В соответствии с частью 1 статьей 129 Конституцией России Прокуратура определяется как единая федеральная централизованная система органов [1].
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 предметом надзора, осуществляемом Прокуратурой Российской Федерации, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, а также проверка на соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами [2].
Обсуждение в доктрине часто вращается вокруг того, какого характера должны быть акты, надзор над которыми осуществляется прокурором. Вопрос заключается в том, должны ли в надзоре участвовать только нормативные акты или же они включают в себя и ненормативные акты. Мы считаем, что ответ на этот вопрос можно найти в актах органов прокуратуры. Например, в пункте 15 приказа Генеральной прокуратуры России от 2 июня 2010 года № 233 «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «О работе прокурора» по форме «П» и инструкции по его составлению» указывается, что в графе 2 отображаются сведения о выявленных прокурорами в процессе проверок незаконных правовых актах. К таким актам относятся решения, постановления, содержащие обязательные предписания, с юридическими последствиями. Такие акты могут быть нормативными актами, распространяющимися на неопределенный круг лиц, или же индивидуальными актами, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности определенных лиц. Исходя из анализа указанного ведомственного акта, мы приходим к выводу, что надзор за законностью правовых актов индивидуального характера осуществляется наравне с надзором нормативных правовых актов. Органы административной юрисдикции представляют собой совокупность органов государственной власти (на федеративном и региональном уровнях) и органов местного самоуправления, составляют целостную и иерархическую систему. Административная юрисдикция опосредует в целом отношения, связанные с осуществлением государственной власти и управления, то есть деятельность органов государственного управления, а также должностных лиц по рассмотрению и разрешению административных дел, установленная нормами права. Административная юрисдикция также предусматривает применение соответствующих юридических санкций в административном порядке.
В качестве предмета надзора за исполнение законов органами административной юрисдикции ключевым будет являться положение пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 2202-1 о том, что прокуратура при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяет иные государственные органы. Данное нормативно-правовое предписание представляет собой необходимый ограничитель на пути необоснованного расширения сферы надзора органов прокуратуры. В законодательстве разъясняется, что органы прокуратуры не имеют права инициировать проверку по собственной инициативе. Проверка проводится только на основании полученной от стороннего источника информации о фактах нарушения законов, которые требуют вмешательства прокурора. Более того, такая информация становится основанием для проведения проверки только в том случае, если ее нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения упомянутой проверки. Надлежащие полномочия прокурора не распространяются на меры, предусматривающие немедленное устранение правонарушений [4, с.193].
В качестве одного из направлений совершенствования прокурорского надзора за исполнение законов является нормативное (на ведомственном уровне) определение задач надзора, что позволит обеспечить полноту и всесторонность прокурорского надзора, достижение единых его целей.
В целях формирования соответствующих нормативных требований необходимо законодательно закрепить понятие, цели и порядок прокурорской проверки, определив ее значимость в достижении результативности надзорной деятельности [5, с.122]. На наш взгляд, данный подход позволит установить единый механизм реализации проверочных мероприятий.
Также в доктрине в качестве вектора совершенствования прокурорского надзора в сфере исполнения законов выступает расширение перечня прокурорских полномочий в области координации деятельности правоохранительных органов. В рамках данного направления необходима активизация кадров прокуратуры с целью объединения ресурсов правоохранительной системы: в области противодействия преступности, в нормотворческой сфере, в обеспечении исполнения соглашений, заключенных в рамках международного сотрудничества и др.
Видится целесообразным и расширение перечня субъектов, за исполнением законов, которыми прокуратура вправе осуществлять надзор, путем дополнения п. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 указанием на работодателей – физических лиц, что позволит повысить уровень гарантий защиты социальных прав граждан в нашем государстве.
Итак, в качестве основных направлений совершенствования надзора органов прокуратуры за исполнением законов органами административной юрисдикции могут быть выделены:
- Совершенствование нормативного материала на ведомственном уровне, а именно – конкретизация задач надзора.
- Детализация аспектов проведения прокурорской проверки: понятие, цели и порядок ее проведения.
- Нормативное установление порядка проведения проверочных мероприятий по инициативе органов прокуратуры с применением принципа выборочности и установлением формальных критериев достаточности и необходимости количества объектов проверок, определения уровня риска нарушений исполнения законодательства и нарушений законных прав граждан и организаций органами исполнительной власти.
- Активизация кадров прокуратуры с целью объединения ресурсов правоохранительной системы.
- Совершенствование законодательного регулирования осуществления прокурорского надзора. В качестве одного из аспекта совершенствования законодательства предлагаем выделить расширение перечня субъектов, за исполнением законов, которыми прокуратура вправе осуществлять надзор, путем указания на работодателей – физических лиц.
- Выделение обязательных критериев оценки деятельности органов исполнительной власти с целью предварительного выбора объектов прокурорского надзора при проведении проверочных мероприятий в выборочном порядке.