Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников

Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных методов обучения орфографии учащихся. От того, насколько полно у школьников будут сформированы навыки правописания, зависит их орфографическая и речевая грамотность, их способность усваивать родной язык в письменной форме. Умения обнаруживать и классифицировать орфограммы являются первостепенными в системе орфографических умений. Вот почему одной из важнейших причин низкой грамотности учащихся является их неразвитая «орфографическая зоркость».

Аннотация статьи
орфографическая зоркость
речевая грамотность
Ключевые слова

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. И меня, как и всех учителей, волновал вопрос и продолжают волновать вопросы: «Как научить учеников грамотно и безошибочно писать? Как развивать орфографическую зоркость?»

Многих учителей начальных классов волнует проблема безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.

Как помочь учащимся писать грамотно?

Как развивать орфографическую зоркость?

Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

  • изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
  • изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;
  • разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма.

Что же такое орфографическая зоркость?

Этот процесс развития орфографической зоркости начинается с освоения правил орфографии и написания слов, затем продолжается усвоением и запоминанием исключений из этих правил. Также важным фактором в развитии орфографической зоркости является чтение и письмо, которые помогают укреплять правильное восприятие орфограмм. С опытом и тренировкой, человек развивает умение замечать и правильно использовать орфограммы при написании слов. Это важный навык, который способствует точности и грамотности письма.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Это означает, что, когда ребенок неправильно напишет слово один раз, его мозг запомнит это неправильное написание и его рука запомнит неправильный графический образ слова. Эта ошибка будет крепко закреплена в памяти ребенка, и чтобы исправить ее, ему придется написать это слово множество раз. Этот фактор, называемый зрительным фактором, играет важную роль при обучении и запоминании правильного письма.

2. Слуховой фактор. Для развития фонематического слуха учитель может проводить следующие упражнения:

  • Игры со звуками. Учитель может произносить слова, изменяя начальные, средние или конечные звуки, а ученики должны угадать, какой звук изменился.
  • Распознавание звуков. Учитель может произносить разные звуки, а ученики должны их распознать и записать.
  • Рифмовка. Учитель произносит слова, а ученики должны найти слова, рифмующиеся с данными.
  • Разделение на слоги и звуки. Учитель называет разные слова, а ученики должны разбить их на слоги и звуки.
  • Слушание аудиозаписей. Учитель может использовать различные записи с разными звуками или словами, а ученики должны их слушать и определить, какие звуки или слова они слышат.

Важно, чтобы учитель проводил эти упражнения систематически и регулярно, чтобы развить у учеников хороший фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Написание слов и предложений активизирует моторику рук и мозга, способствуя запоминанию орфографических правил. Ритмичное движение письма также помогает создать своеобразную «мышечную память», которая облегчает автоматическое написание слов. Чем больше практики и упражнений, тем лучше запоминаются правильная орфография и написание слов. Поэтому на уроках русского языка важно предоставить учащимся возможность много писать.

4. Проговаривание. Орфографическое проговаривание играет большую роль в формировании орфографического навыка. Когда мы произносим слова так, как они должны быть написаны, мы закрепляем правильное написание в нашем сознании. Такое проговаривание помогает нам запомнить правила орфографии, а также осознать и исправить возможные ошибки в написании. Кроме того, орфографическое проговаривание способствует развитию навыков артикуляции и произношения слов. Оно позволяет нам лучше понимать правильную орфографию и увереннее использовать ее в письменной речи.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  • увидеть орфограмму в слове;
  • определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
  • определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  • определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
  • решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
  • написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет.

В современном мире владение правильным письмом становится все более важным навыком. В этом контексте орфографическая зоркость, то есть способность различать и правильно использовать правила написания слов, играет ключевую роль. Особенно важно начинать развивать этот навык с младших школьных классов, когда у детей формируется языковая база.

Одной из основных задач учителя русского языка в начальной школе является развитие орфографической зоркости у учеников. Этот процесс требует комплексного подхода и использования разнообразных методик. Вот несколько ключевых аспектов, которые следует учесть при работе над орфографической зоркостью младших школьников.

1. Игровые техники

Младшие школьники отлично реагируют на игровые методики. Игры, направленные на обучение правил орфографии, могут быть не только увлекательными, но и эффективными. Например, использование карточек с изображениями и словами, где дети должны правильно написать слово, способствует запоминанию орфографических правил.

2. Групповая работа

Работа в группах способствует обмену знаний и опытом между учащимися. Орфографические упражнения, проводимые в группах, могут стать стимулом для взаимопомощи и совместного решения трудных задач. Это также способствует развитию коммуникативных навыков.

3. Практические задания

Применение полученных знаний на практике – важный этап обучения орфографии. Учитель может предложить учащимся создавать короткие тексты, использовать правила орфографии в повседневных ситуациях. Это поможет закрепить знания и сделает их более применимыми в будущем.

4. Индивидуальный подход

Каждый ученик уникален, и уровень его орфографической зоркости может различаться. Индивидуальный подход позволяет учителю определить слабые места каждого ребенка и предоставить ему дополнительную помощь и поддержку в тех областях, где это необходимо.

5. Использование современных технологий

С учетом того, что современные дети активно взаимодействуют с технологиями, учителя могут внедрять в учебный процесс интерактивные приложения и программы, направленные на развитие орфографической зоркости. Это не только сделает уроки более интересными, но и сопряжено с использованием современных образовательных методик.

В целом, развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников – это важное направление, формирующее основы грамотности и языковой культуры. Успешное овладение этим навыком в раннем возрасте положит прочные основы для дальнейшего успешного обучения.

Текст статьи
  1. Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости / Н.Н. Алгазина // Русский язык в школе. – 1981. – № 3. – С. 32-36.
  2. Власенков А.И. Методика обучения орфографии в школе. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 232 с.
  3. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-еизд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
  4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М. «Просвещение», 1992. – 192 с.
Список литературы