Роль игры в воспитании гармонично развитой личности дошкольника
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (13), май '20

Роль игры в воспитании гармонично развитой личности дошкольника

В статье игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах. Игра открывает комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Посредством игры ребенок органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т.д. Игра выступает, как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Аннотация статьи
воспитание
игра
развитие
индивидуальный подход
игровые формы
роль игры
Ключевые слова

«Воспитание, как и золото,
Дорого ценят везде».
Эпиктет.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры, как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.

Посредством игры ребенок органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. В настоящее время особо актуальны вопросы воспитания патриотизма у детей, поэтому одна из главных задач в организации педагогической деятельности в детском саду направлена на развитие у детей гражданско-патриотических качеств, воспитание гуманных чувств, формирование социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности, чему и способствует правильно организованная игровая деятельность с учетом требований ФГОС ДО, разновидности игр, индивидуальности каждой, учета гендерного принципа организации.

 Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения. Поговорим о том, что же все-таки дает игра детям?

  1. Свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен oт всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Она снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
  2. Перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни. Игра – это неординарность.
  3. Дисциплину и порядок. Система правил в игре абсолютна и непреложна. Нельзя нарушать правила и быть в ней.
  4. Увлеченность. В ней нет частичной выгоды Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
  5. Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры.
  6. Элемент неопределенности. Игра возбуждает и активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
  7. Понятие о чести. Игра противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство.
  8. Понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Поскольку только «сыгранный» коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
  9. Иллюзорный гармоничный мир – антипод действительности.
  10. Развитие воображения. Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций, правил игры, возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее; радость общения с единомышленниками.
  11. Умение ориентироваться, в реальных жизненных ситуациях. Путем проигрывания их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире
  12. Психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Посредствам игры развивается мыслящая личности, способная к преобразующей деятельности, умственно развитая, имеющая потребность в самосовершенствовании.

И так, можно с уверенностью сказать, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, как метод воспитания, в котором развиваются духовные и физические силы ребенка, и как способ усвоения общественного опыта.

Профессор П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия».

Игра, как деятельность ребенка, развивается по своим законам. В зависимости оттого, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать их для педагогических целей, как форму, содержание или метод работы с детьми. В педагогике Фребеля, который первым квалифицировал игру, как педагогическое явление, игра дидактизирована, она выполняет задачи обучения. С ее помощью детям дается представления о форме, величине, цвете, о владении движением. В педагогике Декроли игры также употребляются по преимуществу, как образовательное средство. В свое время все это было большим завоеванием в разработке конкретной педагогики детей дошкольного возраста.

Еще в двадцатых годах нашего века американская педагогика делает решительный шаг в преодолении неофребелизма: снижается значение собственно дидактических игр, на первое место выступают материалы для строительных игр и конструирование (Патти, Смитт, Хилл и др.).

Установить какие-либо закономерности детских игр - довольно сложная задача. Хотя эти игры и имеют общие черты, все же они часто очень отличаются друг от друга и обусловлены различными обстоятельствами их реализации. Характер игр в основном обусловлен возрастом детей, условиями, в которых они играют, полом, игрушками и материалом, имеющимся в их распоряжении, а также от умственного и физического развития ребенка, от воспитания, полученного в семье, детском саду. Разнообразие вариантов игр не позволяет классифицировать их только по возрасту детей, содержанию, характеру или другим признакам, ибо созданные таким путем категории игр даже отдаленно не исчерпали бы всех возможностей и комбинаций. Наиболее приемлемым является деление всех игр на 5 групп в зависимости от того, какой психологический процесс занимает в данной игре главное место.

1. Функциональные игры.

В них находят применение разные функции развивающихся органов, движение тела и конечностей, головы, такие игры заключаются в том, что ребенок лежит, хватает предметы, ударяет ими. Эти игры характерны для годовалых детей, затем они постепенно прекращаются.

2. Рецептивные игры.

Основным в этом виде игр является восприятие внешних импульсов. Здесь в максимальной мере действуют органы чувств, зрение, слух, осязание. Рассматривание картинок, книг, различение звуков – вот основное содержание этих игр. Такие игры проводятся с детьми от одного года и старше, наиболее подходящий возраст 5 лет.

3. Ролевые игры.

В этих играх дети берут на себя определенную роль и вживаются в изображаемую ситуацию. Они вводят в свою игру типичную ролевую формулировку «как будто я врач (мама, учитель, водитель)». В ролевых играх, как правило, большое число участников. Это собственно коллективные игры. 0ни требуют от детей более самостоятельных и зрелых действий, поэтому их можно проводить тогда, когда речь и мышление ребенка достаточно развиты, примерно с двух лет, более всего они соответствуют старшему дошкольному возрасту.

4. Конструктивные игры.

В их основе заложено стремление что-либо создать, причем основное внимание уделяется результату. В этих играх необходимо обеспечить детей конструктивным материалом, строительными наборами, досками, песком, бумагой, кусками материи. Содержание конструктивных игр - строительство, вырезание, складывание. Эти игры являются основой трудовых навыков и начинают привлекать детей примерно в два года. Наиболее подходящий возраст – 6 лет.

Психологи оценивают игру, как деятельность ребенка дошкольного возраста, педагоги же используют её как метод воспитания. Поэтому они направляют и те игры, которые возникают по инициативе детей, то есть содержание которых заранее невозможно предвидеть так, чтобы и они оказывали воспитательное воздействие. Кроме того, они вовлекают детей в заранее выбранные игры, чтобы развить некоторые стороны личности ребенка. С этой точки зрения в педагогической практике существует разделение игр на две основные группы:

1. Творческие игры.

Составляют, самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношение между людьми. Каждая творческая игра это как бы отображение мира в уменьшенном масштабе. Известный советский писатель и мыслитель А.М. Горький сказал, что игра для детей – это «путь к познанию мира».

Значение творческих игр нужно видеть и в их глубоком воспитательном воздействии. Характер ребенка в значительной мере формируется в игре и при помощи игр. Поэтому очень важно уделять внимание детской игре, уметь понимать её смысл, характер и особенности, так как это имеет большое значение для использования её в воспитании.

Значительную часть творческих игр составляют ролевые игры.

В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности.

В ролевой игре дети изображают людей, животных, работу транспорта и т.д. Дети отличают игру от действительности, они осознают, например, что они не настоящие машинисты, что их поезд построен из стульев. Доказательством тому служат слова «как будто бы, в самом деле, только так». Но, хотя дети сознают, что игра не настоящая жизнь, они по-настоящему переживают свою роль, искренне выражая своё отношение к жизни, свои мысли, чувства. Они относятся к игре как к серьёзному делу. И именно потому, что ролевая игра богата различными эмоциональными переживаниями, она оставляет в сознании ребенка глубокий след, который влияет на его отношение к окружающей действительности.

Одной из разновидностей творческих игр являются игры – драматизации. В этих играх дети изображают события на тему рассказа, сказки, театрального представления. В них дети осваивают идею произведения развития действий, ход событий и их обусловленность. Творчество детей проявляется в том, что они правдиво изображают какой-либо персонаж художественного произведения. Так как в игре переживания героев часто сливаются с личными переживаниями ребенка и при этом ребенок прилагает большие усилия, чтобы изобразить героя как можно более правдиво и искренне, мы придаем играм-драматизациям большое воспитательное значение.

Следующим подвидом творческих игр являются конструктивные игры. Они направляют внимание ребенка на разные виды строительства, воспитывают конструктивные навыки, организуют и сближают детей, приобщают их к трудовой деятельности взрослых. В конструктивных играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и стремление научится с ним обращаться. Материалом для конструктивных игр могут служить конструкторы различных видов и размеров, естественный материал: песок, глина, камень, шишки. Из этого материала дети строят или по собственному замыслу, или по заданию воспитателя. Конструктивные игры имеют преимущественно творческий характер, однако важно чтобы воспитатель облегчил детям переход от бесцельного нагромождения материала к продуманной постройке.

Все виды творческих игр представляют широкое поле для детской фантазии, создают благоприятные условия для развития наблюдательности, памяти, мышления и речи.

2. Игры с правилами. Эта группа игр дает возможность систематически упражняться в определенных навыках, что очень важно для физического и умственного развития, для воспитания характера и воли. Без них в детском саду трудно было бы проводить воспитательную работу. Такие игры дети усваивают или друг от друга, или от взрослых. Многие из них переходят из поколения в поколение, как народные игры. Они детям очень близки и интересны, потому что отражают детскую жизнь и труд взрослых. Однако в целом ряде народных игр отражается идеология и отношения старых формаций. Игры с правилами по содержанию, способам осуществления можно разделить на две группы: дидактические и подвижные.

Дидактически игры – развивают главным образом умственные способности детей. В них развиваются органы чувств ребенка, заостряется и развивается его внимание, память и логическое мышление. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Игра увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Одна и та же дидактическая игра может быть использована в различных видах непосредственной образовательной деятельности и нести различные задачи обучения детей. Рассмотрим это на примере игры «Найди такой же».

– В ознакомлении детей с окружающим миром дидактическая задача игры развивать умение находить сходство и различие предметов.

– При формировании элементарных математических представлений – умение сравнивать и группировать предметы по определенным признакам.

– Обучая детей развитию речи, задача игры - способствовать развитию связной речи.

– Ставя перед игрой задачи по развитию музыкальных способностей ребенка, умение слышать звучание похожих инструментов, мы способствуем музыкальному воспитанию детей.

Так, дидактическая игра способствует:

– развитию познавательных способностей;

– получению новых знаний их обобщению и закреплению;

– в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности;

– в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

Подвижные игры используются с учетом гендерной направленности, индивидуальных особенностей детей. Особый упор делается на народные кубанские игры, которые являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Содержанием подвижных игр является отображение окружающей действительности и энергичное движение. Например, в игре «Кошка и мышка» основное содержание составляет бег и увертывание, а в игре «Мыши в кладовой» еще и подлазание под веревку.

Игры для малышей очень просты по содержанию: например, дети подражают движениям животных. В этих группах используется народный фольклор: потешки, песенки, прибаутки. В старших группах игра усложняется по своему содержанию. Примером могут служить игры – состязания, дети упражняются в быстроте, ловкости и находчивости, сравнивая, кто скорее достигнет цели, кто быстрее принесет мяч, доскачет до черты.

Игра станет могущественным воспитательным фактором, если в педагогическом процессе она будет использована для организации жизни детей и их деятельности. Это значит, что главнейшие проявления жизни детей дошкольного возраста, а именно их интересы, запросы, общение, будут удовлетворяться играми в различных формах.

В жизни детей дошкольного возраста есть уже довольно развитое общественное начало. Проявляется оно в том, как дети обращаются друг с другом, какие совершают поступки, какие активизируются формы поведения, интересы. Это общественное начало педагогика игр использует от случая к случаю. Вместе с тем в играх мы имеем дело с обществом детей, а следовательно с общественным воспитанием. Представить жизнь ребенка в игре как изолированное существование отдельной личности просто невозможно. Следовательно, в игре нельзя ограничиться воспитанием отдельной личности ребенка вне играющего коллектива. Речь здесь может идти только об общественной жизни детей, о приобретении ими общественных навыков поведения, о придания играм такого характера и направления, такого содержания, чтобы они побуждали детей к положительным факторам поведения и отношения.

Игра, как метод воспитания детей в детском саду, опирается на это общественное начало и использует его. Именно в этих условиях возникают и настоятельно осуществления широкие воспитательные задачи, связанные с повседневной деятельностью детского коллектива, такие, как воспитание норм общественного поведения, привычек жизни в коллективе, формирование индивидуальности.

Дело в том, что многие из этих задач в педагогике детского сада решались словесно, в виде внушения детям, не опирались на ход детской жизни. Например, хорошо известен факт, что воспитателям часто приходится иметь дело с конфликтами, которые возникают между детьми в их играх. Явление вполне объяснимое, так как игра для ребенка – полное проявление его личности. Столкновения и противоречия здесь естественны. Не естественно другое – то, что эти явления часто рассматривают как нечто случайное, и взрослые не считаются с тем, что в этих факторах отражены черты детской жизни. События, происходящие в детской среде, сами подскажут, какие воспитательные задачи решать, в какой последовательности и как эти задачи будут относиться к отдельным детям, коллективу. Необходимо не только осторожно влиять на эти события, но и предвидеть их ход.

Нужно иметь ввиду, что ценность той или иной игры заключается не только в том, как она развивает движения, формирует воображения, представления об окружающем, но и в том, какие формы общественного создает, какие качества нравственного порядка активизирует. В свое время А.М. Горький думал о таких игрушках для детей, которые активно развивали бы в них коллективистов с ранних лет жизни. Значит, дело не в том, к какому виду принадлежит та или иная игра, а в том, какова ее роль в организации жизни детей, что она в них воспитывает, соответствует ли это требование нашему времени. Нужно изыскивать пути, которые в форме разнообразных заданий, предлагаемых детям, активизировали бы интересующие нас качества и свойства формировали то, в чем мы заинтересованы, конечно, опираясь на то, что задумали дети. Так может быть активизирована задача формирования взаимопомощи в строительных играх. Строительный материал настолько подвижен, что его можно подчинить самым разнообразным заданиям. Надо, чтобы постройка возводилась детьми на основе принципа взаимопомощи, и это бы воспитывало детей в определенном духе. Например в подготовительной группе, ребята, помогая и подсказывая друг другу, построили по образцу мореходное судно. В ходе игры деятельность детей не программировалась, а возникшие конфликты решались воспитателем в виде советов целесообразности их игровой деятельности.

Подвижные игры без правил (бег, прятки) тоже содержат много возможностей. Ролевые игры, также могут быть широко использованы в этом направлении. Например, ролевая игра «Больница», способствует формированию навыков культурного общения.

Таким образом, развитие педагогики игры связано с тем, чтобы поставить игры на службу задачам нравственного воспитания.

Как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т.п.) с возрастом значительно видоизменяется, Дети раннего возраста и 3-4 лет большую часть времени в ходе игры тратят на нахождение материала и различные операции с ним. В игре двухлетних детей это занимает до 90% времени. Материал для них – исходный пункт игры.

У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создается соответственно замыслу игры.

Практика показала следующее: строительный материал, используется на целевые постройки – дом, пароход, самолет. Он же имеет вспомогательное назначение, например, применяется в качестве груза, телефона и т.д.

Дидактические игрушки – пирамидки, чашки, яйца – имеют бытовое назначение, дети делают телефон из половинок яйца, тарелки, чашки – из колечек. Мягкие игрушки - мишка, петух, заяц – используются широко и многообразно: мишка – «сыночек», участник поездок, зайка – спит, болен. Двигатели – автомобиль, тележка – обычно используются по прямому назначению. Стулья обыкновенные и детские превращаются в мост, паровоз, автомобиль. Как видно, дети широко и многообразно используют каждый материал. Назначение материала в игре видоизменяется, он становится не только средством для выполнения различных операций, но и опорой для сюжетных игр. Разумный подбор материала и игрушек в значительной мере и определяет их правильное использование. Не связывая детей указаниями, как играть с данной игрушкой, необходимо, однако, показать детям наиболее интересный способ ее использования: дать совет покатать куклу, вместо того, чтобы сидеть и держать ее на руках. Нужно вести детей к пониманию целевого использования материала. Так, бессмысленное перетаскивание мишки из угла в угол может быть заменено смысловым содержанием игры «мишка идет в гости».

В старшем дошкольном возрасте значительно изменяется отношение ребенка к игрушке. Меняется также роль игрушки в играх. Ребенок уже меньше нуждается в готовом образе, представляемом игрушкой. Он способен сам создать тот или иной образ и предпочитает сам исполнять роль в игре. Игрушка нужна как материал для исполнения замысла.

Взаимодействие играющих детей проходит сложный путь развития. На разных возрастных этапах их характеризуют специфические особенности, поэтому уровень развития общественности и диапазон ее проявления различен. Играющие группы выступают, как результаты и вместе с тем, как выразители конкретной жизни детского общества. Именно в их игровой жизни с необыкновенной яркостью обнаруживается сложная область поступка, отношения. Это тот слой, который скрыт завесой образов самой игры (добрых и строгих мам, отважных капитанов, неустрашимых летчиков), скрыт за всем тем, чем питается и живет детская фантазия. За этим внешним, по отношению к сущности детской жизни, в игре, слоем существуют те действительные отношения, в которых находятся играющие, дети.

Для того чтобы правильно определить метод воспитания, формирования человеческих отношений, характеров, надо видеть поступки играющих детей и причины, вызвавшие их в каждый данный момент взаимодействия.

Как часто мы готовы высказывать детям различные моральные поучения «так не хорошо», «надо быть добрым», «надо играть дружно», искренне полагая, что в этом и заключается воспитательная работа. Говоря ребенку; «Не отнимай игрушку», мы преподносим ему моральную норму, но это малышу еще ничего не дает, не воспитывает, а делает его беспомощным, в ряде случаев и завистливым: все-таки право на стороне взрослого, сказавшего эту фразу. Он на этом будет настаивать, и ребенок должен уступить. Сколько раз нужно уступить? И почему нужно уступать? Потому, что это требует взрослый? Но непосредственно преподносимая ребенку нравственная форма для него неубедительна и не может воспитывать его в желаемом направлении.

Претворение этих нравственных норм мы оставляем на усмотрение самих детей. А они не могут ими воспользоваться в тех сложных для ребенка практических случаях, которые повседневно возникают в их игровой жизни. Именно в играх протекает жизнь детей с их непосредственными потребностями.

Поэтому необходимо:

– закрепить за этим методом воспитания детей необходимое время в педагогическом процессе, соотнеся его с возрастом детей, с другими методами воспитательного процесса;

– предусмотреть общее содержание и возможности игры в связи с их характером в отдельные периоды жизни детей в детском саду.

Игры рядом – опираются на уже достаточно сформировавшуюся сосредоточенность на своей игровой деятельности, позволяющую ребенку спокойно действовать рядом с другими играющими детьми, не отвлекаясь на его игру. Это позволяет детям в группе быть рядом друг с другом, соблюдать «дисциплину расстояния».

На почве формирования общественности открывается широкая возможность подводить детей к нормам морали учиться понимать и оценивать свои действия, поступки в обществе детей. Раньше, чем ребенок будет способен понять что-то сложное из этой области, он усвоит на своем детском опыте некоторые истины. Конечно, это может произойти стихийным путем, но большое место займет планомерное руководство со стороны взрослых.

Ребенок в дошкольном возрасте может знать, что отбирать игрушку у другого ребенка нехорошо, что надо делиться с другими, но это может остаться в пределах хороших рассуждений и быть далеким от действительности.

Другое дело, когда эти же моральные правила формируются на основе практической жизни, игры, в обществе детей. Здесь играет роль не только внушение, но и известные реакции детей, влияние детского общества. Эта мораль действует во много раз сильнее.

Таким образом, прослеживается известный механизм, на котором держится жизнь детей, складывается детское общество, а значит, создаются необходимые условия для общественного воспитания.

Вот почему важно в педагогическом процессе использовать игру не только в дидактических, но и широких воспитательных целях организации жизни детей и их деятельности.

Мы говорим о взаимоотношениях в играх потому, что игры, когда ребенок дошкольного возраста играет один со своей игрушкой и как будто не нуждается в общении с детьми, представляют исключение. Большинству ребят для развития игры нужно общество детей.

Итак, взаимоотношение детей в играх – важнейший элемент существования самой игры, ее двигатель. С взаимоотношениями связаны и чувства: удовлетворение или недовольство самим собой и другими, радость, детская гордость, зависть. Гамма этих чувств, переживаний у маленьких детей довольно разнообразна. Важно и то, что чувства, которые формируются в играх, чрезвычайно жизненны. В них виден контур будущего характера человека. Как бы широко и интересно не использовалась игра, как средство воспитания, она еще не станет и не может стать выражением интересов детей, их потребностей, не может полностью удовлетворить страсть ребенка в игре. Эта страсть может быть удовлетворена тогда, когда они будут в полной мере жить игрой, в игре. Это значит, что в играх ребенок находит интересное для него общество детей, переживает радость, горести, разочарование. Здесь зарождается симпатия, дружба. Игра – это доступная каждому ребенку деятельность служит и своеобразным общим языком для всех детей. В играх дети могут понять друг друга независимо от национальности и знания языка. Игра важна, прежде всего, тем, что она способна организовать жизнь ребенка. В этом состоит ее жизненная сила, которую надо использовать. Важно превратить игру из явления стихийного в явление организованное. Теоретик советского дошкольного воспитания Э.А. Аркин выразил это требование следующим образом: «В жизни ребенка игра не выполняет одной, какой-либо определенной, замкнутой, изолированной функции. Игра для ребенка: и труд, и мышление, и искусство, и реальность, и фантазия, и отдых – источник радости. Игра дает ребенку ту полноту жизни, которой он жаждет. Отсюда с непреложностью вытекает огромное воспитательное значение игры, отсюда следует, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания».

Участвуя в играх, дети радуются на каждом шагу, открывая для себя новое в окружающем их мире, овладевают навыками, которых требует жизнь.

Текст статьи
  1. Педагогика под ред. И.П. Подласого, учебник для ВУЗов, 2001 год.
  2. «Программа воспитания и обучения в детском саду», под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 2005г.
  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. 1982г.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М. 1991г.
  5. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников М.,1991г.
  6. Журнал «Воспитатель ДОУ» №4, 2010г.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2003 г.
  8. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей, М., 1989г.
  9. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 2013г. 
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 11 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля