Формирование патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность

В статье рассматриваются понятие патриотизма и его влияние на развитие детей. Обращается внимание на необходимость осознанной ответственности и преданности к Родине, а также на важность знания патриотических ценностей. Также отмечается, что патриотическое воспитание является неотъемлемой частью общества и государственных институтов. В статье также уделяется внимание военно-патриотическому воспитанию и его роли в формировании готовности к военной службе. Исследование предлагает методы и формы внеурочной деятельности, которые способствуют развитию патриотических чувств у детей младшего школьного возраста.

 

Аннотация статьи
патриотизм
принципы воспитания
формы воспитательной работы
внеурочная деятельность
методы воспитания
Ключевые слова

В отечественной духовной культуре патриотизм традиционно понимается как любовь к Родине. Однако нельзя сказать, что понимание патриотизма с акцентом на «любовь» (к Родине) исторически полностью оправдалось. Очень легко пользоваться психологическим понятием «любовь», но невозможно ее эмпирически и доказательно зафиксировать при оценке такого судьбоносного для страны явления, как патриотизм. На первое место надо ставить не психологическое - чувство любви, способное легко ускользать, а нравственное - ответственность перед Родиной, за судьбу Родины как устойчивый результат воспитания. К тому же ответственность за сегодняшнее и будущее состояние Отечества соединено с генетическим чувством национально-этнического самосохранения, потому что существует непосредственная зависимость положения человека, нации и народа от благополучия страны. Для условий России судьба каждой входящей в нее нации зависит от целостности и процветания единой страны, единой Родины – России. Иначе, по сравнению с традиционным, расставляя содержательные акценты патриотизма, мы, основываясь на слова И. Д. Лушникова, даем его следующее определение.

Патриотизм – это преданность Отечеству, основанная на осознанной ответственности за судьбу страны, на любви к своему народу и воплощаемая в личной практической деятельности на благо Родины [22]. Сущностные стороны патриотизма взаимосвязаны, и все же критерием патриотизма личности являются ее практические дела на пользу Родине. Быть патриотом можно только на деле; быть патриотом – значит сознательно осуществлять конкретные практические дела на благо, а не во вред нации, народу, государству. В практических делах, а не в правильном слове выражается преданность Отечеству. Но слово, отражающее знание ценности, значимой для Отечества, вызывающее ответственность, адекватные чувства и эмоции, организующие последующую за ними и соответствующую им ценностно-значимую практику, необходимую для процесса патриотического воспитания. Преданность Отечеству, выражаемая практически, должна быть осознанной, основываться на знании патриотических ценностей. В организованном процессе патриотического воспитания слово, несущее истинное знание о ценности, выработанной этногенезом, первично. Но оторванное от адекватных эмоций и практики личности, оно теряет воспитательный смысл. В равной степени и наоборот: правильная сама по себе практика, опережающая знания и убеждения в области патриотических ценностей, оказавшись оторванной от них, становится чисто эмпирической, не возбуждающей мысли и эмоции, и также теряет свой смысл для личности.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

По мнению Л. Д. Лушникова патриотическое воспитание является сердцевиной гражданского и более широкого – духовно-нравственного становления человека. Оно закономерно и органично может быть связано с профессиональным, трудовым, экономическим, экологическим, эстетическим, физическим, спортивным и другими направлениями воспитания, когда личность ориентируется на общее для всех направлений воспитания - на служение Родине [22].

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношение к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения культуры и обычаев культуры разных этносов [31].

Система принципов теории воспитания реализует концептуальную функцию воспитания, следовательно, определяет подходы к отбору содержания, форм и технологий воспитания.

Реализация целей патриотического воспитания школьников основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы образовательного процесса как целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания школьников.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Следуя дедуктивной логике изложения, назовем вначале общие принцип воспитания в целостном педагогическом процессе, далее обозначим принципы, отражающие специфику требований к осуществлению патриотического воспитания [15].

Представленные в классификации Н. Ф. Харламова [36], универсальные принципы воспитания отражают современное понимание требований к теории и практике воспитательного процесса:

  1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, который означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям; принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований;
  2. Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания (разработку содержания, выбор методов, форм и средств воспитания), чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде;
  3. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса;
  4. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции;
  5. Принцип воспитания в труде отражает требование вовлечения воспитанников в общественно-полезную деятельность, в том числе организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран мира;
  6. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов;
  7. Принцип опоры на положительное в личности ребенка требует от педагога веры в позитивные изменения личности в процессе воспитания, в стремление ребенка быть лучше, поддерживать, развивать это стремление;
  8. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив – один из классических принципов советской педагогики, который предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и совместную деятельность, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения;
  9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, что предполагает знание учителем возрастных особенностей и индивидуальных различий школьников, доступных способов их изучения и выбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными воспитанниками;
  10. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности диктует необходимость обеспечения педагогическим коллективом единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса – семьи школьника и социальных институтов, школы [36].

Характеризуя патриотическое воспитание как систему, мы опираемся на обе вышеназванные мировоззренческие позиции. Согласно первой позиции, мы определяем структуру системы патриотического воспитания школьников. Согласно второй мировоззренческой позиции и с учетом результатов исследования В. И. Лутовинова о состоянии, проблемах и направлениях развития системы патриотического воспитания, мы выделяем следующие сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, преобладание организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость. Дадим им краткую характеристику [21].

1. Многофакторность системы – первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено, целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.

2. Систематичность и длительность – вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:

  • целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;
  • отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;
  • организацию процесса патриотического воспитания школьников;
  • контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;
  • определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
  • принятие управленческих решений.

Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.

3. Перспективность – третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.

Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.

4. Комплексность – четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимосвязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.

5. Ступенчатость – пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме – к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.

Приведенные характеристики являются сущностными и могут быть применимы к процессу патриотического воспитания как необходимые, но не вполне достаточные.

Также важной сущностной характеристикой патриотического воспитания является целостность.

6. Целостность – шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников – означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи.

Опираясь на определение философского словаря, мы рассматриваем целостность системы патриотического воспитания школьников как важнейшую сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов.

Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего, единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников заключается:

  • во-первых, в единстве и самостоятельности процессов (стадий, этапов, ситуаций) его образующих;
  • во-вторых, в целостности и соподчиненности входящих в него компонентов;
  • в-третьих, в наличии общего и сохранении специфического.

7. Активность – седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса. По словам Э. В. Ильенкова «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность» [12].

Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:

  • целостность;
  • систематичность и длительность,
  • перспективность,
  • комплексность,
  • ступенчатость,
  • активность.

Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач; отметим, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.

Цели и функции патриотического воспитания учащихся достигаются и реализуются в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Патриотический воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.

Одной из главных функций патриотического воспитания является объединяющее начало, стержень деятельности учащейся молодежи, стимулирующий гражданскую активность, позволяющий ей перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, а именно:

  • ориентирующая функция,
  • мотивационно-мобилизационная функция,
  • информационная функция,
  • организационная функция,
  • преобразующая функция,
  • координирующая функция
  • контролирующая функция,
  • прогностическая функция,
  • коррекционная функция.

Для процесса патриотического воспитания необходимо знать не только его сущность и содержание, но и психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности являются патриотическими качествами. Как и в других моральных качествах, в патриотизме выделяются компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий, волевой, развитие которых требует специальной методики воспитательной работы [30, с. 40-43].

Критерии результативности патриотического воспитания учащихся представляют собой совокупность основных признаков, раскрывающих существенные моменты, параметры, характеризующие его успешность, то есть те условия, факторы, способы, за счет которых обеспечивается наиболее полная реализация возможностей этой деятельности.

Под результативностью патриотического воспитания понимается достижение субъектами, в процессе осуществляемой ими деятельности, поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию знаний у учащихся о государстве.

Критерии результативности патриотического воспитания позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны; не только ее результат, но и процесс его достижения.

Проанализировав множество определений понятия «патриотизм», сущность, функции патриотического воспитания, мы пришли к выводу, что патриотизм социальное явление, связанное с любовью к Родине, отечеству, своему народу, проявляющееся в готовности подчинить свои интересы, интересам государства. Патриот гордится и уважает культурное наследие государства и стремится сохранить его, стремится защищать интересы своего государства и народа. Патриотизм – основа поведения граждан Российской Федерации. Патриотическое воспитание – это воспитание ответственности перед Родиной. Неотъемлемыми частями патриотического воспитания, по мнению
И. Д. Лушникова, являются военно-патриотическое и гражданское воспитание [22].

Младшие школьники – это возраст 7 (8) - 11(12)-летних детей, обучающихся в I – IV классах современной начальной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Социальная ситуация развития ребёнка, сложившаяся в начале младшего школьного возраста, требует определённой деятельности, которая получила название учебной, и которая является главной в данном возрастном периоде. Принято считать, что это деятельность по усвоению знаний. Но эта характеристика недостаточна. В игровой деятельности ребёнок тоже усваивает знания (дидактические игры, например). Учебная деятельность – это деятельность, цель которой является усвоение интеллектуальных и духовных богатств, накопленных человечеством. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий.

Внеурочная деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников

Внеурочная деятельность – важная составляющая целостного образовательного процесса в школе, позволяющая решать широкий спектр задач обучения, воспитания, развития и оздоровления школьников вне классной комнаты, за пределами урока.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [27].

Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно целесообразно решение задач их воспитания и социализации [27].

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

  • творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
  • социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Содержание внеурочной деятельности и ее формы должны соответствовать целям, задачам и планируемым результатам воспитательной деятельности. Вводимый постепенно в школах России новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) предусматривает обязательность внеурочной деятельности в школе и выделение для ее проведения определённого числа (до 10) часов в неделю [27].

Внеурочная деятельность относится к общему, а не дополнительному образованию детей, является обязательной частью основной образовательной программы, финансируется из регионального бюджета. При этом к ее организации могут привлекаться как педагоги школы, так и организации дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени при высокой степени свободы выбора вариантов внеурочной деятельности со стороны детей и их родителей [27].

Частью внеурочной деятельности является патриотическое воспитание младших школьников, и это одна из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Патриотическое воспитание младших школьников – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у детей гражданских качеств особую роль сыграли А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий [19, 24, 28].

Рассмотрим формы воспитательной работы во внеурочной деятельности. Одна из основных форм воспитательной работы – это классный час. Эта форма деятельности способствует формированию у младших школьников системы отношений к окружающему миру [25].

Информационный час – одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания. Основное назначение информационного часа – приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу [25].

Информационный час решает задачи образования (обучающиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни и делах своих сверстников, расширяют кругозор), воспитания (гражданина, патриота, социально активной личности), развития (мышления, коммуникативных навыков, речи, умения работать с текстом).

Устный журнал – это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек), учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива [25].

Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Экскурсия как форма воспитательной работы используется в урочной и внеурочной деятельности. Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д. [25].

Путешествие – это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

Праздник – особая форма воспитательной работы. Праздник – это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что:

  • во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции;
  • во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы;
  • в-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию [25].

По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические и др. Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей, формируют ценностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, основополагающим идеям общества, приобщают к участию в общественной жизни. Народные и календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспитывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку. Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению. Праздники искусства украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным искусством. Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.

Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. КТД - способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А, ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др. [25].

В современной педагогической литературе представлены различные классификации средств и методов воспитания [9].

С нашей точки зрения наиболее удобной и объективной представляется классификация методов воспитания на основе их направленности (Г. И. Щукина) [31].

В соответствии с ней, выделяются 3 группы методов воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, разъяснение, беседа, анализ ситуаций, пример);
  • методы организации деятельности информирования опыта поведения (поручение, упражнение, приучение);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (требование, соревнование, поощрение, наказание).

Рассказ – это один из основных методов нравственно-этического воспитания и предполагает накопление у обучающихся запаса представлений и понятий о тех нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом данный метод основан на переживаниях школьников, через них учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Реализовать методы рассказа и разъяснения возможно при изучении художественных произведений.

Разъяснение – один из наиболее доступных методов нравственно-этического воспитания. Необходимо выяснить, что знают дети о правилах отношений с другими детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятия «доброта», «честность», «справедливость». С помощью данного метода учащимся разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в обществе.

Пример – выбор образца для подражания на основе симпатий, привязанностей, склонностей.

Внушение – некритичное предложение учащимся некоторых желаний, идей, установок. Эффект внушений зависит от авторитета педагога.

Упражнение – многократное повторение поступков с осознанием цели и результатов. Учителю необходимо показать различные пути решения задач, разъяснить сущность и значение воспитываемого качества.

Приучение – организация регулярного выполнения учащимися действий, которые становятся привычными формами поведения. Данный метод состоит из показа и закрепления с повтором.

Требования – непосредственное побуждение ребенка к поступку или действию. Требования должны опережать развитие личности ученика, а также переходить в требования ребенка к самому себе.

По форме выделяют два вида требований:

  • прямые (приказ, указание, предписание);
  • косвенные (просьба, совет, намек).

Также требования разделяют по эмоционально-психологической направленности:

  1. Требование с положительным отношением к ребенку (просьба, одобрение, выражение доверия);
  2. Требование с отрицательным отношением (осуждение, угроза, приказ);
  3. Требование с нейтральным отношением (совет, намек, требование в игровом оформлении).

Соревнование – данный метод повышает мотивацию и активность учащихся. Им заранее предложены различные способы достижения цели и критерии оценивания результатов.

Поощрение – выражение положительной оценки поступка учащегося, вызывающее у него удовлетворение своей деятельностью.

Наказание – выражение отрицательной оценки поступка учащегося. Видами наказания являются порицание, замечания, неодобрение, выговор, осуждение.

На формирование основ патриотизма у учащихся огромное влияние оказывает такой метод воспитания, как создание и анализ ситуаций. В педагогической практике используются следующие виды воспитывающих ситуаций:

  • проблемная – формирование представлений о способах решения проблемы;
  • конструктивная – проектирование поведения в заданных условиях;
  • прогностическая – развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого);
  • оценочная – формирование и развитие навыков оценки;
  • аналитическая – анализ верных и ошибочных действий участников;
  • репродуктивная – словесная или практическая демонстрация уже имеющегося опыта поведения.

В процессе проигрывания различных ситуаций активизируется воображение ребенка. Это имеет большое значение для положительных изменений в нем самом благодаря появлению у него «образа себя», действующего по нравственным законам.

По нашему мнению, наиболее результативным методом патриотического воспитания является беседа.

Беседа – метод убеждения. Ее задачи: формирование патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.

Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Игра – важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и результативный метод воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.

Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необходимые для процесса познания. К ним можно отнести:

Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозможно представить быт белорусского народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.

Русские народные игры (а их известно более 400) синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.

Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.

Социально-педагогические игры. В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, природных объектах.

Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.

Социально-психологические игры. Назначение этих игр - создавать в классе теплую, эмоционально благоприятную атмосферу; формировать дружеские, товарищеские отношения в коллективе; помогать детям в решении проблем, возникающих перед ними в повседневной жизни.

Исходя из вышеизложенного, учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, используются следующие формы и методы:

  • экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, по улицам города, к памятным историческим местам, к православным храмам);
  • коллективные творческие дела («Праздник русской матрёшки» и др.);
  • праздники, посвящённые памятным датам (День Защитника Отечества, День Победы);
  • устные журналы («Исторические страницы нашего города», «Имена на табличках улиц», «Аллея славы»);
  • выставки рисунков и поделок («Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь», «Город прошлого, настоящего и будущего», «Профессии наших родителей», «Ребята нашего двора»);
  • викторины и конкурсы («Знаешь ли ты свой город?», «История родного края», «Профессии людей нашего города»);
  • конкурсы проектов («Зелёный наряд моего двора», «Как сделать город чистым?», «Семейная летопись»);
  • акции («Милосердие», «Забота»);
  • конкурсно-игровые программы («Если армия сильна, непобедима и страна!»;
  • круглый стол («Что значит быть Гражданином?», «Наши права и обязанности», «Славен человек трудом!») и т. д.

Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.

Таким образом, интерес к патриотическому воспитанию у младших школьников проявится, если при планировании занятий учитель будет использовать разнообразные формы воспитательной работы (устный журнал, экскурсия, путешествие, праздник и т. д.). Решая воспитательные задачи классному руководителю важно применять не только методы формирования сознания (рассказ, беседа и т. д.), но и методы организации и стимулирования деятельности и поведения.

Мы рассмотрели формы внеурочной деятельности как средства патриотического воспитания младших школьников и переходим к рассмотрению педагогических условий формирования патриотической воспитанности обучающихся.

Таким образом, в ходе изучения программы, учащиеся получат знания о Родине, её границах, символики, истории возникновения государства. Познакомятся с традициями, народными праздниками и забавами. Изучат особенности наиболее известных декоративно-прикладных промыслов, попробуют себя в роли мастера одного из промыслов. Узнают, что значит быть гражданином, какие права и обязанности имеет гражданин Российской Федерации. Особое внимание в программе уделено Великой Отечественной войне. На занятиях по данному разделу ученики узнают, какой след оставила война в истории семьи. На итоговом занятии школьники подготовят выставку из работ, сделанных на протяжении изучения курса. Это будут рисунки большой и малой Родины, изделия декоративно-прикладного творчества, исследовательские работы, фотографии, отображающие участие детей в акциях, праздниках и в других мероприятиях.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для решения задач патриотического воспитания. Ведь ребенок данного возраста доверчив, склонен к подражанию, внушаем и податлив. Впечатления, пережитые в младшем школьном возрасте, в памяти остаются на всю жизнь. Анализ современной литературы по патриотическому воспитанию позволяет сделать вывод, что тема патриотического воспитания остается актуальной во все времена и ей необходимо уделять особое внимание в образовательном процессе. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. Поэтому одной из главных воспитательных задач образовательного процесса является воспитание патриота – человека, любящего свою родину, всегда готового встать на защиту своей страны и своего народа.

Патриотизм – одна из наиболее значимых ценностей, является важным качеством личности, проявляется в активной деятельности на благо отечеству, характеризует высший уровень развития не только личности, но и государства.

Текст статьи
  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2010.
  2. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] / Г.И. Батурина – М.: Народное образование, 2002 – 112 с.
  3. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов [Текст] / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – М.: Белый ветер, 2007.
  4. Буйлова, Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. – № 6. – С. 39-48.
  5. Витовтова, М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя [Текст] / М.С. Витовтова // Народное образование. – 2012. – № 9.
  6. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2012.
  7. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов // Психология внимания: хрестоматия [Текст] / – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  8. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание [Текст] / В. Даль // ред. Н. Анашина – М.: АСТ, 2014.
  9. Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4-х классах [Текст] / Н.Ф. Дик. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  10. Долгина, Е. С. Патриотизм: функционал, уровни [Текст] / Е. С. Долгина, И. В. Демин // Молодой ученый. №22, 2015.
  11. Ещёркина, О.А. Формирование гражданственности младших школьников [Текст]: методическое пособие/ сост.О.А. Ещёркина. – В.: Учитель, 2007.
  12. Ильенков, Э.В. Что такое личность? [Текст] / Э.В. Ильенков; ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей // Психология личности: тексты. – М.: Издательство Московского университета, 1999.
  13. Ильина, Т.А. Педагогика: общие основы педагогики [Текст] / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 1968.
  14. Князева, В.В. Педагогика [Текст] / В.В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2016.
  15. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст] / В.М. Козубовский - 3-е изд. – Минск, 2008.
  16. Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] http://sch1222uv.mskobr.ru/files/programma%20wospitania.pdf
  17. Концепция патриотического воспитания граждан Российской
  18. Федерации [Электронный ресурс]https://docviewer.yandex.ru/view
  19. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник [Текст] / А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2013.
  20. Крошилина, Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников [Текст] / Г.И. Крошилина // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - № 6. – С. 20-23.
  21. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013.
  22. Лутовинов, А. И. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе: история и современность [Текст] / А.И. Лутовинов, И.В. Метлик, С.П. Поляков – М.: ДОСААФ России, 2010.
  23. Лушников, И.Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации [Текст] / И.Д. Лушников. – В.: ВИРО, 2014.
  24. Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст] / Н. Мазыкина // Воспитание школьников. – 2002. – № 6.
  25. Макаренко, А.С. Доклад в педагогическом училище [Текст] / А.С. Макаренко – М.: АПН РСФСР, 1951.
  26. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста [Текст] / М.Д. Маханева - М.: АРКТИ, 2004.
  27. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2013.
  28. Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ОО [Электронный ресурс] http://kirovipk.ru/sites/default/files/files/malova_vneurochnaya_deyatelnost.pdf
  29. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] / И.А. Пашкович. – В: Учитель, 2006.
  30. Сидоров, Е.А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во внеурочной деятельности школы [Текст] / Е.А. Сидоров // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 40-43.
  31. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов - М.: ИЦ Академия, 2013.
Список литературы