Прыжки на лыжах с трамплина представляют собой самостоятельный вид спорта, требующий специально оборудованных трамплинов. Они входят также в программу лыжного двоеборья, а соревнования проводятся под эгидой Международной Федерации лыжного спорта. За последние годы изменились требования к профилю трамплинов, улучшилась экипировка прыгунов, появились аэродинамические комбинезоны, ботинки и лыжи. Всё вместе взятое, включая работу над современной техникой прыжков, позволили значительно улучшить спортивные результаты спортсменов. Долгие годы наши спортсмены имели далеко не лучшие результаты в прыжках на лыжах с трамплина. Они отставали от зарубежных мастеров. В связи с этим потребовались исследования техники для повышения спортивных результатов в прыжках на лыжах с трамплина [4].
Для полного и последовательного анализа техники прыжков необходимо выделит его составные части: «старт», «разгон», «отталкивание», «полёт» «приземление». При этом в прыжке на лыжах с трамплина определяющую роль играет отталкивание. Оно связано с разгоном и влияет на все последующие фазы прыжка. Поэтому целью данного исследования стало особенностей техники отталкивания и его связи с фазами прыжка на лыжах с трамплина.
При разгоне прыгун отталкивается руками от скамейки, быстро принимает низкую посадку – стойку разгона, что позволяет принять обтекаемое положение, тем самым увеличивая первоначальную скорость. Очень важно распределить вес тела на обе стопы и удерживать туловище в горизонтальном положении к склону разгона трамплина. Голени при этом свободно наклонены вперёд, сохраняя острый угол, голова находится в естественном положении, чтобы свободно видеть стол отрыва. Стойка прыгуна на разгоне должна быть индивидуально удобной и свободной. А это зависит от гибкости голеностопных суставов. При недостаточной гибкости, чтобы предотвратить смещение общего центра тяжести (ОЦТ) и опору на пятки, прыгун вынужден несколько поднимать таз, что является ошибкой. А надо принять более выгодное аэродинамическое положение, способствующее, меньшей затрате энергии, наиболее выгодному положению для толчка [4].
Подход к отталкиванию и само отталкивание, связаны между собой. При подходе к отталкиванию прыгун как бы прицеливается, сосредотачиваясь на само отталкивание. К моменту толчка прыгуну нужно максимально и под более острым углом голени подать вперёд, а туловище необходимо удерживать в горизонтальном положении к столу отрыва [5]. Это будет способствовать перенесению ОЦТ на переднюю часть стоп во время самого толчка. При этом нельзя допустить ранний перенос ОЦТ вперёд, что может привести к слишком раннему толчку и м потере длины прыжка. Это также приведет к излишнему наклону со стола отрыва.
Переход непосредственно к толчку есть чрезвычайно важный и сложный момент прыжка. Он также зависит и от трамплина различной мощности, так как скорость на разгоне не будет одинаковой. Если скорость будет большой, то перенесение ОЦТ на переднюю часть стоп будет несколько больше, а уход со стола отрыва будет более активен, чем на трамплинах малой мощности. В зависимости от вариантов отталкивания меняется и момент толчка. С изменением профиля горы разгона: радиуса горы, если он стал намного больше и длиннее, то центробежная сила, стала слабее [6]. При этом условии прыгуна меньше прижимает к столу отрыва к моменту толчка. Здесь будет очень важен поэтому временной фактор подхода к толчку, что увеличивает и усложняет начало отталкивания. Сам толчок является решающим фактором техники исполнения прыжка и его результативности. Отталкивание нужно делать с усилением к завершению момента толчка. Регистрация идеального толчка при видеосъёмке показывает, что происходит несколько неполное разгибание ног на конце стола отрыва. Заканчивается оно лишь в начале взлёта (1-3 метра от стола). Следует отметить, что полное выпрямление ног не увеличивает подъем ОЦТ, не увеличивает и силу отталкивания.
Своевременно выполненный толчок должен обеспечить выход на высоту и правильный переход в горизонтальную траекторию полёта. Позднее отталкивание вызывает дергающее выпрямление ног после отрыва от стола и сокращает длины прыжка. Также и раннее отталкивание снижает длину прыжка, искусственно укорачивая разгон. Если гибкость голеностопных суставов недостаточна, то прыгун вынужден приподнимать таз при разгоне, стойка перед толчком будет выше, что увеличивает лобовое сопротивление. Толчок при этом выполняется за более короткое время, требует большой «взрывной» силы ног и большей быстроты реакции на столе отрыва. Хороший толчок может быть выполнен с быстрым коротким приседанием, поскольку напряженные мышцы как бы быстро растягиваются, вызывая сильное раздражение чувствительных нервных окончаний в мышцах. В ответ на это следует рефлекторная двигательная реакция, которая находится в прямой зависимости от силы растяжения. Но таким выполнением прыжка могут воспользоваться более квалифицированные спортсмены из-за большой сложности выполнения. Прыгуну с хорошей подвижностью и гибкостью в голеностопных суставах, следует выталкиваться из низкой стойки с мягким ускорением разгиба ног [1]. Это способствует не только увеличению пути ОЦТ, но и длине прыжка. Толчок из низкой стойки позволяет быстрее выйти в наклон со стола отрыва. Такой вариант толчка, особенно выгоден на трамплинах с большей мощностью. В момент толчка необходимо вывести голени с максимально острым углом вперёд, а туловище дольше удерживать горизонталь относительно плоскости стола отрыва. первоначально толчок должен выполняться ногами, а туловище должно помочь вытолкнуть ноги. При этом общий центр тяжести переносится на переднюю часть стоп и это обязательное условие успешного толчка. Без соблюдения такого условия не будет обеспечен мощный, направленный выход вверх и вперёд со стола отрыва.
Взлёт является короткой частью полёта, в которой траектория полёта направлена немного вверх относительно стола отрыва. При отрыве от стола и взлёте нужно рассматривать лыжника и лыжи как одну систему, поскольку образуется единая поверхность опоры на воздушную подушку, а причем лыжи занимают 70-75% системы «лыжник-лыжи» [2].
После отрыва от стола прыгуну нужно очень быстро поднять носки лыж вверх, развести их в стороны, в таком случае лыжи не закроют полезную площадь опоры, создаваемую и телом самого прыгуна. Взлёт должен быть выполнен с минимальным лобовым сопротивлением, что почти не потребует дополнительных усилий спортсмена. Взлёт и полёт будут красивыми и обеспечат длину прыжка [6].
Так, полёт зависит от силы и направленности толчка. При современной экипировке длина и ширина лыж увеличилась, в полёте носки лыж стали разводиться в стороны, что увеличивает подъемную планирующую силу и уменьшает лобовое сопротивление. После взлёта траектория полёта постепенно снижается и от прыгуна требуется максимально удерживать аэродинамически активное положение с помощью некоторого увеличения наклона вперёд. Это выполняется слитно и естественно [3].
Следует обращать внимание на соотношение высоты каблуков прыжковых ботинок и длину жгута, фиксирующего каблуки. Это определяется чисто индивидуальным опытным путем. При большой гибкости голеностопных суставов жгут может быть короче, и наоборот. При этом следует учитывать, насколько удобно прыгуну в полёте, а также и его самочувствие, и мимику. Она не должна быть искаженной. Чем больше прыгун уйдёт вперёд во время взлёта и больше разведет лыжи, тем благоприятнее будут аэродинамические условия для выполнения полёта.
При приземлении ошибкой прыгунов надо считать раннее раскрытие, т.е. выход из наклона, что вызывает быстрое снижение траектории полёта, более усиленный удар в момент приземления, а также и затрудняет сохранение равновесия. Все это снижает оценку техники и длину прыжка. К приземлению подходят с максимальным выпрямлением в тазобедренных суставах, более активным натяжением туловища и ног. Это удлинит траекторию полёта, смягчит удар при приземлении [2].
Таким образом, современные исследования техники прыжка на лыжах с трамплина у спортсменов высокой квалификации позволили выявить особенности отталкивания и его связи с фазами прыжка на лыжах с трамплина, где важную роль играет индивидуальная коррекция техники с учётом антропометрических особенностей спортсмена, его физической подготовленности, профиля трамплинов и экипировки.