К вопросу о сущности государства

В данной статье раскрываются различные походы к пониманию сущности государства. Анализируются определения и подходы отечественных авторов.

Аннотация статьи
государство
сущность
организация
политическая власть сущность государства
Ключевые слова

Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения.

Возникает вопрос: в чем же состоит сущность государства? В чем его единая и объективная цель? Отвечая на эти вопросы, известный русский юрист И. А. Ильин пишет, что «сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают – помимо своих различных и частных интересов и целей – еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община» [1].

А. С. Пиголкин отмечает: «Современная наука более широко подходит к вопросу об определении сущности государства. При его характеристике следует ответить на несколько вопросов, один из которых: как соотносятся государство и общество, является ли государство структурой искусственной, противоестественной человеческому обществу (Лао-цзы), или же государство – органичная часть общества (Платон)?» [2].

Отечественное правоведение сущность государства в основном связывает с классовым подходом. Согласно данному подходу, сущность любого государства заключалась в установлении господствующего класса, который занимается управлением государством.

Сущность любого государства включает в себя формальную и содержательную сторону. С формальной стороны, сущность государства заключается в политической власти. Содержательная сущность государства отражает чьим интересам служит то или иное государство.

Основой сущности любого государства является его содержательная сторона. В связи с этим подходы рассмотрения сущности государства подразделяются на классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы [3].

Классовый подход рассмотрения сущности государства означал как способ охраны прав и интересов господствующего класса общества.

Общечеловеческий подход рассмотрения сущности государства означает, что государство рассматривалось как политическая организация, которая была создана для нахождения компромисса между разными классами и группами социального характера. В этом смысле сущность государства рассматривается более шире, чем в классовом подходе.

Религиозный подход рассмотрения сущности государства означает, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает интересы конкретной религии. (Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия).

Национальный подход рассмотрения сущности государства означает, что государство рассматривается как организация, которая оказывает содействие преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны (Латвия, Эстония).

Расовый подход рассматривает государство как организацию политического характера, которая защищает интересы определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории страны.

Другие авторы утверждают, что сущность государства заключается в его политическом смысле. Например, А. С. Палазян и В. П. Малахов пишут: «Способность государства с помощью института публичной власти как инструмента «хирургическим» способом разрешать возникающие в обществе противоречия характеризует его сущность в политическом смысле [4]. Таким образом, государство представляет собой правовую форму организации власти.

А. С. Пиголкин рассматривает сущность государства путем раскрытия следующих теорий: теория плюрализма; технократическую теория; теория элит и так называемый юридический подход [5].

Теория плюрализма, сторонниками которой являются Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль, рассматривают государство как совокупность страт. При этом под стратами понимаются значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т. д.

Технократическая теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности реализации столь популярной в былые годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством.

Теория элит. Элита – особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства [6].

Юридический подход, представителем которого является ученый Г. Еллинек (конец XIX века), который выдвигал версию о том, что государство является образованием социального характера и юридическим учреждением. В рамках данного подхода государство рассматривается исключительно с юридической стороны.

Данный подход в современное время остался в сфере международного публичного права.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что сущность государства многогранна. Сущность государства в настоящее время не сводится к классовым или общесоциальным началам. Были также рассмотрены религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства.

Итак, сущность и предназначение государства заключается в осуществлении управленческих действий со стороны государства в отношении социума. Данное управление должно основываться на принципах демократического характера и должно обеспечивать социальный компромисс. Таким образом, государство представлено в виде территориального публично-правового союза населения, который осуществляет свои задачи и выполняет свои функции с помощью специальных органов государственной власти. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.

Текст статьи
  1. Ильин И.А. Теория права и государства. – Москва, Издательство «Зерцало», 2003. – 488 с.
  2. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2003. – 544 с.
  3. Дискин И. Российское государство: вчера, сегодня, завтра: Материалы дискуссии, инициированной фондом «Либеральная миссия». – М.: Новое издательство, 2007. –182 с.
  4. Палазян А.С., Малахов В.П. Функциональная характеристика права: Вопросы методологии: Монография. – М.: Московский университет МВД России, 2009. – 276 с.
  5. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2003. – 544 с.
  6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, заслуж. деятеля науки РФ Р.А. Ромашова. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. 630 с.
Список литературы