяем задачи по приоритету.
- Спринт. Выполнение работы со строго оговоренным количеством времени. Каждому ученику необходимо скоординировать свою деятельность с деятельностью товарищей по команде.
- Представление результатов работы.
- Рефлексия. В конце занятия проводим рефлексию по поводу работы всей группы и каждого ученика.
– Что сделали?
– Как работала группа?
– Что мешало в работе?
– Что делать для увеличения эффективности работы?
Для наглядного применения данного метода мы предлагаем рассмотреть приложение А, где четко видно, как именно применяется данный вид работы, как правильно выстроить свою работу.