Автор(-ы):
Михневич Ирина Романовна
5 января 2024
Научный руководитель
Павлова Елена Викторовна
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Начальная школа является основной базой для формирования нравственных качеств. На данном этапе, у детей уже есть свой личный опыт, задача учителя направить знания детей в правильное направление. Цель статьи заключается в том, чтобы показать, как можно использовать метод проектов на уроках литературного чтения для формирования таких нравственных качеств, как самостоятельность, ответственность и доброта. По нашему мнению, наиболее качественным решением будет применение в системе работы учителя технологию scrum-уроков.
Текст статьи
Основные направления работы по формированию нравственных качеств младших школьников является воспитание самостоятельности, а также воспитание ответственности и доброты.
Проектная деятельность способствует формированию нравственной личности, она настраивает на позитивное отношение к миру, создает условия гармонического развития, учит жить в коллективе, позволяет открывать мир.
Задача педагога – направить деятельность ребенка в нужное русло, сделать так, чтобы каждое дело, в котором участвует ребенок, способствовало его нравственному, интеллектуальному развитию.
Формирование нравственной личности – это очень сложный, длительный, глубокий процесс. Метод проектов является интересным педагогическим инструментом, помогающим в этой работе.
Первоначальный опыт учащихся начальной школы – это игра, игровой проект наиболее практичен в применении в работе с учащимися младшей школы.
Под игровым проектом, мы понимаем, что это проект, при выполнении которого ученики вовлекаются в игровую деятельность, принимая на себя определенные роли, обусловленные содержанием и характером проекта.
При организации игрового проекта первоочередное внимание педагог направляет на создание в группе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия.
Реализация игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить три этапа.
1 этап – подготовительный. В этот этап входит сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).
Цель данного этапа – привлечение детей к интересной игровой деятельности, формирование умения действовать с куклами и предметами. Передача интонацией переживания героев, развивать диалогическую и монологическую речь.
2 этап – выбор возможных вариантов завершения предложенной ситуации.
Цель данного этапа – конкретизация ситуаций, поиск реальных путей достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических норм, ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».
3 этап - от следствия к причине.
Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а также преобразовании ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное – начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия.
Современные условия образовательного процесса требуют от учителей новых технологий. Применение новизны. Для нашего исследования наиболее актуальным являются Scrum-уроки. Данные уроки требуют от учащихся применения самостоятельности, ответственности.
На просторах интернета, данную, так называемую, гибкую технологию можно встретить в работах со средним и старшим звеном. Мы же адаптировали данную технологию под младший школьный возраст.
Scrum-команда – это команда детей (Учитель может организовывать творческие группы).
Бэклог – это список всех задач (это может быть дерево с заданиями, может быть нотный стан, при выполнении дети видят какую работу они уже проделали, и что еще предстоит сделать).
Спринт – отрезок времени, отведенных на выполнение задач и реализацию проекта. Это может быть один урок или же система уроков, объединенных одной темой (Во втором классе актуально делать проект продолжительностью в один урок).
Строя работу над проектом, мы включим следующие этапы:
– Что сделали?
– Как работала группа?
– Что мешало в работе?
– Что делать для увеличения эффективности работы?
Для наглядного применения данного метода мы предлагаем рассмотреть приложение А, где четко видно, как именно применяется данный вид работы, как правильно выстроить свою работу.
Список литературы
Поделиться
Михневич И. Р. Применение scrum-уроков в системе работы учителя начальной школы как средства формирования нравственных качеств младших школьников // Актуальные исследования. 2024. №1 (183). С. 83-85. URL: https://apni.ru/article/8059-primenenie-skrum-urokov-v-sisteme-raboti-uchi