Главная
АИ #2 (184)
Статьи журнала АИ #2 (184)
Подходы к устойчивому развитию туризма Свердловской области в условиях «зеленой»...

Подходы к устойчивому развитию туризма Свердловской области в условиях «зеленой» экономики

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

устойчивый туризм
развитие
зелёная экономика
кластер
туристическая дестинация
цифровой туризм
Свердловская область

Аннотация статьи

Статья рассматривает возможные подходы к развитию туризма в Свердловской области в условиях мировых трендов цифровизации, зелёной экономики, устойчивого развития, как отражение тенденций туристической отрасли в целом по России. Устойчивый туризм может быть успешным только при разработке гармоничной картины, основанной на трех стержнях – экологических, экономических и социально-культурных принципах. Целью статьи было выявить основные условия для развития субъектов предпринимательства в системе туризма, которые определяют возможные сложности ведения бизнеса.

Текст статьи

Введение

В современном мире наблюдается всеобщий интерес к принципу «устойчивого развития» в каждой сфере экономики. Зеленая экономика, к которой относится устойчивость, характеризуется стабильным экономическим ростом, уровнем природных ресурсов, уровнем жизни и благоприятными демографическими показателями. Этот принцип находит применение во всех странах мира. Те же признаки применимы к понятию «устойчивый туризм». Для всемирной туристской организации (ЮНВТО), которая выполняет задания предоставленные ООН, исследование системы туризма считается устойчивым, если она удовлетворяет потребностям туристов, учитывает положительное влияние на окружающую среду, соответствует требованиям промышленности и населения на приемных территориях.

В научной литературе отсутствует определенное понятие «зеленая» экономика. Если данное понятие формулируется в государственных документах, то акценты в его определении различны. Однако, это понятие непременно касается хозяйственной деятельности человека на Земле и лишь определяет экономику как модель. Модель «зеленой» экономики подразумевает разработку новых экономических процессов в условиях новых правил. Реализация данной модели может быть осуществлена через постепенную трансформацию производства, технологий, оборудования и всей окружающей среды. «Зеленая» экономика должна объединять социально-экономическое устойчивое развитие и экологические проблемы, а также ориентировать рынки на потребителя и окружающую среду. В настоящее время принципы «зеленой» экономики воплощены в стратегиях социальной политики страны с 2012 года, а также в моделях роста таких сфер национального хозяйства, как лесное хозяйство, сельское хозяйство и туризм.

Исследованию проблем устойчивого развития туризма и экономики в целом посвящено множество работ. В данной статье приняты во внимание труды А.Р. Бокаревой, М.А. Давыдковой, Е.Е. Коноваловой, С.А Скибина, О.С. Шимовой, Т.В. Черевичко (ИИМО СГУ им. Н.Г. Чернышевского), А.С. Чешева (Донской государственный технический университет), В.В. Меленкина (Региональный финансово-экономический институт, г. Ростов-на-Дону) и др. Научные работы объединяет мнение о том, что устойчивость в отраслях экономики, в том числе в туризме, невозможна без эффективного правового и финансового управления.

Научно-исследовательская работа определена методологией, основанной на системном подходе к анализу туризма, а также использовании статистических данных. Исследование предполагает кластерный подход к развитию туризма на конкретной территории, с учетом особенностей туристической дестинации и влиянием ее на окружающую среду.

Результаты и обсуждения

Предметом исследования является экологическая ситуация в Свердловской области, которая, несмотря на обладание богатыми природными ресурсами, оказывается тяжелой. В национальном экологическом рейтинге 2022 года Свердловская область отмечена неприятным фактом – она занимает одно из последних мест. Однако, несмотря на это, туристический поток в регионе продолжает уверенно расти. В 2022 году число туристов составило 3100631 человек (превышая ожидаемые 2 млн), а за период январь – май 2023 года по данным статистики уже достигло 1 318 916 человек [10]. Это свидетельствует о привлекательности территории для путешественников и несмотря на экологические проблемы, рост туристического потока может иметь дальнейшие положительные последствия для развития области. Особое внимание в контексте перехода в зеленую экономику следует уделить сбережению природных ресурсов Среднего Урала. При этом необходимо принимать меры, которые позволят минимизировать негативное влияние на биоразнообразие и сохранить природные богатства региона. Такой подход позволит достичь баланса между экономическим развитием и сохранением окружающей среды.

Исследователи (О. С. Шимова, Д. И. Астанин) рассматривают механизм, позволяющий эффективно контролировать процессы, которые сопряжены с потенциально неблагоприятным влиянием на окружающую среду в результате активной экономической деятельности в сфере туризма [14, с. 31-33]. В его основе выделяют прямое и косвенное управление (рисунок). Рассмотренная схема управления направлена, так или иначе, на человека.

Рис. Схема управления процессом влияния системы туризма на сохранение природной среды

Очевидно, что только комплексное применение прямых и косвенных методов управления может привести к позитивным результатам. Все аспекты управления должны быть закреплены законодательством. Следовательно, для применения прямых методов необходимы четкие законы, которые предусматривают наказания за вред, причиняемый природе. А для косвенных мер, которым для достижения эффекта требуется больше времени, порой целые десятилетия, нужны правовые акты, которые регулируют экологическое обучение на всех уровнях, а также специальные просветительские программы для специалистов молодёжной политики, патриотических, краеведческих объединений, культурных учреждений.

Косвенные меры управления рассчитаны на формирование культурного кода населения, который бы на уровне подсознания толкал человека на бережное отношение к природным ресурсам. Опираясь на исследования Клотера Рапая в его книге «Культурный код», можно констатировать, что наше поведение, в том числе и экологическое, основывается на импринтинге. Импринтинг рассматриваем как способность индивида извлекать уроки из опыта и поведения тех, кто его окружает – чаще всего, членов своей семьи. Запечатленные образы доминируют в нашем мышлении и определяют наше будущее поведение. Этот отпечаток воспоминаний формирует нашу личность [9, с. 17-29].

В структуре туристического рынка Свердловской области доминирует внутренний туризм, который составляет около 60% от общего объема предлагаемых туристических услуг. То есть, главными путешественниками по области являются местные жители и население УФО. Это дает возможность, в системе туризма, влиять на экологические требования и развивать у местных жителей экологическое мышление.

Ясно, что выработка различных привычек, включая экологические, происходит внутри семьи и национальной культуры, в которой человек растет, как минимум до семи лет. Несмотря на это, путешествия по родным местам и подобные активности эффективно способствуют формированию воспитания, направленного на сохранение окружающей среды.

Формировать экологических навыки у всего населения необходимо через законодательные инструменты. Например, когда-то было нормой пригнать автомобиль к берегу реки и вымыть его, принести в деревню на реку ковры и перестирать их с порошком в проточной воде. Так было и считалось нормальным до тех пор, пока законодательно это не было запрещено, и пока экологические патрули не стали массово штрафовать людей по закону об охране окружающей среды, принятом в 2002. За мытье автомобилей в границах водоохранной зоны водного объекта нарушитель оштрафован. Размер санкций, следующий: для граждан – до 4500 руб., для юридических лиц – 400000 руб. Сейчас уже более двадцати лет на реках даже не увидишь так называемых «плотиков», предназначенных для стирки. А это значит, что уже, как минимум, два поколения выросли с пониманием, что так делать нельзя.

Но при этом необходимо материально-техническое обеспечение для реализации потребности населения вести экологичный образ жизни. К примеру, невозможно приучить человека к раздельному сбору мусора, если у него нет в шаговой доступности оборудованных под раздельный сбор мусора площадок. Невозможно это также сделать, если у людей нет полной уверенности в том, что мусор в конечном итоге будет действительно переработан. Если во многих странах мира сортировка мусора, его переработка уже стали не просто культурой, но и одной из основных статей дохода экономики, то в России об этом пока говорить рано. В этом примере выступает экономическая сторона формирования экологического поведения.

Много лет Россия строила свою экономику исключительно на экспорте топливно-сырьевых ресурсов природы, оставляя проблемы окружающей среды на задний план. Однако в недавние годы, наша нация решительно стала придерживаться стратегии восстановления экологии и стимулирования экономического развития. Издан ряд законов, среди которых: Экологическая и Климатическая доктрины Российской Федерации. Формирование концепции «зеленой» экономики практически полностью сформулировано в этих документах. Также в Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года изложены принципы, по которым происходит трансформация современной экономики в экологически устойчивую систему, а также описаны основные принципы формирования экологической осознанности населения. Важный шаг на пути к зелёной экономике – утверждение национального проекта «Экология», где в ключевых показателях есть значение доли твёрдых коммунальных отходов, направленных на переработку или сортировку, от общего количества образующихся твердых коммунальных отходов – пункт 11.2 Паспорта национального проекта «Экология». Этот показатель к 2030 году должен достигнуть стопроцентной отметки. В нашей области с 2019 по 2024 год реализуется проект, реализующий комплексную систему обращения с твёрдыми бытовыми отходами. Он направлен на достижение задач, поставленных майским указом Президента России № 204 в 2018 году, в котором сформулированы национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года. По проекту к 2024 году на Среднем Урале должно быть введено в эксплуатацию 14 мусоросортировочных комплексов и 2 объекта по производству альтернативного топлива для предприятий цементной промышленности. В рамках этого же проекта муниципалитеты Свердловской области оснащены площадками для сбора ТКО, в том числе оборудованы контейнеры под сбор пластика. Но не во всех территориях сбор и вывоз пластика работает.

С марта 2023 года заработал новый Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Представлены различные концепции отходов, интересным для воспроизводства является понятие «вторичные ресурсы». Согласно формулировке закона, это отходы или их части, которые можно повторно использовать для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии. Они образованы в результате раздельного накопления, сортировки, сбора и переработки отходов или в процессе производства.

Успешная практика переработки твёрдых коммунальных отходов (ТКО) уже есть в некоторых регионах России. Тюменская область выделяется в стране своим впечатляющим достижением – полной переработкой ТКО. Ещё в 2014 году ее правительство заключило концессионное соглашение с бизнесом. Объектами концессии стали три мусоросортировочных завода и одна мусороперегрузочная станция. Первый завод был введён в эксплуатацию в 2018 году, остальные объекты – в 2020. ООО «Тюменское экологическое объединение» выполняет обработку ТКО с выборкой полезных фракций отходов. Реализация вторичного сырья совершается на электронной площадке «B2b-center». На сегодня в Тюменской области успешно действует Территориальная схема обращения с отходами в Тюменской области, утверждённая распоряжением ДНЭК об утверждении от 20.12.2019 № 45–РД [11]. В рамках этой схемы можно увидеть применение прямого и косвенного управления. Чтобы пресечь вывоз мусора на несанкционированные свалки, внедрены «Экопаспорта» и «зелёные сертификаты», которые выдаются ООО «ТЭО» компаниям и предпринимателям. В качестве косвенного управления можно привести экологическое просвещение, которое воплощается с помощью образовательного проекта «Экодом». Вместе с ООО «ТЭО» в проекте работает компания «СИБУР», специализирующаяся на производстве полимерной продукции. Одним из ключевых аспектов этого проекта является использование замкнутого цикла производства и повторное использование пластиковых отходов. Сейчас проект «Экодом» распространяется и на Свердловскую область. Нижний Тагил – первый город в регионе, где они были построены, но в будущем планируется открытие подобных учреждений во всей области. Кроме использования «Экодомов» в качестве пунктов приема вторичного сырья, они станут площадкой для обучения грамотной сортировке мусора.

Все выше сказанное, свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность в стране уже осуществляется в законодательных и эмпирических рамках зеленой экономики, и требует административного регулирования со стороны государства. Возможно, для предпринимателей это будут дополнительные сложности и риски ведения бизнеса.

Средства размещения играют ключевую роль в туристической индустрии. Современные путешественники становятся все более требовательными и осознанными в выборе мест для проживания во время своих путешествий. Они стремятся отдыхать не только в красивых природных локациях, но и в экологически чистых жилищах, будь то гостиницы или другие виды размещения. В связи с этим, компании в гостиничном бизнесе, приверженные принципам экологической ответственности и применяющие современные технологии, становятся всё более популярными и привлекательными для туристического сообщества.

В туристической индустрии эффективным считается участие гостиничного бизнеса в международных экологических программах, и получение экологических лейблов отелями, которые используют экоматериалы для строительства, озеленение с использованием биоудобрений и минимизацией обработки пестицидами, органические продукты питания, безопасную технику, многоразовые средства гигиены, экономное расходование электроэнергии, отопления, воды, продуктов питания и пр. [1, c. 105].

В Свердловской области существует серьёзная нехватка загородных средств размещения, которые бы соответствовали перечисленным выше зелёным трендам. По данным статистики за 2021 г. на территории Свердловской области за год туристами используется 524 единицы жилья с общим номерным фондом 18768 номеров на 50 тысяч мест. В муниципальном образовании «город Екатеринбург», в котором сосредоточено 214 средств размещения [6]. Выходит, что для обслуживания делового туризма гостиниц хватает, а на другие районы Свердловской области, с высоким потенциалом для организации экологического, познавательного, событийного и других видов туризма приходится всего 310 мест размещения. При туристическом потоке почти 3 млн., в том числе 70% от турпотока – деловые туристы (это примерно 2 млн. чел.), остальные – около 1 млн. чел., путешествуют за пределами уральской столицы, и конечно, 310 мест размещения, при такой структуре, мало.

Проблему эту понимают и государственные ведомства. Министерство выделило 1,5 млрд рублей для развития номерного фонда, обеспечивая поддержку 32 проектам, включающим в себя 1000 номеров модульных гостиниц в Свердловской и Челябинской областях. Кроме того, Минэкономразвития намерено инвестировать в создание еще 20 тыс. гостиничных номеров, предоставив конкурсные средства уральскому бизнесу [15]. Необходимо приложить усилия для осуществления этих планов в полном соответствии с экологическими стандартами. Кроме того, взгляд специалистов из управляющей компании туристско-рекреационными кластерами (УКТРК) гласит, что гостиницы не являются главным катализатором туристического спроса, поскольку они служат только для удовлетворения этого спроса.

Экологический фактор касается и отдыха на пляжах. Несмотря на то, что в Свердловской области пляжный отдых не приоритете, на её территории есть водоемы, которые обеспечивают возможность купального сезона, хотя летний период и короткий. В Свердловской области Роспотребнадзор ежегодно объявляет об отсутствии безопасных мест для купания. Только несколько из прудов, озер и водохранилищ в уральской столице пригодны для отдыха, но не для купания. В 2020 году санитарные врачи определили только одно место, где можно погрузиться в воду безопасно – восточный берег Шарташа. В 2021 году таких водоёмов было названо всего десять. В 2022 году МЧС назвали всего шесть пляжей Свердловской области безопасных для отдыха. По данным Роспотребнадзора, таких пляжей в регионе нет совсем.

В настоящее время, чтобы решить проблему экологических зон отдыха и пляжей, возможно использование федеральной поддержки. Из федерального бюджета будет выделено 143 856 000 рублей для этой цели. Для создания кемпингов и автокемпингов Свердловская область получит 82 миллиона рублей. Кроме того, 106,3 миллиона рублей будет направлено на разработку новых маршрутов, выпуск электронных путеводителей, приобретение туристского оборудования, установку круглогодичных бассейнов и создание туристской среды, доступной для инвалидов [12].

Основными объектами экологического туризма являются национальные парки и заповедники. Национальные парки – это территории с уникальными природными особенностями (водопады, ущелья, красивые ландшафты, острова, пещеры и т. д.). Национальные парки наилучшим образом подходят для реализации природоохранных задач [13, с. 105]. По данным Росреестра, общая площадь действующих особо охраняемых территорий (ООПТ) – 1186415.764 га, что составляет около 7% от всей площади Свердловской области. В Перечне ООПТ на 31.12.2020 526 охраняемых территорий регионального и местного значения. Среди них: природные парки (4), государственные природные заказники (55), памятники природы (425), лесные парки (19), дендрологические парки и ботанические сады (3). Наиболее значимыми являются национальные природные заповедники «Висимский» и «Денежкин Камень», национальный парк «Припишминские боры», природный парк «Оленьи ручьи», реки Чусовая и «Малый Исток». Режевской природно-минеральный заповедник также располагает уникальными природными, историческими и археологическими объектами, которые открыты для посещения туристами [7].

В Свердловской области взят курс на решение экологических проблем, параллельно с развитием зелёного туризма. Для решения связанных с этим задач принят ряд законов и нормативных актов, таких как: Областной закон о туризме и туристической деятельности, госпрограмма о развитии туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области до 2027 года, две Стратегии до 2035 года – развития внутреннего и въездного туризма и природопользования и экологической безопасности.

Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области до 2035 года [8] основана на кластерном подходе. Этот же подход заложен и в других концептуальных региональных законодательных документах, направленных на развитие туризма области.

Кластеры используются как инструмент регионального развития, поскольку кластеры – это проявление самоорганизации социально-экономического пространства по всем направлениям [4, с. 138]. Концепция кластерного подхода к региональному развитию направлена на обеспечение интеграции различных участников, включая малые и средние предприятия, для создания конкурентной среды и усиления взаимодействия с крупными предприятиями и государством. Кластеры любой сферы, конечно, не имеют четких границ, но все же территориально локализованы. Кластерный подход является наиболее органичной связью между бизнесом и местностью [4, с. 140]. В сферах, связанных, сопутствующих и поддерживающих, всегда наблюдается приток новых игроков в экономической сфере. Таким образом, кластер формирует систему эффективных отношений между региональными государственными органами, местным самоуправлением и предпринимательскими структурами, способствуя повышению их конкурентоспособности. Под кластером также понимается группа географически локализованных, взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, действующих на определенной территории, характеризующихся общностью видов деятельности, дополняющих друг друга [4, с. 150.]. Такое определение сочетает в себе как географический, так и отраслевой характер.

Понятие «система туризма» имеет географическую составляющую (модель Н. Лейпера). Географические элементы включают в себя туристско-генерирующие районы, транзитный регион и регион туристской дестинации. Для изучения и анализа системы туризма А. И. Зырянов предлагает применять дестинационный подход. Этот подход предполагает выделение профильных дестинаций – туристических объектов и территорий, специализирующихся на определенных видах туризма или его блоках в сфере обслуживания [3, с. 260].

Поэтому мы считаем справедливым, что для успешного развития бизнеса в туристической системе необходимо применять дестинационный подход при анализе состояния туристической отрасли и вовлечении различных сервисов в обслуживание туристов.

Морозов М. А. и Львова Т. В. [2, с. 108] предлагают определение туристской дестинации как географической территории, которая обладает привлекательностью для туристов и соответствует определенным требованиям. Эти требования включают наличие определенного набора услуг, которые соответствуют потребностям туристов, а также наличие достопримечательностей и информационных систем, которые играют важную роль в осуществлении деятельности дестинации на туристском рынке. Такое определение позволяет охарактеризовать туристическую дестинацию с точки зрения ее клиентоориентированности и предоставляет возможность применить маркетинговый подход к развитию системы.

С учетом особенностей потребительского рынка региона государственное планирование туристической отрасли нацеливает на понимание направления инвестиционных вложений субъектов, включенных в систему туризма, в соответствии с их потребительскими предпочтениями. При использовании туристической дестинации в качестве инструмента развития территории возникает возможность анализировать и соотносить данные предпочтения и вложения, что способствует оптимальной организации и распределению ресурсов в туристическом секторе. Такой подход позволяет создать эффективную систему управления туристической отраслью и способствовать устойчивому развитию региона в целом.

По государственной программе туризма и индустрии гостеприимства в Свердловской области до 2027 года поставлена цель, создать 4 кластера (нарастающим итогом) [6, Приложение № 1]. Основная цель программы заключается в формировании удобной среды для развития туристической индустрии и привлечения гостей. Кроме того, для достижения успеха в этом направлении, рекомендуется использовать концепцию «профильной дестинации», предложенную А. И. Зыряновым [3, с. 260]. Эта концепция предполагает активное привлечение бизнесменов в малом и среднем предпринимательстве, что позволит эффективно реализовать задуманное и обеспечить устойчивое развитие туризма и гостеприимства на данной территории. В результате успешной реализации программы ожидается достижение заметного прироста туристического потока и экономических показателей в регионе. Данные меры будут способствовать созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и укреплению имиджа Свердловской области в качестве привлекательного туристического направления.

В предложенной концепции кластеризации компаний их степень развития распределяется на функционирующие кластеры, латентные и потенциальные кластеры [4, с. 159]. Основой для такой классификации являются интегрированные показатели, такие как связанность (взаимодействие и сотрудничество), значимость (доля рынка), эффективность (объем инвестиций, объем инновационной продукции и создание рабочих мест). Такой подход позволяет правительству региона выполнять задачи кластерной политики, направленные на повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Это достигается путем создания благоприятных условий и поощрения модернизации и диверсификации экономики региона.

В настоящее время туристическая индустрия является латентным кластером, где определенное количество предприятий начинает объединяться вокруг «ключевого» вида деятельности и развивать устойчивые связи на рынке. Однако полноценный эффект агломерации пока не достигнут, несмотря на созданные органами исполнительной власти региональные условия для развития отрасли. В данном контексте была разработана общая концепция по развитию туристической системы и специальная Программа, а также найдены инвестиции с участием федеральных органов власти. Для стимулирования предпринимательской инициативы также были объявлены конкурсные инвестиции, а инфраструктура в отрасли развивается и привлекает крупный бизнес.

Современные программы развития в туристической сфере привели к формированию и развитию двух основных кластеров – «Гора белая» и «Большая Сысерть». «Гора белая» – это кластер, который имеет свой центр в названом горнолыжном курорте и занимает площадь 2500 квадратных метров. Здесь расположены 16 населенных пунктов и более 100 природных достопримечательностей. «Большая Сысерть» – кластер, находящийся в Свердловской области на расстоянии 40 километров от Екатеринбурга, является проектируемым направлением и имеет площадь 3000 квадратных километров. Здесь расположено более 30 населенных пунктов и более 300 природных территорий.

В 2020 году мировая эпидемия создала условия, при которых туристы были ограничены в возможности выехать за пределы России, а также введены ограничения на въезд иностранных туристов в РФ. Это вызвало потребность в использовании цифровых туристических продуктов, которые позволяют осуществлять контактный доступ к информации о туристических услугах, резервировать и оформлять документы, проводить виртуальные экскурсии и путешествия, а также применять цифровые маркетинговые инструменты и т. д. Из-за пандемии развитие цифрового туризма получило импульс, и, хотя ограничения были сняты, digital-туризм продолжает активно развиваться. Запрет на очное посещение массовых мероприятий и мест сосредоточения людей привел к изменению нашего отношения к онлайн-коммуникации и потреблению информации. В настоящее время мало кто из туристов решается отправиться в путешествие, не предварительно изучив место поездки с использованием ресурсов Интернета.

Формирование устойчивого туризма в настоящее время находится в фокусе внимания, привлекая компьютеризацию, технологические инновации и развитие информационного обеспечения [14, с. 33-36]. Различные инновационные технологии, в том числе сайты, чат-боты, мобильные приложения, Интернет вещей (Internet of Things, IoT), виртуальная реальность массово применяются в туристской индустрии и во всём мире. Они значительно изменили исходные компоненты маркетинга в туристической отрасли, предоставляя новые возможности для повышения клиенториентированности, оптимизации взаимодействия с агентами туристического сервиса, увеличения коммерческого эффекта и создания инновационных форм рекламы. Эти изменения открывают новые горизонты для развития устойчивого туризма.

Два года назад в Свердловской области запущено мобильное приложение. Это голосовой гид Свердловской области «Добро пожаловать на Урал!» (Welcome to Ural). В приложение загружены и доступны пользователям аудио-маршруты по Нижним Таволгам, Нижнему Тагилу, селу Быньги под Невьянском, Сысерти, природному парку Бажовские места. Средства на создание аудиогида были получены в рамках приоритетного национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В контексте развития цифровых технологий в туристической индустрии Свердловской области следует упомянуть о наличии различных сайтов, которые сегодня активно используются туристическими объектами, гостиницами и музеями. На этих сайтах посетители могут не только ознакомиться с предлагаемым спектром услуг, но и осуществить онлайн-бронирование номеров, покупку путевок и билетов, а также заказать экскурсии и другие туристические услуги. Таким образом, разработка мобильного приложения "Welcome to Ural" и наличие различных туристических сайтов являются примерами успешной реализации цифрового компонента в сфере туризма Свердловской области, что способствует удобству и доступности информации для туристов и значительно облегчает организацию их путешествий.

Заключение

В результате обсуждения, мы определили, что в развитии туристического бизнеса Свердловской области в новых реалиях существуют проблемы, и пришли к следующим выводам.

  1. Показатели развития системы туризма в Свердловской области за последние два года показывают рост, что является результатом поддержки государства.
  2. Наиболее острая проблема – тяжёлая экологическая обстановка, которая требует жёстких мер на законодательном уровне, внедрения просветительских программ, семейного обучения, которые год за годом будут формировать культурный код населения, сущностью которого является ответственное и бережное обращение с природными ресурсами. В основе механизма, позволяющего сохранять природные богатства региона в рамках системы туризма, должны лежать законодательные инструменты.
  3. В основу стратегии развития основных видов туризма в Свердловской области заложен кластерный подход. Кластерный подход, более широкое понятие, чем туристической дестинации. Целесообразнее, по нашему мнению, рассматривать развитие туризма с точки зрения «туристической дестинации», что позволяет группировать туристическую деятельность по видам, учитывать региональные особенности потребительских предпочтений, изменять потребительское поведение с учетом экологии. Сама дестинация может быть объектом продвижения на национальном уровне.
  4. При увеличившемся туристическом потоке в Свердловскую область сохраняется нехватка мест размещения. Решение этой проблемы должно учитывать экологическую составляющую.
  5. Проблема, требующая серьёзного внимания – оборудование безопасных мест для купания. Сегодня таких пляжей в Свердловской области нет. Есть надежда, что ситуация с организацией мест для купания разрешится, благодаря поддержке Ростуризма, которую Свердловская область получила в 2023 году на конкурсной основе. На что государство готово выделить 143 миллиона 856 тысяч рублей [8]. Такие меры улучшат экологическую ситуацию региона.
  6. Относительно развито в Свердловской области использование цифровых технологий в туристической области, однако это пока ограничивается мобильными приложениями, сайтами учреждений, электронным бронированием и онлайн-экскурсиями. Повышению эффективности туристических операций способствуют технологические решения, применяемые в других странах, такие как чат-боты, Интернет вещей и виртуальная реальность.

Список литературы

  1. Бокарева А.Р., Давыдкова М.А., Коновалова Е.Е. Использование экологических и ресурсосберегающих технологий в гостиничном бизнесе. // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. М, 2020.
  2. Дестинация как инструмент формирования конкурентных преимуществ туристского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес» Морозов М. А. Львова Т. В. Современная конкуренция 2012 ВАК https://cyberleninka.ru/article/n/destinatsiya-kak-instrument-formirovaniya-konkurentnyh-preimuschestv-turistskogo- (Дата обращения: 19.07.23).
  3. Зырянов А.И. Профильные туристские дестинации // Вестник СПбГУ. Науки о Земле. 2017. Т. 62. Вып. 3. С. 254–265. [Электронный ресурс] https://doi.org/10.21638/11701/spbu07.2017.303 (Дата обращения: 19.07.23).
  4. Использование кластерного подхода в модернизации экономического пространства Российской Федерации / Под ред. Акад. РАН А. И. Татаркина. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. – 559. С 138-150
  5. Национальный экологический рейтинг// Общероссийская общественная организация: Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://greenpatrol.ru/ru/stranica-dlya-obshchego-reytinga/ekologicheskiy-reyting-subektov-rf?tid=474&sid=19923 (Дата обращения: 21.04.23).
  6. Постановление Правительства Свердловской области от 20 октября 2022 года N 697-ПП Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области до 2027 года» Консорциум КОДЕКС: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/406267395 (Дата обращения: 21.04.23).
  7. Постановление Правительства Свердловской области от 28 мая 2020 года N 353-ПП Об утверждении Стратегии природопользования и экологической безопасности Свердловской области на период до 2035 года» // Консорциум КОДЕКС: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/570798035 (Дата обращения: 21.04.23).
  8. Приказ Министерства инвестиций и развития Свердловской области от 17 сентября 2018 года N 194 Об утверждении Концепции Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года» // Консорциум КОДЕКС: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/550192567 (Дата обращения: 21.04.23).
  9. Рапай К. Культурный код. Как мы живём, что покупаем и почему. М, 2008. С. 17–29. [Электронный ресурс]: https://www.labirint.ru/books/308549/(Дата обращения: 23.04.23)
  10. Сборник. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (Дата обращения: 19.07.23).
  11. Территориальная схема обращения с отходами в Тюменской области (распоряжение ДНЭК об утверждении от 30.12.2019 № 45-РД)// Официальный портал органов государственной власти Тюменской области [Электронный ресурс] URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/ecology/production_wastes/more.htm?id=11819219@cmsArticle (Дата обращения: 21.04.23).
  12. Туризм раздвинул границы Екатеринбург №244 от 30.12.2022. С. 12. // Сетевое издание «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/5757004 (Дата обращения: 21.04.23).
  13. Черевичко Т.В. Развитие туризма в условиях зелёной экономики Вестник СГСЭУ. 2019. № 5 (79) // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» (Электронный ресурс) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-turizma-v-usloviyah-zelenoy-ekonomiki/viewer (Дата обращения: 24.07.23).
  14. Шимова О.С. Устойчивый туризм: учеб.-метод. Пособие / О. С. Шимова. – Минск: РИПО, 2014. – 158 с. ISBN 978-985-503-358-6. С. 33-36. [Электронный ресурс]: 09_2111_ustoich_turism.pdf (bseu.by) (Дата обращения 25.07.23).
  15. Электронный журнал. Правда УрФО [Электронный ресурс] URL https://pravdaurfo.ru/novost/433667-minekonomrazvitiya-prigotovilo-15-milliarda-na-turizm-v-urfo (Дата обращения: 19.07.23).

Поделиться

827

Кутарева Л. Г., Швецова В. В. Подходы к устойчивому развитию туризма Свердловской области в условиях «зеленой» экономики // Актуальные исследования. 2024. №2 (184). Ч.III.С. 13-21. URL: https://apni.ru/article/8081-podkhodi-k-ustojchivomu-razvitiyu-turizma-sve

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря