Введение
В связи с внедрением новых технологий и методик в воспитательный процесс, разработкой новых программ обучения посредством электронных платформ в деятельности классного руководителя вносятся существенные коррективы. Он обязан сам обучаться, познавая и осваивая практику цифрового сопровождения воспитательного процесса. Администрация школы, в свою очередь, должна содействовать этому путем направления педагогов на курсы повышения квалификации, организации конференций в т.ч. в веб-формате, разработкой новых должностных инструкций и т.д.
В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В условиях локдаунов, переводе обучения в дистанционную форму подобная деятельность классных руководителей приобретает уже национально-стратегическую миссию.
Таким образом, актуальность выбранной темы объясняется необходимостью изучения данной проблемы и поиска решения возможных возникающих проблем. Новизна выражается в изучении ситуации в период самого массового применения цифровых технологий в образовательном и воспитательном процессе учащихся в период постоянного смешанного обучения и периодических переходах на дистант.
Целью данной работы является изучение нормативно-правовой базы, выделение трудностей в организации цифрового сопровождения воспитательного процесса в деятельности классного руководителя.
Объектом выступают классные руководители российских общеобразовательных школ.
В ходе работы планируется выявить пробелы в нормативно-правовой базе и трудности в действиях классных руководителей в организации цифрового сопровождения воспитательного процесса.
Обзор литературы
Необходимо ответить, прежде всего, на вопрос, какие нормативно-правовые акты регулируют деятельность классных руководителей в аспекте цифрового сопровождения воспитательного процесса?
Нормативная правовая основа организации воспитательной деятельности в образовательных организациях состоит из:
- Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 [1];
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2];
- Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [3];
- Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № Юн «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [4] и т.д.
Но в этих документах федерального значения только определяются понятия, уточняются цели и задачи воспитания, и вкратце, довольно говорится о создании условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Именно последнее и стоит определить как создание неких условий для организации цифрового сопровождения воспитания на основе интересов общества. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года уже более четко определяет развитие высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной к самоопределению в мире ценностей и традиций. Но механизмы организации разрабатываются уже на уровне самих образовательных учреждений и отражены в должностных инструкциях. На основе требований ФГОС ОО к воспитательной деятельности образовательных каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы и устав образовательной организации, регламентирующие деятельность классного руководителя.
Таким образом, при организации цифрового сопровождения воспитательного процесса школы только ориентируются на федеральные нормативно-правовые акты, не выходя за рамки законности по соблюдению прав классных руководителей, учащихся и родителей, однако единой системы организации этого процесса в России не существует – каждая школа вправе устанавливать свои положения о классном руководителе. Контроль за его деятельностью осуществляет, как правило, заместитель директора образовательной организации по воспитательной работе и/или директор образовательной организации. Работа протекает в тесном сотрудничестве со школьным психологом, педагогом-организатором, библиотекарем и другими участниками образовательного и воспитательного процессов.
Согласно методическим рекомендациям по организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях, в целях реализации воспитательных задач администрация образовательной организации обязана создать классному руководителю необходимые условия для работы. Это материально-техническое и методическое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности, поддержку и помощь в систематическом научно-теоретическом осмыслении классного руководства как проблемы, повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах образовательной организации и в системе институтов повышения квалификации. А классный руководитель имеет право самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, определять нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий [6].
Основная часть
Интересна в этом плане позиция авторов других научных работ. К примеру, Хромцова Ю.Н., описывая особенности организации работы при дистанционном формате выделяет его явные минусы (и с ней трудно не согласиться): технические проблемы по выходу в Сеть, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, низкий уровень цифровой грамотности и этики среди обучающихся и педагогов, низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся, ограниченность форм и методов воспитательной работы и т.д. [9] Но она же выделяет плюсы такой формы воспитательного процесса: оперативное получение обучающимся и родителями информации по итогам диагностик и тестирований; гибкий график и комфортная удобная обстановка, включение родителей в общую с детьми деятельность и другие. Для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов.
Мухамадиева Ф. И. довольно точно отмечает, что «В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ-компетенции всех педагогических работников, в том числе занятых в сфере воспитания. Это позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков» [7]. То есть постоянное повышение квалификации в цифровой среде – одна из главных задач классных педагогов.
А вот Кориенко отмечает только достижения, которых добилась Россия за последние годы: «созданы центры дистанционного обучения детей-инвалидов, нормативно-правовая база организации дистанционного обучения информационно-образовательная среда в регионах» и т.д. Но автор больше уделяет в своей работе внимания дополнительному образованию, которое к процессу воспитания в деятельности классных руководителей имеет непрямое отношение [5].
И хочется отметить позицию группы исследователей о том, что эффективность работы педагога в воспитательном процессе, – не важно в электронном или офлайн-формате, – зависит от нескольких факторов.
Необходимо:
- добиваться максимально интересных форм проведения;
- придерживаться индивидуального и дифференцированного подхода;
- применять принцип сопричастности общему делу;
- обеспечить самостоятельность выбора [8].
Заключение
Итак, в ходе работы мы изучили нормативно-правовую базу для организации цифрового сопровождения воспитательного процесса в деятельности классного руководителя. Выяснилось, что в законодательных документах федерального значения говорится об его организации только в сжатом виде – определяются лишь законные рамки для принятия решений администрациями школ. А те уже на их основе могут создавать собственные положения о классном руководстве. То есть отсутствует единая система для создания условий для цифрового сопровождения воспитательного процесса классных руководителей, существуют только общие методические рекомендации. А это уже вызывает опасения, что не все школы могут находиться в одинаковых условиях, что может приводить к трудностям для педагогов. Исследователи отмечают такие трудности: технические проблемы по выходу в Сеть, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, низкий уровень цифровой грамотности и т.д. Но, вместе с тем, научный мир соглашается и с достоинствами цифрового сопровождения в воспитании. Это оперативность, гибкий график, комфортная обстановка и т.д. Существует ряд правил для достижения эффективности в этом вопросе: постоянное повышение квалификации классных руководителей, создание интересных форм в воспитании, самостоятельность выбора, индивидуальный подход.