Главная
АИ #1 (183)
Статьи журнала АИ #1 (183)
Анаксимандр – основоположник космологии

Анаксимандр – основоположник космологии

Рубрика

Философия

Ключевые слова

Анаксимандр
космология
Апейрон
Вселенная
пространство
физическая Первичность
реальность
сущность
материя
движение

Аннотация статьи

Рассматриваются вопросы биографии и научных воззрений древнегреческого мыслителя Анаксимандра.

Текст статьи

Современная космология, как наука о мироустройстве реальности в самых общих, фундаментальных положениях, формирующих представление о законах существования наблюдаемой Вселенной и свойств микромира, берет свое начало в античности с представлений древнегреческого мыслителя Анаксимандра (610 – 540 гг. до н.э.) об Апейроне.

Но прежде чем приступить к обсуждению темы статьи необходимо сказать несколько слов о современном уровне космологии.

Доктор физико-математических наук, профессор Киевского политехнического института Парновский С.Л. (1954 г. р.) в 2018 г. пишет: «Эта книга посвящена космологии – науке о структуре и эволюции Вселенной в целом, ее прошлом и будущем. Космология – не просто молодая, а очень молодая наука; ей исполнилось всего 100 лет. Ее появление связано с публикацией в 1917 г. работы Альберта Эйнштейна «Kosmologische Betrachtungen zur allgemeinen Relativitätstheorie (Космологические соображения по общей теории относительности)»» [5, с. 5].

Кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ Сурдин В.Г. (1953 г. р.) дает иной отсчёт современной космологии:

«В начале ХХ в. возникла и современная космология, дата рождения которой известна достаточно точно. Обычно ее связывают с публикацией статей советского ученого Александра Александровича Фридмана. В 1922 г. в немецком журнале Zeitschrift für Physik была помещена его статья «О кривизне пространства». Основной вывод автора заключался в том, что наша Вселенная эволюционирует: она расширяется, ее объем растет. Эта идея была настолько нова, что даже Эйнштейн вначале воспринял ее с недоверием» [1, c. 399].

Таким образом, несколько путаясь в датах, в целом современная космология осознаёт себя как науку с эпохи научного абсурдизма, что собственно и отразилось в её концепциях кривых пространств и виртуальных постулатов.

Но это ещё полбеды, беда в том, что современная наука, так до сих пор не определилась с местом космологии в системе научных знаний, рассматривая её, как отрасль астрономии. Так, большой энциклопедический словарь, обобщая современные представления о космологии, даёт ей следующее определение:

«КОСМОЛОГИЯ – физическое учение о Вселенной как целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части Вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений. Теоретический фундамент космологии составляют основные физические теории (общая теория относительности, теория поля и др.) – эмпирическую основу – внегалактическая астрономия» /1/.

Иными словами, космология, это не самостоятельная научная отрасль, а всего лишь инструмент обобщения совокупных сведений астрономии о строении Вселенной. Поэтому становится понятным, почему по современным представлениям, это очень молодая отрасль научных знаний, которая ещё не сформировалась в самостоятельную научную дисциплину, в результате чего профессиональных космологов сегодня не готовит ни одно учебное заведение. А между тем, исторический анализ космологических воззрений говорит нам о том, что эта научная дисциплина, является частью философии, и корнями своими произрастает из античности, поэтому и изучаться она должна именно в составе философии.

Иными словами, космология – это самостоятельная научная дисциплина в составе философии, изучающая реальность во взаимосвязи макро и микро явлений во Вселенной.

Для формирования целостной картины реальности во всём её многообразии, нельзя рассматривать природу макро и микро объектов изолированно друг от друга. Не зная природу пространства, в которой реализуются эти объекты, невозможно понять логику их формирования с научной точки зрения. Поэтому начало начал космологии лежит в понимании пространства, как фундаментальной основы, в которой и происходит реализация всей наблюдаемой нами реальности. И в этом вопросе, без философских обобщений, обойтись не удастся.

Я сторонник античных методов познания, когда все новые концепты соотносились с реальностью, поэтому мое представление о космологии принципиально отличается от общепринятого в настоящее время, что безусловно сказалось на характере изложения темы данной статьи.

Биографические сведения об Анаксимандре (610 – 546 гг. до н.э.) скудны и представлены лишь фрагментарными свидетельствами поздних авторов. Так Диоген Лаэртский сообщает:

«Анаксимандр Милетский, сын Праксиада. … Суждения свои он изложил по пунктам в сочинении, которое было еще в руках Аполлодора Афинского. Этот последний сообщает в своей «Хронологии», что на втором году 58-й олимпиады Анаксимандру было 64 года, и вскоре после этого он умер; (расцвет же его в основном приходится на время тирании Поликрата Самосского)» /2/.

Византийская энциклопедия Суда (Свида, 1100 г. н.э.) сообщает об Анаксимандре следующее:

«Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, философ; родственник, ученик и преемник Фалеса

Клавдий Элиан (2 – 3 вв. н.э.) в «Пестрых рассказах (историях), III, 17» сообщает следующее:

«Философы пеклись о нуждах государства, а не жили отрешенными от подобных забот мудрецами; … Анаксимандр руководил колониальной экспедицией из Милета в Аполлонию…» /3/.

Марк Тулий Цицерон (106 г. до н.э. – 43 г. н.э.) «О дивинации (предсказаниях), I, 50, 112» и Плиний Старший «Естественная история, II, 191»:

«Вавилоняне убеждены, что даже землетрясения и трещины в Земле, как и все остальные явления, вызываются силой звезд, впрочем, не всех, а трех из них, [верхних планет – Сатурна, Юпитера и Марса], действию которых они приписывают и молнии. Притом все это происходит, когда эти звезды движутся рядом с Солнцем или в соединении с ним, особенно же когда они отстоят от него на квадратуру. В этой области поразительное и бессмертное пророчество принадлежит милетскому натурфилософу Анаксимандру, если верить рассказу, что он предостерег лакедемонян, дабы они берегли свой город и дома, ибо предстоит землетрясение. Каковое затем и разрушило весь их город; катастрофу довершило то, что большая часть горы Тайгет, выдававшаяся в форме кормы, рухнула» /4/.

Аммиан Марцеллин (330 – 395) «Деяния», XVII, 7, 12:

«Анаксимандр говорит, что, высыхая от чрезмерной сухости зноя или [пропитываясь] влагой после ливней, земля разверзает огромные трещины, в которые проникает горний воздух, неистовый и чрезмерный, и, сотрясенная через эти [трещины] яростной иневмой (spiritus), она колеблется в своих основаниях. Поэтому ужасы такого рода случаются либо во времена удушливого зноя, либо от чрезмерного пролития небесных вод».

Плутарх. «Застольные вопросы», VIII, 8, 4; 730 D-F:

«Жрецы Посейдона в Лептисе, которых мы называем иеромнемонами, рыбы не вкушают, ибо сей бог именуется Рождающим. Потомки же древнего Эллина приносят жертвы и Посейдону Отчеродному, полагая, подобно сирийцам, что человек произрос из влажного естества; а потому и почитают рыбу как своего родственника и молочного брата. В этом они философствуют сообразнее Анаксимандра: ведь по его высказываниям, [дело обстоит] не так, что рыбы и люди [зародились] в одной и той же [стихии], но что люди первоначально зародились внутри рыб; были вскормлены подобно акулам и только после того, как оказались в состоянии прийти на помощь самим себе, вышли наружу и достигли земли. По словам того, кто вставил в творения Гесиода [поэму] «Свадьба Кеика» [фр. 267 Merkelbach - West], огонь пожирал лео, из которого возгорелся, сущий ему матерью и отцом. Так и Анаксимандр, объявив рыбу общим отцом и матерью людей, отвратил их от поедания [ее].»

Псевдо-Плутарх 81 гот. 2:

«Анаксимандр считал, что земля по своей форме цилиндрична и что ее высота равна трети ширины

Аэций «Синтагматионе», II, 2:

«По Анаксимандру, земля подобна каменному столбу

Аристотель «О душе», II 13:

«Некоторые же говорят, что [земля] пребывает [неподвижной] вследствие одинакового [расстояния]. Так из древних [говорил] Анаксимандр. А именно то, что находится посредине и занимает одинаковое положение относительно [всех] концов, должно ничуть не более двигаться вверх, чем вниз или в стороны (вправо и влево). Но невозможно в одно и то же время совершать движения в противоположные стороны, откуда вытекает необходимость оставаться в неподвижном состоянии».

Таким образом, из сообщений античных и средневековых авторов мы видим Анаксимандра политически активным и разносторонне грамотным человеком, представляющим Землю в центре мироздания в виде сплюснутого камнеподобного цилиндра. Но самое ценное, что после себя оставил Анаксимандр, это понимание бесконечности предшествующее творению реальности.

Симплиций «Физика», 24, 13.

«Анаксимандр Милетский... сказал, что начало и основа всего сущего есть апейрон. Он первый ввел такое название для начала».

Но следует отметить, что в понимании первичной бесконечности Анаксимандр был не первым. За 1000 лет до него, эту мысль высказал Гермес Трисмегист – полумифический легендарный собирательный образ древнегреческого мыслителя и мага, ровесника Аполлона и учителя его сына Асклепия. Анализ мифов Древней Греции позволяет отнести время его жизни к 1500 году до н.э.

В книге «Помандрес» Гермес описывает своё видение сошедшего на него откровения:

«Я твой Бог, и Свет, и Ум, которые были до того, как субстанция была отделена от духа, а Тьма от Света. И Слово, появившееся, как столп пламени из Тьмы, есть Сын Бога, рождённый от мистерии Ума. Имя этого Слова есть Мысль. Мысль есть отпрыск Размышления, и Мысль отделит Свет от Тьмы и установит Истину среди вод.

До того как была образована видимая Вселенная, была отлита форма. Эта форма называется Архетип, и этот Архетип был в Верховном Уме задолго до того, как начался процесс творения. Узрев Архетип, Верховный Ум был очарован Своею собственной мыслью; поэтому, используя Слово как могучий молот, он выдолбил пустоты в изначальном пространстве и отлил сферические формы, а затем посеял в новые тела семена живых вещей. Тьма внизу, поддавшись молоту Слова, превратилась в упорядоченную Вселенную. Элементы были разделены на порядки, и каждый из них произвёл живые существа. Верховное Существо – Ум – мужчину и женщину, которые породили Слово; и Слово, подвешенное между Светом и Тьмой, утвердилось другим Умом, называемым Рабочим Мастером-Строителем или Делателем Вещей».

Без всякого сомнения Анаксимандр был знаком с этим трудом Гермеса Трисмегиста, так как в своих рассуждениях опирался не на воззрения своего учители Фалеса, а именно на текст Гермеса.

Поскольку собственных текстов Анаксимандра к настоящему времени не сохранилось, как уже отмечалось выше, мы знаем об их содержании в пересказе поздних авторов.

Аристотель «Физика», II 14:

«Все есть или начало, или [произошло] из начала. У апейрона же нет начала, ибо оно было бы для него пределом... Апейрон сам кажется началом всего другого.

[Апейрон] все объемлет и всем правит, как говорят те, кто, кроме апейрона, не допускает иных причин.

Некоторые полагают, что из единого выделяются соединенные в нем противоположности, как говорит Анаксимандр...

…все натурфилософы всегда полагают в качестве субстрата бесконечного некую иную [отличную от него] естественную субстанцию (φύσις), как-то: воду, воздух или промежуточное между ними [тело].

Логично и то, что все полагают его началом, ибо:

  1. оно не может быть всуе;
  2. оно не может иметь никакого другого значения, кроме значения начала.

В самом деле, всякая вещь либо начало, либо [происходит] из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном случае у него был бы конец (πέρας). Кроме того, то, что оно не возникло и неуничтожимо, также [указывает на то, что его следует понимать] как некое начало, ибо то, что возникло, по необходимости должно прийти к концу и всякое уничтожение сопряжено с понятием конца. Поэтому, как мы говорим, у этого [начала] нет начала, но оно само представляется началом других вещей, и «все объемлет», и «всем правит», как говорят те, кто не принимает, помимо бесконечного, иных причин, как-то: ум или дружбу. И оно-то и есть божевтво, ибо оно «беосмертно и не подвержено гибели», как говорит Анаксимандр и большинство фисиологов.

…возникновение и уничтожение могут быть неиссякаемы только в том случае, если [тело], от которого отнимается то, что возникает, бесконечно…»

Аэций «Синтагматионе» I, 3:

«Апейрон есть не что иное, как материя».

Таким образом, переосмыслив информацию, полученную от Гермеса Трисмегиста, Анаксимандр приходит к выводу о том, что всему сущему, что мы можем наблюдать в реальности, предшествовало состояние бесконечной материи не разделенной на первоэлементы (земля, вода, огонь, воздух), это состояние он обозначил термином Апейрон /5/.

Сегодня, опираясь уже на Анаксимандра, мы можем сформулировать основополагающее определение космологии «Апейрон» следующим образом.

Апейрон (Изначальная сущность), это безграничное проявление недифференцированной реальности во всех её формах и явлениях.

В Апейроне нет разделения материи на фрагменты из которых формируются тела, в ней нет разделения времени, на следующие друг за другом доли, в ней нет разделения между веществом и разумом, в ней вообще нет никакого разделения. Все что мы сейчас наблюдаем находилось в Апейроне в едином и неделимом состоянии.

Таким образом, Апейрон можно представить себе, как «первородный», неограниченный пространством и временем, «океан» материи в котором сформировалась наша Вселенная. Причем состояние этого «океана» беспредельное спокойствие не нарушаемое абсолютно ничем. Поэтому, когда Платон говорит о том, что материя и вещество постоянно сотрясают друг друга, то это относится не к Апейрону в целом, а лишь к его преобразованному состоянию в виде нашей Вселенной.

Важно понимать, что Апейрон, это не некое самостоятельное явление, а форма состояния пространства до его фрагментации на сущности. Поэтому рассмотрение Апейрона, как космологической категории невозможно, без рассмотрения космологической природы пространства.

Пространство, это физическая Первичность реальности. Вне пространства реальности не существует, там вообще ничего не существует, так как пространство не имеет границ, оно бесконечно. Особенность пространство заключается в том, что оно непрерывно, но при этом дискретно, так как состоит из исчезающе малых точек, каждая из которых, обладая минимальным физическим размером, тем не менее обладает максимальным набором возможностей своего преобразования, для формирования всего разнообразия реальности.

Иными словами, пространство, это совокупность физических точек, размеры которых стремятся к нулю, при этом никогда нельзя назвать конкретную, хотя бы самую малую величину этой точки, так как всегда за этой малостью можно определить еще более малый размер. Таким образом, основой пространства является безразмерная точка, исчезающе малой величины.

Объективное существование этой основы пространства понял Лейбниц (1646 – 1716):

«Следовательно, существуют вещи, которые просты, являясь единицами; на этом основании я буду называть их монадами.

Так как монады просты, они не имеют частей; не имея частей они лишены протяжения; будучи лишены протяжения, они не имеют фигуры, не могут занимать пространства, или быть в каком-нибудь месте; не занимая пространства, они не могут двигаться» [4, c. 65].

В этом тезисе, для нас важно определение Лейбницем монады, как предельно простого физического явления реальности. И хотя Лейбниц выводит свои монады за пространство, тем не менее он отмечает их неподвижность, так как между монадами ничего более нет, и каждое место в пространстве занято конкретной точкой (монадой), поэтому их движение в пространстве не возможно. Это свойство, неподвижности монад (структурных точек пространства) позволяет сформулировать первое важное свойство пространства – его непрерывность, так как между монадами не может быть интервалов не заполненных точками пространства.

Самым трудным в этом понимании физической сути пространства, является понимание, как из пространственного нуля получается некая отличная от нуля протяженность.

Для того чтобы это понять необходимо представить себе некую ощущаемую величину пространства и начать ее постепенно делить, сначала на 10 частей, затем на 100, потом на 1000 и т.д. до бесконечности. При этом совокупность получаемых частей всегда будет сохранять ту, начальную ощущаемую величину пространства с которой началось это деление. С точки зрений философии, это деление можно производить бесконечно, и каждая часть будет сохранять все совокупные свойства неделимого целого, как, например, килограмм керамики все равно останется килограммом, если даже ее истереть в пыль, получив при этом мириады частей вместо целого куска, то есть каждая микрочастица истолчённого килограмма керамики будет сохранять в себе свойство проявления массы (количество материи) сообразно своему пространственному объёму, сохраняя при этом свойственную исходному килограмму плотность материи из которой эти частицы состоят (пока деление не достигнет границ совокупной целостности свойств). С точки зрения реальных физических свойств сформированных в пространстве объектов, такое деление конечно, в качестве ограничителя которого выступают объективные пределы пространственных размеров в каждом конкретном случае рассматриваемой сущности, меньше которых, в силу её совокупных свойств, они принимать не могут.

Так, например, минимальный размер полевого материального объекта не может быть меньше чем 10-46 м, естественно, такое же ограничение существует и для сущностей сформированных уже непосредственно из первичных полевых структур, например, для электрона, размер которого находится уже на уровне 7,72*10-13 м, и при меньших размерах электрон уже существовать, как целостная пространственная единица, не может.

Таким образом, Апейрон, это синоним дискретного пространства до начала его фрагментации на сущности, первыми среди которых сформировались полевые структуры. В последствии, из полевых структур формируются элементарные частицы, которые становятся основой формирования атомов, из которых уже формируется атомарное вещество. Таким образом, под сущностью в космологии понимается состояние материи с некими индивидуальными характеристиками. Например, гравитация и магнетизм. Обе эти сущности являются полевыми структурами с общей спецификой дистанционного взаимодействия, но с индивидуальными особенностями её проявления.

Итак, Апейрон в виде дискретного пространства абсолютно непрерывен и дискретен в своей бесконечности. Иными словами, физическая Первичность реальности никогда не была ничем ограничена в своих размерах, и существовала всегда, то есть мы не можем определить ни причину, ни условия её появления, а вынуждены воспринимать её как безусловную данность, которая постулирует два фундаментальных свойства пространства, его вечность и бесконечность. Поэтому все преобразования, которые мы наблюдаем в реальности происходят, происходили и будут происходить, исключительно в этом вечном и бесконечном пространстве.

Следующей важной характеристикой пространства является его прямолинейность. Это свойство пространства заключается в том, что между двумя точками пространства, на любом воображаемом отдалении друг от друга, можно провести прямую линию, проекция которой на перпендикулярную плоскость всегда будет точка.

Здесь важно понимать, что поскольку пространство бесконечно, то это утверждение относится ко всей его бесконечности. Иными словами, мы не можем сформулировать конечные размеры прямолинейной линии, которая пронизывает пространство. За любым конкретным размером этой линии всегда можно определить её дальнейшую бесконечность, и на всём этом протяжении будет действовать условие её прямолинейности.

Следующее важное свойство пространства, которое вытекает из условия его прямолинейности, это его трёхмерность. В любой точке пространства можно провести только и только три взаимных перпендикуляра, а поскольку каждый из этих перпендикуляров бесконечен в пространстве, то и в любой его точке можно провести только три перпендикуляра, поэтому пространство на всём своём бесконечном протяжении является трёхмерным.

Итак, пространство по сути своей, это единственная феноменологическая реальность, которая ни из чего не происходит, а существует вечно. Анаксимандр, предположил, что всем преобразованиям, которые можно наблюдать в реальности, предшествовало состояние, которое он определил, как Апейрон, в котором не существовало каких-либо сущностей.

По мере развития представлений о пространстве Лейбниц, не совсем чётко, сформулировал принцип его дискретности, назвав каждую его исчезающе малую точку монадой.

Таким образом, базируясь на предположениях Анаксимандра и Лейбница, можно сформулировать современное понятие пространства.

Пространство – это феноменологическая реальность (физическая Первичность), независящая от чего-либо, бесконечна, вечна, прямолинейна, трёхмерна и дискретна.

Таким образом, одним их важнейших свойств пространства является его дискретность.

В первые смутное представление о движении в дискретном пространстве высказывали ещё в античности. Так Александр Афинский (III в. н.э.), говоря о последователях Эпикура, отмечает:

«Утверждая, что и путь, и движение, и время состоят из неделимых частиц, они утверждают также, <…> что на каждом из неделимых путей движения нет, а есть только результат движения

Идея дискретного пространства и движения в нём была на долгие годы забыта, пока к ней вновь не обратился Лейбниц, который в 23 года (1669), в письме к своему наставнику по философии Якобу Томасиусу (1622 – 1684), сообщал [3]:

«Мною доказано, что все движущееся непрерывно создается, и тела в любое мгновение данного движения суть нечто, а в любое время между мгновениями данного движения суть ничто - вещь доселе неслыханная, но совершенно необходимая

Нельзя исключать, что эта мысль пришла ему в голову под впечатлением от идей Эпикура, но уже через год после этого письма, Лейбниц стал в этом выводе сильно сомневаться, и более к этому вопросу никогда не возвращался.

Ближе всех, к наиболее точному пониманию сути движения в дискретном пространстве, подошёл английский философ и математик Ульям Клиффорд (1845 – 1879), который на лекции в 1870 году так описал дискретное движение. Когда пешеход ускоряет свое движение с 4 км/час до 6 км/час, идет ли он когда-либо со скоростью 5 км/час?

Утвердительный ответ на этот вопрос в рамках концепции непрерывности представляется само собой разумеющимся, но возможна и другая точка зрения, подчеркнул Клиффорд, и проиллюстрировал ее с помощью «колеса жизни», предшественника современного кинематографа.

«Любой непрерывный процесс, который мы видим на экране, в действительности состоит из ряда отдельных кадров, на каждом из которых движущийся предмет сдвинут на некоторую конечную величину по сравнению с его положением на предыдущем кадре. Не имеет ли место то же самое, и в окружающей нас жизни; не является ли кинеограф иллюстрацией того, что происходит в действительности?» - спрашивал Клиффорд своих слушателей и считал возможным ответить на эти вопросы утвердительно.

В 20-м веке учёный мир практически забыл о концепции дискретного пространства и движения, пока в 1965 году о ней не вспомнил А.Н. Вяльцев (1928 г. р.) [2], но и после этого, эта, почти умершая, идея не нашла отклика у современных мудрецов.

В настоящее время космологическое положение о дискретности пространства находит своё подтверждение в феноменах «красного смещения» и «реликтового излучения», которые хорошо объясняются с этой позиций, как потеря энергии фотоном во время движения в дискретном пространстве, в «красном смещении» до 30%, а в «реликтовом излучении» до 99,998%.

Физический смысл этой потери энергии в абсолютно пустом пространстве связан с тем, что как отмечали Эпикур и Лейбниц, в соответствии с теорией корпускулярно-волнового дуализма любой объект во Вселенной находится одновременно в двух состояниях: волновом и корпускулярном. Корпускулярное состояние - это стационарное состояние в пространственной точке; волновое состояние – это состояние во время перехода из одной точки к другой. Именно в это время и происходит энергетическая потеря, расходуемая на активацию очередной точки пространства для реализации конкретной сущности в состояние предшествующего этому переходу. Иными словами, любой объект во Вселенной, во время движения полностью разрушается в одном месте, чтобы затем вновь сформироваться в другом, отстоящем от первого на минимальном расстоянии необходимым для реализации конкретной сущности.

Завершая проведённое исследование, можно сделать следующие выводы.

Анаксимандр, очевидно, впервые в истории философии сформулировал основополагающий принцип физической Первичности реальности в виде понятия Апейрон, который по сути своей тождественен понятию вечного дискретного пространства в состоянии до начала преобразования материи.

Время от времени к этой идеи изредка возвращались, но так до настоящего времени ею никто серьёзно не занимался. Между тем, только анализ предложенной Анаксимандром идеи Апейрона, позволяет понять природу «красного смещения» и «реликтового излучения».

Примечания

/1/ Большая российская энциклопедия 2004 – 2917 гг. даёт следующее определение: «КОСМОЛОГИЯ, раздел физики, изучающий Вселенную в больших масштабах и включающий в себя учение о структуре и эволюции всей охваченной астрономическими наблюдениями части Вселенной.»

В данном случае космология рассматривается как раздел физики, это уже лучше, чем инструмент астрономии, но ещё далеко от фактического понимания места космологии в системе научных знаний.

/2/ Аполлодор Афинский (около 180 г. до н.э. - после 120 г. до н.э.)

Поликрат Самосский (574 до н.э. - 522 до н.э.)

58-я Олимпиада - 548 г. до н.э., победитель в беге на стадий: Диогнет из Кротона.

42-я Олимпиада - 612 г. до н.э., победитель в беге на стадий: Ликот из Лаконии.

/3/ Аполлония Понтийская, известная с ΙΙΙ в. н.э. под другим названием – Созополий, была колонией Милета (XV в. до н.э. – XV в. н.э.), основанной около 609 г. до н.э. на фракийском берегу Понта Эвксинского. Его место в наше время занимает болгарский г. Созопол, стоящий на высоком мысу на южной стороне Бургасского залива.

Все новые колониальные экспедиции в то время возглавляли ойкисты (командир экспедиционного корпуса). Поскольку время основания Аполлония Понтиского совпадает со временем рождения Анаксимандра, то это может означать либо историческую ошибку, и он был ойкистом какой-либо другой колонии, либо, по какой-то причине первая волна колонизации Аполлония провалилась, и потребовалась повторная экспедиция для закрепления колонии, что более реально.

/4/ Историческая ошибка. Описанное землетрясение произошло спустя 82 года после смерти Анаксимандра, и предсказание о нём ему приписано ошибочно.

Лакедемонское землетрясение произошло вдоль Спартанского разлома в 464 году до н.э., уничтожив большую часть того, что было Спартой и многими другими городами-государствами в древней Греции того времени, Анаксимандра в это время уже не было.

/5/ Лебедев А.В. (1951 г. р) в статье «ТО ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель» // Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 39–54; № 2. С. 43–58., высказал предположение, что сам термин «Апейрон» принадлежал не Анаксимандру, а поздним авторам, изучающим его научное наследие в IV веке до н.э.

Список литературы

  1. Астрономия: век XXI / Ред.-сост. В.Г. Сурдин. – Фрязино, Век 2. 2007. – 608 с.
  2. Вяльцев А.Н. Дискретное пространство-время. – М.: КомКнига, 2007. – 400 с.
  3. Зубов В.П. Ломоносов и славяно-греко-латинская академия / Труды института истории естествознания и техники. Том 1. История физико-математических наук. - М.: АН СССР, 1954. - 320 с.
  4. Кондиляк Э.Б. Трактат о системах. 1749 г. Соч. в 3 томах, т.2. – М.: Мысль, 1982. – 549 с.
  5. Парновский С.Л. Как работает Вселенная: Введение в современную космологию. – М.: Альпина нон-фикшн. 2018. – 139 с.

Поделиться

526

Захваткин А. Ю. Анаксимандр – основоположник космологии // Актуальные исследования. 2024. №1 (183). С. 41-47. URL: https://apni.ru/article/8060-anaksimandr-osnovopolozhnik-kosmologii

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа