Главная
АИ #2 (184)
Статьи журнала АИ #2 (184)
Понятие принципа свободы договора и его содержание

Понятие принципа свободы договора и его содержание

Автор(-ы):

Эрелчин Роланда Кангын-ооловна

8 января 2024

Научный руководитель

Краснова Светлана Анатольевна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

свобода договора
пределы свободы договора

Аннотация статьи

В статье рассматриваются понятие принципа свободы договора и его содержание как основные начала гражданского законодательства.

Текст статьи

Согласно ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданское законодательство основывается на: признании равенства участников регулируемых им отношений; неприкосновенности собственности; свободы договора; недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты».

Перечисленные положения являются основными началами гражданского законодательства, то есть его принципами. В своей работе мы бы хотели уделить отдельное внимание принципу свободы договора, так как данный принцип вызывает много дискуссий в отечественных исследованиях.

Данный принцип также характерен для стран с рыночной экономикой, в том числе государств-членов Европейского Союза (далее – ЕС) и закреплен в законодательстве этих стран. Так, свобода в решении того, с кем заключать договор, а также свобода в определении условий договора провозглашены в: ст. 2(1) Конституции Германии, ст. 1134 (1) Кодекса Наполеона и Гражданского кодекса Бельгии и Люксембурга, ст. 5(1) Конституции Греции и ст. С Греческого гражданского кодекса, ст. 1322 Гражданского кодекса Италии, ст. 6.248 Гражданского кодекса Нидерландов, ст. 405 Гражданского кодекса Португалии, статьях 6 и 1255 Гражданского кодекса Испании. Этот принцип характерен не только для стран континентальной системы права, но и для общей системы права [1-6].

Свое обширное применение в общей системе права принцип свободы договора получил еще в XIX веке [7, с. 152]. «Свободный» договор рассматривался как документ, в котором фиксируются его условия; как средство правового регулирования, в том числе конкретизации прав и обязанностей [8, c. 10]. В настоящее время свобода договора является обязательным условием развития рыночной экономики и главным принципом гражданского законодательства.

Свобода договора рассматривается Европейским судом как «общая норма гражданского права» и защищается статьей 16 Хартии основных прав Европейского Союза («свобода ведения бизнеса»). В соответствии с принципом свободы договора стороны имеют право заключать договоры на любых условиях при условии соблюдения закона, общественного порядка и морали. Однако в ЕС существуют некоторые ограничения свободы договора, особенно в области защиты прав потребителей. Принцип свободы договора был определен Европейской комиссией в качестве основополагающей отправной точки для будущего развития европейского договорного права [9, c. 154]. Кроме того, принцип свободы договора или принцип «автономии сторон» нашел отражение в нормах международного частного права ЕС и материального права ЕС, которые ограничивают его применение или запрещают «злоупотребления свободой договора», направленные на защиту прав и интересов «более слабой стороны» (в частности, потребителей). Однако, как показывает практика, свобода договора, оставаясь очень важной как в праве ЕС, так и в национальном законодательстве государств-членов, должна учитывать современные социальные и политические явления, которые требуют ее дальнейшего ограничения. Так, если интерактивный характер «частноправового принятия решений» в праве договаривающихся сторон широко и однозначно провозглашается в национальных правовых традициях, то поле ограничений «публично-правовых» аспектов свободы договора за последние полвека значительно расширилось в целях защиты прав и интересов, в частности потребителей, арендаторов и работников. Соотношение между этими различными взглядами на свободу договора не является однозначным ни в национальном законодательстве европейских государств-членов, ни в праве ЕС.

Тем не менее на наш взгляд, в современном европейском праве, будь то право ЕС в целом или право государств-членов, существует принципиальная двойственность идей, т. е. два основных аспекта свободы договора. С одной стороны, свобода договора может рассматриваться как экономический принцип, обеспечивающий основу для функционирования рынков любого рода. С этой точки зрения роль закона в установлении или поддержке свободы договора заключается в том, чтобы обеспечить развитие правовой и коммерческой системы таким образом, чтобы она поддерживала свободный и открытый рынок, а основная роль договорного права заключалась в поддержке и облегчении рыночных сделок. С другой стороны, свобода договора может рассматриваться и как моральный принцип, согласно которому легитимность договорных обязательств зависит от выбора (т. е. «воли») договаривающихся сторон.

Вернемся к содержанию принципа свободы договора в законодательстве Российской Федерации. Помимо ч. 1 ст. 1 ГК РФ принцип свободы договора содержится и в положениях ст. 421. Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ «граждане и юридические лица свободны в заключении договора». По нашему мнению, данный принцип гражданского права является основополагающим, так как заключение сделки (договора) невозможно без предоставления права выбрать сторону сделки, условия договора, его вид.

По мнению А. Н. Танаги «принцип свободы договора тесно сопряжен с другими принципами гражданского права, такими как: принцип равенства, принцип неприкосновенности собственности; принцип недопустимости вмешательства в частные дела; принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав; принцип судебной защиты нарушенных прав, без которых невозможна реализация и существование рассматриваемого нами принципа» [10, c. 112].

В основе принципа свободы договора находятся правовые основы свободы человека, гражданина и равенства сторон. Именно такие основные идеи заложены во все отрасли современного частного права. Устанавливая принципы свободы договора и равенства сторон при установлении договорных отношений, законодатель акцентировал внимание на отделении их от участников публичных отношений, которые наделены властными, императивными полномочиями, определил особый правовой статус всех участников частных правоотношений, отметив о возможности получения соответствующей правовой защиты той стороне, которая в нем нуждается.

Смысл свободы договоров в современном гражданском обороте, как предусмотрено в ст. 421 ГК, находит троякое проявление.

Во-первых, в признании граждан и юридических лиц свободными в заключении договора. При этом понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Во-вторых, в предоставлении сторонам возможности заключать любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Таким образом, стороны могут в необходимых случаях самостоятельно создавать любые модели договоров, не противоречащие действующему законодательству.

Наконец, в-третьих, в свободе сторон определять условия заключаемого ими договора, в том числе и построенного по указанной в законодательстве модели. Единственное требование к сторонам состоит и в этом случае в том, чтобы избранное таким образом условие не противоречило закону или иным правовым актам. В частности, усмотрение сторон не может иметь место, если содержание условия предписано законом или иными правовыми актами.

Все три проявления свободы договора в совокупности необходимы участникам оборота для того, чтобы реализовать свою имущественную самостоятельность и экономическую независимость, конкурировать на равных с другими участниками рынка товаров, работ и услуг.

В то же время, следует отметить, что, если следовать принципу свободы договора, любая норма гражданского права, регулирующая договорные отношения сторон, определяется как диспозитивная, то есть, может быть изменена сторонами договора по собственному усмотрению. Указанный диспозитивный подход законодателя основывается на осознании условно смоделированного характера договорных видов, предусмотренных в ГК. В качестве примера смешанных договоров можно привести инвестиционные договоры в сфере строительства, содержащие элементы договоров купли-продажи, подряда и ссуды.

Хотя принцип свободы договора и определяется основным при заключении договора, он не одинаково применяется на разных этапах договорных отношений, так, при выполнении договорных обязательств принцип свободы договора может иметь особенности реализации относительно внесения изменений относительно порядка исполнения в условия договора, относительно замены сторон обязательства, относительно существенных изменений в условиях выполнения договора и др.

Кроме того, ГК РФ в ч. 2 ст. 421 предусматривает возможность «заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами», при условии его соответствия общим принципам гражданского законодательства, требованиям разумности и справедливости и обычаям делового оборота.

Таким образом, находит свое развитие положение ст.8 ГК РФ о том, что «гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности». Заключение таких договоров является результатом автономного правотворчества сторон, осуществляемого на основе аналогии закона и аналогии права.

Свобода способа заключения договора означает свободу сторон заключить договор в любой форме, исходя из того, что договор считается заключенным при достижении сторонами согласия его заключить, то есть из основ консенсуализма [11, c. 12]. В этом случае принцип консенсуализма толкуется как возможность сторон договариваться о заключении договора без необходимости выполнения каких-либо других действий, например передачи вещи, не освобождающей стороны от требований по приданию их волеизъявлению определенной формы.

По общему правилу договор не требует специальной формы и может совершаться устно, в частности путем совершения конклюдентных действий или даже молчания. Кроме того, согласно ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Но стороны по взаимному согласию имеют право выбрать определенную форму, в том числе письменную, даже если она не установлена законом. При этом если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным с момента придания ему такой формы, даже если законом эта форма для этого вида договоров не требуется.

Для договоров характерна внутренняя и внешняя непротиворечивость, поскольку внутренние и внешние несоответствия свидетельствуют об отсутствии подлинной воли, и желания достичь соглашения. Несогласованность обычно возникает при подписании договора под влиянием насилия.

Гражданский кодекс не только декларирует, но и гарантирует свободу договоров. Прежде всего такие гарантии выражаются в признании недействительными сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка).

Гарантии свободы договоров наиболее широко представлены в антимонопольном законодательстве. В частности, это относится к ст. 10 Закона «О защите конкуренции», посвященной злоупотреблению хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке.

При рассмотрении вопроса принципа свободы договора в рамках антимонопольного законодательства необходимо исходить из противоположности таких дефиниций – конкуренция и недобросовестная конкуренция. Имеется в виду, что конкуренцией признается состязательность «хозяйствующих субъектов», когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, а недобросовестной конкуренцией – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия «хозяйствующих субъектов», которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добросовестности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли ущерб их деловой репутации.

Антимонопольное законодательство устанавливает пределы осуществления данного принципа, ограничивая свободу поведения на рынке одних субъектов в пользу других. В антимонопольном законодательстве содержатся запреты на заключение определённых видов договоров, а также требования к условиям договоров.

Необходимо подчеркнуть, что кроме такой отрасли как гражданское право, вопрос свободы заключения договора и его обеспечения в рамках законодательства правовыми средствами и методами, можно назвать и уголовное право. Речь идет о некоторых статьях, закрепляющих необходимые для контроля и регулирования государством нормы.

Одна из них – ст. 178 УК «Монополистические действия и ограничение конкуренции» – предусматривает ответственность за такие преступления, как установление «монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен». Другая – ст. 179 УК («Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения») посвящена принуждению к «совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких».

Итак, свобода договора является и принципом, и элементом сущностной системы «свобода человека». Свобода определяет состояние и возможности человека в обществе, также является фундаментальной ценностью, основой для определения границ правового регулирования гражданских правоотношений. Свобода, трансформированная в принцип, реализуется в механизме правового регулирования, в том числе гражданско-правовых нормах, правах участников гражданских отношений, механизме гражданско-правовой защиты.

Список литературы

  1. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.1000dokumente.de/?c=dokument_de&dokument=0014_gru&object=translation&l=ru (дата обращения: 21.11.2023).
  2. Гражданский кодекс Люксембурга (1803 г., консолидированная версия 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.hse.ru/data/2019/01/27/1199585240Гражданский%20Кодекс%20Люксембурга%20рус.pdf (дата обращения: 21.11.2023).
  3. Гражданский кодекс Греции от 1940 г. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/040501 (дата обращения: 21.11.2023).
  4. Гражданский кодекс Нидерландов 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.hse.ru/data/2015/10/28/1079747088/Нидерланды%202011 (дата обращения: 21.11.2023).
  5. Гражданский кодекс Португалии от 1966 г. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/041201 (дата обращения: 21.11.2023).
  6. Гражданский кодекс Испании от 1889 г. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/040601 (дата обращения: 21.11.2023).
  7. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – М.: Статут, 2016. – 583 с.
  8. Вавилин, Е. В. Механизмы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: дис… докт.юрид.наук : 12.00.03 / Вавилин Евгений Вальерьевич. – Москва, 2009. – 425 с.
  9. Гаврилюк, Ж. Свобода договора в гражданском праве: отечественный и зарубежный опыт / Ж. Гаврилюк // Актуальные вопросы гражданского права. – 2021. – №5. – С. 152-155.
  10. Танага, А. Н. Принцип свободы договора в гражданском праве России: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А. Н. Танага. – Краснодар, 2001. – 226 c.
  11. Ершов, Ю. Л. Принцип свободы договора и его реализация в гражданском праве Российской Федерации: автореферат дис. канд. юрид. наук. специальность 12.00.03. / Ю.Л. Ершов. – Екатеринбург, 2017. – 24 с.

Поделиться

377

Эрелчин Р. К. Понятие принципа свободы договора и его содержание // Актуальные исследования. 2024. №2 (184). Ч.II.С. 72-76. URL: https://apni.ru/article/8071-ponyatie-printsipa-svobodi-dogovora

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля