Главная
Конференции
Современная парадигма развития науки, технологий и образования
Причины проблем, возникающих при предоставлении земельных участков, находящихся ...

Причины проблем, возникающих при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности и предложения по их решению

Автор(-ы):

Дудник Андрей Генрихович

10 января 2024

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

генеральный план
развитие муниципального образования
земельный участок
Минообороны

Аннотация статьи

На основании имеющегося в распоряжении автора документооборота и информации Росреестра, в статье раскрываются некоторые причины, по которым передача земельных участков из государственной собственности в муниципальную собственность осуществляется в срок, выходящий за рамки разумного.

Текст статьи

«Мужичок на одной ноге» – известная карикатура 1860-х годов. Сопровождалась текстом: «Что ты, мужичок, на одной ноге стоишь? Да другую, вишь, поставить некуда. Везде вашей милости землица. Боюсь, еще за потраву судить будете». В нашем случае «мужичок на одной ноге» – городской округ ЗАТО Горный.

В собственности и пользовании г. Чита-46 (п. Горный) до 2004 года имелось 1338 га. В 2014 году был разработан, а в 2015 году утвержден генеральный план городского округа ЗАТО Горный. Новые улицы, новые дороги, новые участки для среднетаежного и индивидуального строительства, рост населения – всё это предусмотрено генеральным планом. Спустя всего восемь лет из общей площади ЗАТО Горный в 623,2 га в муниципальной собственности находится менее 8 процентов – 49 га, на которых размещены строения бывших гаражных кооперативов, заброшенный земельный участок под бывшим муниципальным рынком и автомобильная дорога протяженностью 6,4 км, которая «висит» в воздухе, так как земельные участки под дорогой, по необъяснимым причинам, в муниципальную собственность не передаются. Так же «висят» десятки многоквартирных домов, земельные участки под которыми не поставлены на кадастровый учет ввиду отказа регистрирующего органа. А земельные участки, на которых в 1960-х годах были построены индивидуальные жилые дома, которые приватизированы и в которых проживают зарегистрированные граждане, по заключению Министерства обороны Российской Федерации используются «для нужд Минобороны России». И на основании такого заключения невозможно осуществить зонирование территории, утвержденного как генеральным планом, так и Правилами землепользования и застройки. И, как следствие, нельзя осуществить передачу земельных участков из государственной собственности.

К сожалению, ни федеральные законы Российской Федерации, ни постановления Правительства Российской Федерации, действующие в сфере земельных отношений, не гарантируют и не обеспечивают передачу земельных участков из государственной собственности в собственность муниципальную в той мере, в какой требуется для осуществления полномочий органов местного самоуправления.

Попытки согласовать документы, касающиеся формирования новых земельных участков и передачи этих участков из федеральной собственности в муниципальную собственность, вновь и вновь упираются во внутриведомственные регламенты Минобороны России. Документы с просьбой об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, поступающие в Департамент имущественных отношений Минобороны России – орган уполномоченный на распоряжение федеральной собственностью, закрепленной за Минобороны России, направляются в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с целью проверки на предмет наличия лесов на испрашиваемом земельном участке. Для оформления заключения еще необходима позиция органов военного управления различных уровней.

ФГКУ «УЛХиП» МО РФ направляет запрос в органы управления военным округом. После длительного рассмотрения должностными лицами запрос уходит далее – в органы управления объединения, потом – в органы управления соединения и в конечном итоге поступают начальнику гарнизона. С его резолюцией о согласовании или об отказе в согласовании, документы начинают обратный путь. В чем же проявляются проблемы выполнения такого регламента?

Во-первых – время. На согласование документов об утверждении схемы всего на 10 земельных участков понадобилось полтора года. Затем процедура осуществления государственного кадастрового учета, при которой документы в регистрирующий орган направляет (согласно тому же регламенту) филиал ФГКУ «УЛХиП» МО РФ – от трех до шести месяцев.

Затем, после получения Выписки из ЕГРН о вновь созданном земельном участке, в ДИО МО РФ направляется заявление с просьбой передать в собственность городского округа земельные участки с указанием их кадастровых номеров и местами расположения. Документы, поступившие в Департамент, снова направляются по ранее озвученному маршруту и прежним порядком – в адрес ФГКУ «УЛХиП» МО РФ, в адрес военного округа, ниже, еще ниже, и, наконец, попадают к тому же начальнику гарнизона. И даже если это тот же самый человек, который полтора года назад согласовал схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, он не согласовывает передачу участков, потому как ответственность за разбазаривание государственной собственности никто не отменял. Документы с отрицательной резолюцией начинают обратный путь. Но даже при положительной резолюции время регистрации муниципальной собственности занимает очень значительное время.

Так документы с просьбой согласовать границы земельного участка, находящегося под зданием плавательного бассейна, на который было уже зарегистрировано право муниципальной собственности, направлено в уполномоченный орган в декабре 2015 года. Кадастровый номер земельному участку присвоен в июне 2017 года, право муниципальной собственности зарегистрировано в июне 2021 года. Минуло пять с половиной лет. Глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации уже действовала. При этом, мы не можем говорить о том, что актуальное земельное законодательство обеспечивает передачу земельных участков, находящихся в государственной собственности надлежащим и эффективным образом.

Во-вторых – смена исполнителей, уполномоченных на принятие решения. В течение 2022–2023 годов сменилось несколько ответственных должных лиц. Назначены новые, которые не отвечают за решения, принятые их предшественниками, и которым, в общем-то, безразличны проблемы органов местного самоуправления. Документ, ранее согласованный с одним должностным лицом, чаще всего не может быть позже согласован с другим. Лишиться должности и свободы не желает никто. При этом должностное лицо «на земле» отказывает в согласовании просто не желая рисковать, а должностное лицо в «центральном аппарате» отказывает, просто ссылаясь на отказ внизу. «Круговая порука мажет как копоть…» – (гр.Наутилус Помпилиус).

Напрашиваются следующие предложения:

  • ввести норму в Земельный кодекс РФ (иной НПА), согласно которой в случае отсутствия согласования в течение 3-х месяцев, схема земельного участка на кадастровом плане территории будет считаться согласованной;
  • ввести норму в Земельный кодекс РФ (иной НПА), согласно которой отказ в согласовании схемы земельного участка либо отказ в передаче земельного участка из государственной собственности в муниципальную собственность по причине, не предусмотренной законодательством, не будет приниматься во внимание уполномоченным регистрирующим органом.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием [от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.)] // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (09 окт. 2023).
  2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федер. закон [от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 44. – Ст.4147 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consultant.ru (09 окт. 2023).
  3. О закрытом административно-территориальном образовании: закон РФ [от 14.07.1992 № 3297-1] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 33, Ст. 1915 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consultant.ru(09 окт. 2023).
  4. Об обороне: федер. закон [от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 23. – Ст. 2750 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consultant.ru (09 окт. 2023).
  5. Об установлении поселковой черты поселка Чита-46: решение исполкома Читинского облсовета [от 25.08.1977 г. № 0545].
  6. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. Закон [от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 30. – Ст. 3615 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consultant.ru (09 окт. 2023).

Поделиться

133

Дудник А. Г. Причины проблем, возникающих при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности и предложения по их решению // Современная парадигма развития науки, технологий и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 янв. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 51-53. URL: https://apni.ru/article/8090-prichini-problem-voznikayushchikh-pri-predost

Другие статьи из раздела «Юридические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая