Главная
АИ #2 (184)
Статьи журнала АИ #2 (184)
Применение информационных технологий и межведомственное взаимодействие в пожарно...

Применение информационных технологий и межведомственное взаимодействие в пожарном надзоре

Автор(-ы):

Карабанова Ксения Александровна

11 января 2024

Научный руководитель

Якимова Людмила Анатольевна

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

пожарная безопасность
пожарный надзор
межведомственное взаимодействие
информационные технологии

Аннотация статьи

Большое внимание в МЧС уделяется системам предупреждения населения о ЧС. Для оперативного и эффективного предупреждения населения о возможных ЧС также используются системы гражданской обороны, которые включают в себя сирены, громкоговорители, радиосвязь и другое оборудование, предназначенное для массового оповещения и эвакуации населения. Такие системы позволяют оперативно информировать людей о происходящем ЧС и указывать на необходимые действия для сохранения жизни и здоровья. Однако, помимо технических средств, важную роль в системах предупреждения о ЧС играет также организация и координация сил и средств. МЧС разрабатывает специальные планы предупреждения и реагирования на ЧС, проводит тренировки и учения, обучает население правилам безопасности и действиям в случае ЧС. Таким образом, использование современных технологий и развитие систем предупреждения населения позволяют своевременно и эффективно информировать людей о возможных угрозах и принимать необходимые меры для защиты их жизни и здоровья.

Текст статьи

Для обеспечения комплексной безопасности, включая пожарную безопасность, государство должно разрабатывать и проводить эффективные меры предотвращения пожаров, а также обеспечивать быстрое и компетентное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В Российской Федерации существует система мер по пожарной безопасности, включающая разработку нормативных документов, строительных и пожарно-технических норм, а также контроль за их соблюдением. Государство также осуществляет мероприятия по обучению населения, проведению пожарных учений и информированию о правилах безопасности в случае пожара.

Однако ситуация с пожарами в России все еще остается серьезной. Число пожаров и погибших при них людей продолжает быть высоким. Для решения этой проблемы требуется не только усиление контроля за соблюдением норм безопасности и повышение осведомленности населения, но и модернизация пожарной техники и организация современной системы пожаротушения. В целях обеспечения комплексной безопасности, включая пожарную безопасность, государство должно также активно сотрудничать с международными организациями и другими странами, обмениваться опытом и передовыми технологиями в области пожаротушения. Разработка и внедрение инновационных решений, таких как автоматические системы обнаружения и тушения пожаров, также могут значительно улучшить пожарную безопасность. Обеспечение комплексной безопасности, включая предотвращение и борьбу с пожарами, является одной из основных задач государства, и эта задача должна быть решена приоритетно и эффективно.

По данным рис. 1–2, видно, что в 2022 г. в России в результате 352 602 пожаров погибло 7 776 чел. [2; 4, с. 6-11].

Рис. 1. Количество пожаров на территории Российской Федерации в 2018–2022 гг. (источник: [2])

Рис. 2. Количество погибших на пожарах на территории Российской Федерации в 2018–2022 гг. (источник: [2])

Большая часть возгораний в 2019 г. пришлась на объекты на открытых территориях – 62,9% пожаров (рис. 3) [2].

Рис. 3. Объекты возникновения пожаров в России (источник: [2])

Внедрение цифровых технологий в надзорно-профилактическую деятельность ГПН позволит эффективнее выявлять и анализировать потенциально опасные объекты, отслеживать и контролировать соблюдение пожарной безопасности, а также оперативно реагировать на возникающие угрозы.

Одним из примеров таких технологий может быть использование системы мониторинга пожароопасности. Эта система будет собирать и анализировать данные о состоянии объектов, их оборудовании, условиях противопожарной безопасности и других факторах, влияющих на вероятность возникновения пожаров. На основе полученной информации можно будет определить объекты, требующие повышенного внимания и затрат, и выработать соответствующие меры по их усилению.

Также важно внедрение цифровых систем управления и диспетчеризации процессов пожаротушения. Это позволит координировать действия пожарных команд и оперативно реагировать на происшествия, ускоряя время реагирования и уменьшая потери в результате пожара.

Кроме того, использование цифровых технологий позволит автоматизировать процессы сбора и анализа информации о возникновении пожаров и их последствиях. Это поможет проводить более глубокий анализ причин и условий возникновения пожаров, выявлять тренды и позволяет прогнозировать возможные угрозы, а также разрабатывать эффективные меры по устранению их последствий.

В целом, применение цифровых технологий в деятельности ГПН позволит повысить эффективность профилактических мер, улучшить управление процессами предотвращения и тушения пожаров, а также сократить потери, связанные с пожарами, как для граждан, так и для бизнеса.

Такая программа может включать в себя стандартизированные критерии и методы оценки состояния объектов, а также автоматизированные системы сбора и анализа данных. Это позволит ускорить процесс проверки объектов на соответствие требованиям пожарной безопасности и устранения выявленных нарушений.

Также важным аспектом является использование современных информационных технологий в работе ГПН. Это может быть внедрение системы электронного документооборота, базы данных объектов пожарной безопасности, а также средств контроля и мониторинга состояния объектов. Такая автоматизация позволит сократить время на выполнение рутинных операций, улучшить доступность и актуальность информации, а также повысить эффективность работы инспекторов [6].

Однако, для успешной реализации этих мер необходимо уделить большое внимание подготовке и обучению сотрудников ГПН. Они должны быть грамотными в области использования информационных технологий, уметь анализировать и интерпретировать полученные данные, а также быть готовыми к использованию новых методов и подходов в работе. Проведение систематического обучения и повышения квалификации персонала является неотъемлемой частью успешной реформы системы организации деятельности ГПН.

В заключение эффективная организация деятельности ГПН в условиях увеличения числа опасных объектов требует более динамичной, информационно обеспеченной и инновационной системы. Создание единой программы оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности, использование современных информационных технологий и повышение квалификации сотрудников ГПН являются ключевыми направлениями в реализации данной задачи.

«SUPERVISION 2.0» является инновационным мобильным приложением, разработанным для упрощения и оптимизации работы сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПН) с помощью использования современных информационных технологий [5].

Проект «SUPERVISION 2.0» основан на принципах системности и комплексности и включает в себя четыре основные составные части:

  1. Приложение: основная часть проекта, которая содержит программу для оценки соблюдения гражданами требований пожарной безопасности и автоматического принятия мер по результатам проверки.
  2. Система оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности: включает в себя кластер информации, в котором содержатся все необходимые регламентирующие документы, формулы, расчеты, справочные и консультативные данные. Это обеспечивает быстрый и удобный доступ к необходимым материалам для проведения проверок и принятия решений.
  3. База данных: содержит информацию о проведенных работах на инспектируемых объектах и принятых мерах по результатам проверок. Это позволяет вести учет и анализ проведенных проверок, а также обеспечивает хранение и доступ к историческим данным.
  4. Система оценки работы сотрудника ГПН: соответствует приказу МЧС России от 15 января 2014 года № 12 «Инструкция по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России». Эта система позволяет оценивать профессиональные навыки и результативность работы сотрудников ГПН.

В целом, проект «SUPERVISION 2.0» представляет собой комплексное решение для упрощения и оптимизации работы сотрудников ГПН с использованием современных технологий и системного подхода. Это помогает повысить эффективность и качество проверок, снизить риски пожаров и обеспечить безопасность граждан.

В соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок инспектором ГПН после получения уведомления о планируемой проверке:

  1. Ознакомление с деталями проверки: Инспектор должен прочитать уведомление о планируемой проверке, чтобы узнать, какие именно требования пожарной безопасности будут проверяться, где проводится проверка и какие сроки установлены для этого.
  2. Ознакомление с требованиями: Инспектор должен проверить, какие требования к пожарной безопасности существуют для данного типа объекта. Это могут быть законодательные требования, строительные кодексы, стандарты или другие нормативные акты.
  3. Предыдущие проверки: Инспектор может просмотреть результаты предыдущих проверок данного объекта, чтобы оценить, какие проблемы были выявлены ранее и как эти проблемы были устранены. Это поможет инспектору понять, есть ли у данного объекта история нарушений и какие нарушения могут быть повторяющимися.
  4. Статистика устранения нарушений: Инспектор может изучить статистику по устранению нарушений, чтобы понять, насколько эффективным было устранение проблем в прошлом. Это также может помочь инспектору сформулировать рекомендации по последующему устранению выявленных нарушений.
  5. Подготовка к проверке: на основе всей полученной информации инспектор должен подготовить все необходимые материалы и инструменты для проведения проверки. Это может включать проверку соответствия плана пожарной безопасности, осмотр технического оборудования, проверку доступности путей эвакуации, проверку исправности противопожарных систем и других проверок в зависимости от типа объекта.
  6. Проведение проверки: на установленную дату инспектор должен провести проверку объекта в соответствии с планом. Он должен внимательно просмотреть все необходимые документы, осмотреть объект и обратить внимание на наличие каких-либо нарушений требований пожарной безопасности.
  7. Составление отчета: после проведения проверки инспектор должен составить подробный отчет о результатах проверки. В отчете должны быть указаны все выявленные нарушения, рекомендации по устранению этих нарушений и сроки требуемых действий.

Процесс проверки может повторяться ежемесячно для разных объектов, в соответствии с планом проведения проверок, загруженным в программу и обновляемым каждый год.

В базе данных хранятся все результаты пожарных инспекций, которые проводятся в различных объектах. База данных обеспечивает централизованное хранение информации, делая ее доступной для проверки и анализа всем заинтересованным организациям и лицам, в том числе для органов государственного пожарного надзора. Такой подход позволяет повысить эффективность и прозрачность процесса пожарного надзора, а также обеспечивает быстрый доступ к необходимой информации и своевременное принятие мер по устранению несоответствий требованиям пожарной безопасности. Кроме того, электронное оформление и отправка документа через портал Госуслуг сокращает временные затраты на обработку бумажной документации и упрощает процесс взаимодействия между инспектором ГПН и юридическим лицом [6].

Электронные услуги включают в себя возможность подачи заявок на получение разрешения на строительство или реконструкцию объектов пожарной безопасности, прохождение обязательной пожарно-технической экспертизы, получение разрешения на эксплуатацию объектов и другие.

Кроме того, МЧС России активно использует цифровые технологии для мониторинга и контроля пожаров. Беспилотные летательные аппараты и дистанционные системы наблюдения позволяют оперативно выявлять пожарные очаги и оценивать ситуацию на месте происшествия.

Внедрение информационных технологий в деятельность МЧС России позволяет повысить эффективность предупреждения и тушения пожаров, а также улучшить работу по обеспечению пожарной безопасности на предприятиях и в быту.

Внедрение информационной системы позволит значительно повысить эффективность работы инспекторов по пожарному надзору. Благодаря цифровизации, обмен информацией между инспекторами и проверяемыми предприятиями будет более оперативным и прозрачным, что способствует повышению безопасности и снижению риска возникновения пожаров.

Кроме того, электронное взаимодействие между МЧС и другими ведомствами также ускорит обмен информацией и совместное реагирование на возможные чрезвычайные ситуации. Это позволит оперативно координировать действия и улучшить систему реагирования на пожары и другие происшествия.

Цифровая информация, собранная в рамках системы, будет использоваться для проведения аналитических исследований, что позволит выявить тренды и особенности возникновения пожаров, а также разработать эффективные меры профилактики и предотвращения подобных происшествий.

Полное внедрение единой информационной системы надзорно-профилактической деятельности в России позволит существенно повысить уровень безопасности и снизить риски возникновения пожаров. Данная система станет надежным инструментом для координации и контроля за выполнением требований пожарной безопасности, что в свою очередь способствует защите жизни и здоровья граждан, а также сохранению имущества.

По направлению МЧС распоряжением МЧС России от 20.05.2022 № 497 утверждена Ведомственная программы цифровой трансформации МЧС России на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов [1].

Основными задачами программы являются:

  • выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
  • осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
  • осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

На 2023 год запланировано достижение следующих показателей [1]:

  1. В отношении 45% целей государственных услуг МЧС России обеспечена возможность их получения без необходимости личного посещения подразделения, оказывающего государственную услугу.
  2. Обеспечена возможность автоматической выгрузки сведений о маломерных судах для передачи в уполномоченные органы в целях исчисления размера транспортного налога.
  3. Запущена проверка возможности осуществления контрольных мероприятий в отношении результатов государственных услуг, предъявляемых в электронном виде, в зонах с отсутствием доступа к сети Интернет (водные объекты) в 85-и субъектах Российской Федерации.
  4. Обеспечена возможность обжалования решений органа контроля (надзора), действий/бездействия должностных лиц полностью в электронном виде.
  5. Обеспечено информирование и доведение рекомендаций для населения по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций с использованием цифровых технологий в отношении 26 миллионов человек (результат представлен нарастающим итогом).
  6. В отношении 35% наблюдаемых объектов точность прогноза вероятных зон затопления населенных пунктов увеличена в 10 раз.
  7. Обеспечен цифровой информационный обмен при осуществлении межведомственного взаимодействия в цифровом виде в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с 5-ю ведомствами и организациями.
  8. Доля оснащенности должностных лиц обновленными АРМ с установленным отечественным программным обеспечением составляет 61%.
  9. Доля аттестованных по требованиям информационной безопасности к защите обрабатываемых персональных данных АРМ, оснащенных отечественными программными продуктами, составляет 52%.
  10. Доля доступности информационных систем специальной деятельности, применяемых в работе ведомства 96%.
  11. Количество пользователей ИС МЧС России (должностных лиц ведомства), использующих средства электронной подписи, достигло 53%.
  12. Доля должностных лиц МЧС России, участвующих в цифровой трансформации и прошедших обучение в области ИБ, составила 14%.

Также важно отметить, что в рамках реализации стратегии цифровой трансформации, Красноярский край планирует улучшить процесс государственного управления, основываясь на анализе данных. В рамках стратегии также предусматривается внедрение инновационных технологических решений в ключевых отраслях экономики, социальной сфере и государственном управлении [3]. Кроме того, планируется создание единого информационно-технического пространства в Красноярском крае. В данную стратегию включены 66 проектов, в том числе 37 федеральных и 29 региональных. Этот документ определяет основные направления деятельности, перечень информационных систем, которые планируются для внедрения властными органами в своих областях, сроки реализации проектов и основные показатели. Есть возможность внести изменения в стратегию в связи с появлением новых отраслевых или межведомственных проектов в будущем.

В целом, стратегия цифровой трансформации Красноярского края направлена на создание цифровой экосистемы, которая способствует развитию экономики, повышению качества жизни населения и эффективному государственному управлению.

Применение информационных технологий и межведомственное взаимодействие играют ключевую роль в повышении эффективности и оперативности работы пожарной службы в Красноярском крае. Это позволяет сократить время реакции на возникшие угрозы и повысить безопасность жителей края.

Список литературы

  1. Распоряжение МЧС России от 20 мая 2022 года № 497 «Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МЧС России на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // КонсультантПлюс: справочно–правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.07.2023).
  2. Информационно-аналитический сборник «Пожары и пожарная безопасность в 2022 году» / МЧС России. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2023. – 82 с.
  3. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Красноярского края. – Красноярск, 2021. – 177 с.
  4. Савенкова А.Е. Применение цифровых технологий при обеспечении пожарной безопасности в работе надзорных органов // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2020. № 1. С. 6-11.
  5. Официальный портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru.
  6. Официальный портал МЧС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mchs.gov.ru.

Поделиться

415

Карабанова К. А. Применение информационных технологий и межведомственное взаимодействие в пожарном надзоре // Актуальные исследования. 2024. №2 (184). Ч.II.С. 86-92. URL: https://apni.ru/article/8102-primenenie-informatsionnikh-tekhnologij-i-mez

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля