Администрация городского округа ЗАТО п. Горный обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с иском о признании права администрации городского округа ЗАТО п. Горный на бессрочное (постоянное) пользование земельным участком площадью 234 га, полученного согласно Государственного акта № 22, выданного Главой администрации Улетовского района в 1977 году на основании Решения исполкома Читинского областного Совета депутатов трудящихся от 25 августа 1977 года № 0545, расположенного в установленных Государственным актом границах и находящимся на территории зоны жилой постройки и зоны отдыха ЗАТО п. Горный Забайкальского края.
Решением исполкома Читинского областного Совета депутатов трудящихся от 25 августа 1977 года № 0545 утверждена поселковая черта поселка Чита-46. В соответствии с планом границ поселка общая земельная площадь поселковых земель составила 233,94 га.
Согласно Государственного акта № 22, выданного Главой администрации Улетовского района в 1977 году, администрация города Чита-46 получила в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 234 га для застройки города (поселка) Чита-46. Данный Акт зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за № 148. Положение о городской (поселковой) черте также подтверждено в статье 27 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле» от 28 февраля 1990 года.
Пункт 12 статьи 3 Закона № 137-ФЗ гласит, что предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками, соответствует предусмотренному ЗК РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно пункта 3 статьи 6 Закона «О ЗАТО», все земли, за исключением находящихся в федеральной собственности, находятся в ведении органов местного самоуправления данного образования.
Согласно пункта 1 статьи 2 Закона «О ЗАТО», предложение об изменении границ ЗАТО (а при изменении границ меняется и площадь земельного участка, находящегося в ведении органов местного самоуправления), вносится только Правительством Российской Федерации, а решение принимается исключительно Президентом Российской Федерации.
Следовательно, любые правовые акты, принятые органами власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления района, и направленные на изменение границ и размеров земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления ЗАТО, будут недействительными в силу закона.
Вместе с тем, решением Улетовского районного собрания депутатов № 276 от 30.04.2004 года «О предоставлении земельного участка площадью 56772,09 га в постоянное (бессрочное) пользование 36 квартирно-эксплуатационной части района Сибирского военного округа, для подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных сил Российской Федерации», был передан земельный участок с кадастровым номером 75:19:0:0002. 5 мая 2004 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись.
Согласно части 1 Решения, земельный участок расположен на территории Дровянинского гарнизона, п. Горный, п.Горный-1 Улетовского района. Следовательно, орган местного самоуправления одного муниципального образования распорядился имуществом иного муниципального образования. Собрание депутатов Улетовского района распорядилось земельным участком, на котором находилось ЗАТО Горный.
Полученный администрацией ЗАТО п. Горный (г.Чита-46) в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 234 га оказался в границах участка 75:19:0:0002. Тем самым было нарушено право администрации ЗАТО п. Горный на бессрочное (постоянное) пользование земельным участком площадью 234 га, расположенного в границах ЗАТО.
Согласно пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК Российской Федерации», до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, нормы, закрепленные в статье 19 Федерального закона № 122-ФЗ, которые предоставляли государственному регистратору действовать, по сути, из своего понимания каждой конкретной ситуации, привели к нарушению прав землепользователя.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении исковых требований отказано. Апелляционная и кассационные инстанции оставили решение без изменения. В передаче дела № А78-7437/2009 Арбитражного суда Забайкальского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора отказано.
Попытаемся понять, в чем могут быть причины такого негативного результата. Не лишним будет внимательное ознакомление с текстом распорядительной части Решения № 276. В ней записано следующее:
«1. Предоставить 36 квартирно-эксплуатационной части района Сибирского военного округа (ИНН 7533000310) в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок кадастровый номер 75:19:0:0002 из земель обороны и безопасности площадью 56772,09 га, расположенный на территории Дровянинского гарнизона, п. Горный, п.Горный-1 Улетовского района для подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных сил Российской Федерации (размещение военных учреждений и жилых объектов, дислокация войск).
2. Комитету экономики и управления муниципальной собственностью Администрации Улетовского района внести соответствующие изменения в земельно-учетную документацию и реестр плательщиков земельного налога».
Следовательно, районные депутаты:
- Распорядились федеральной собственностью, а не муниципальными землями (земли обороны и безопасности являются федеральной собственностью).
- Приняли решение в отношении территории другого муниципального образования (согласно Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 23.07.1993 № 5572-I поселок Горный (г.Чита-46) является закрытым административно-территориальным образованием, согласно Постановления Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 поселок Горный является административным центром ЗАТО Горный).
Можно ли это охарактеризовать как превышение полномочий и разве этого недостаточно, чтобы принятое органами местного самоуправления района решение было отменено, а последствия устранены и приведены к исходному состоянию?
Следующий шаг органов военного управления – регистрация права федеральной собственности на земельный участок.
Вот как звучит пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» в редакции, действующей до 26.06.2007 года:
«10. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности».
Эту норму очень творчески использовали органы военного управления совместно с муниципальными органами власти – в регистрирующий орган подано соответствующее заявление. Право федеральной собственности на земельный участок было зарегистрировано.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает известный нам судебный акт, а городской округ ЗАТО п. Горный утрачивает возможность распоряжаться земельными участками, право на которые у него было по ранее действующему законодательству.
Итоговый результат по делу свидетельствует о том, что суды всех инстанций, принимая судебные акты, руководствовались исключительно действующим законодательством Российской Федерации, игнорируя гражданское и земельное законодательство РСФСР и СССР.