Главная
АИ #2 (184)
Статьи журнала АИ #2 (184)
Основные направления совершенствования прокурорского надзора за исполнением зако...

Основные направления совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

законность
правопорядок
прокурорский надзор
органы административной юрисдикции

Аннотация статьи

В рамках данной научной статьи рассматриваются вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере административной юрисдикции. Анализируется предмет прокурорского надзора, инструментарий осуществления надзора, на основе чего выделяются основные направления прокурорского надзора. Освещаются основные проблемы осуществления надзора, возникающие на практике. Анализируется действующее законодательство, регламентирующее порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции. Выдвигаются предложения по совершенствованию надзора в данной сфере.

Текст статьи

В соответствии с частью 1 статьей 129 Конституцией России Прокуратура определяется как единая федеральная централизованная система органов [1].

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 предметом надзора, осуществляемом Прокуратурой Российской Федерации, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, а также проверка на соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами [2].

Обсуждение в доктрине часто вращается вокруг того, какого характера должны быть акты, надзор над которыми осуществляется прокурором. Вопрос заключается в том, должны ли в надзоре участвовать только нормативные акты или же они включают в себя и ненормативные акты. Мы считаем, что ответ на этот вопрос можно найти в актах органов прокуратуры. Например, в пункте 15 приказа Генеральной прокуратуры России от 2 июня 2010 года № 233 «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «О работе прокурора» по форме «П» и инструкции по его составлению» указывается, что в графе 2 отображаются сведения о выявленных прокурорами в процессе проверок незаконных правовых актах. К таким актам относятся решения, постановления, содержащие обязательные предписания, с юридическими последствиями. Такие акты могут быть нормативными актами, распространяющимися на неопределенный круг лиц, или же индивидуальными актами, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности определенных лиц. Исходя из анализа указанного ведомственного акта, мы приходим к выводу, что надзор за законностью правовых актов индивидуального характера осуществляется наравне с надзором нормативных правовых актов. Органы административной юрисдикции представляют собой совокупность органов государственной власти (на федеративном и региональном уровнях) и органов местного самоуправления, составляют целостную и иерархическую систему. Административная юрисдикция опосредует в целом отношения, связанные с осуществлением государственной власти и управления, то есть деятельность органов государственного управления, а также должностных лиц по рассмотрению и разрешению административных дел, установленная нормами права. Административная юрисдикция также предусматривает применение соответствующих юридических санкций в административном порядке.

В качестве предмета надзора за исполнение законов органами административной юрисдикции ключевым будет являться положение пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 о том, что прокуратура при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяет иные государственные органы. Данное нормативно-правовое предписание представляет собой необходимый ограничитель на пути необоснованного расширения сферы надзора органов прокуратуры. В законодательстве разъясняется, что органы прокуратуры не имеют права инициировать проверку по собственной инициативе. Проверка проводится только на основании полученной от стороннего источника информации о фактах нарушения законов, которые требуют вмешательства прокурора. Более того, такая информация становится основанием для проведения проверки только в том случае, если ее нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения упомянутой проверки. Надлежащие полномочия прокурора не распространяются на меры, предусматривающие немедленное устранение правонарушений [4, с.193].

В качестве одного из направлений совершенствования прокурорского надзора за исполнение законов является нормативное (на ведомственном уровне) определение задач надзора, что позволит обеспечить полноту и всесторонность прокурорского надзора, достижение единых его целей.

В целях формирования соответствующих нормативных требований необходимо законодательно закрепить понятие, цели и порядок прокурорской проверки, определив ее значимость в достижении результативности надзорной деятельности [5, с.122]. На наш взгляд, данный подход позволит установить единый механизм реализации проверочных мероприятий.

Также в доктрине в качестве вектора совершенствования прокурорского надзора в сфере исполнения законов выступает расширение перечня прокурорских полномочий в области координации деятельности правоохранительных органовВ рамках данного направления необходима активизация кадров прокуратуры с целью объединения ресурсов правоохранительной системы: в области противодействия преступности, в нормотворческой сфере, в обеспечении исполнения соглашений, заключенных в рамках международного сотрудничества и др.

Видится целесообразным и расширение перечня субъектов, за исполнением законов, которыми прокуратура вправе осуществлять надзор, путем дополнения п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 указанием на работодателей – физических лиц, что позволит повысить уровень гарантий защиты социальных прав граждан в нашем государстве.

Итак, в качестве основных направлений совершенствования надзора органов прокуратуры за исполнением законов органами административной юрисдикции могут быть выделены:

  1. Совершенствование нормативного материала на ведомственном уровне, а именно – конкретизация задач надзора.
  2. Детализация аспектов проведения прокурорской проверки: понятие, цели и порядок ее проведения.
  3. Нормативное установление порядка проведения проверочных мероприятий по инициативе органов прокуратуры с применением принципа выборочности и установлением формальных критериев достаточности и необходимости количества объектов проверок, определения уровня риска нарушений исполнения законодательства и нарушений законных прав граждан и организаций органами исполнительной власти.
  4. Активизация кадров прокуратуры с целью объединения ресурсов правоохранительной системы.
  5. Совершенствование законодательного регулирования осуществления прокурорского надзора. В качестве одного из аспекта совершенствования законодательства предлагаем выделить расширение перечня субъектов, за исполнением законов, которыми прокуратура вправе осуществлять надзор, путем указания на работодателей – физических лиц.
  6. Выделение обязательных критериев оценки деятельности органов исполнительной власти с целью предварительного выбора объектов прокурорского надзора при проведении проверочных мероприятий в выборочном порядке.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 39. 18.02.1992.
  3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2010 г. № 233 «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «О работе прокурора» по форме П и Инструкции по его составлению» // [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/1357600/.
  4. Сабанин С.Н., Маказиева З.Д. Совершенствование организационно-правовой основы прокурорского надзора за исполнением законов // Право и государство: теория и практика. 2021. №1 (193).
  5. Шепелева Л.Р. Прокурорский надзор за исполнением законов, его сущность и пределы осуществления // Молодой ученый. 2022. № 7 (402). С. 122-123.

Поделиться

880

Сафин А. Р. Основные направления совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции // Актуальные исследования. 2024. №2 (184). Ч.II.С. 53-55. URL: https://apni.ru/article/8083-osnovnie-napravleniya-sovershenstvovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря