Результаты внедрения риск-ориентированного подхода при обмене информации с налоговыми органами иностранных государств
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (13), май '20

Результаты внедрения риск-ориентированного подхода при обмене информации с налоговыми органами иностранных государств

Приоритетным направлением налоговой политики различных стран мира является внедрение риск-ориентированного подхода в налоговом контроле. Международный автоматизированный обмен информацией позволяет уменьшить риск сокрытия доходов налогоплательщиками, выявить неплательщиков налогов, увеличить поступления в государственные бюджеты и повысить эффективность налогового администрирования.

Аннотация статьи
информация
CRS
автоматический обмен
налоговый контроль
риск-ориентированный подход
налоговая проверка
Ключевые слова

В мировой практике применение риск-ориентированного похода является приоритетным направлением в налоговом контроле при учете поступлений в государственные бюджеты различных стран. Это связано с тем, что область повышенного риска в части соблюдения постоянно меняющегося законодательства любой из стран четко предопределяет и высокий уровень налогового контроля, система, процедуры и методы которого постоянно развиваются.

В России сегодня действует система рисков, разработанная на основе нормативно-правовых актов [3, 4], она позволят вовремя информировать налогоплательщиков о возможных рисках. Разработанная система позволяет делать отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами менее напряженными и в значительной степени повышают эффективность налогового администрирования.

ФНС России одна из первых среди государственных органов внедрила в 2012 году риск-ориентированный подход на основе общедоступных критериев налоговых рисков при выборе объектов для контроля, которые коснулись особенностей проведения камеральной и выездной налоговой проверки.

Внедрение риск-ориентированного подхода способствовало повышению эффективности проведения налоговых мероприятий: налогоплательщики сами смогли определить вероятность выездной налоговой проверки по разработанным и опубликованным критериям. При этом повысилось количество результативных проверок при общем сокращении проводимых выездных налоговых проверок, а бюджет получил дополнительно налоговые платежи.

В мировой практике применение риск-ориентированного похода является приоритетным направлением в налоговом контроле при учете поступлений в государственные бюджеты развитых стран. Ситуация при взаимной передаче информации постоянно изменяется, поэтому необходимо постоянно оценивать тот объем информации, который могут получать налоговые органы из Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией (утвержден Приказом ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/786@) [2].

Россия в лице ФНС впервые получила данные о зарубежных счетах налогоплательщиков 30 сентября 2018 года, отчетным при этом стал 2017 год. Для налогоплательщика это означает, что, если у него самого или компании, принадлежащей ему, открыт счет в любом банке из 94 стран, присоединившихся к Международной Конвенции ОЭСР [5], то данные по этим счетам в автоматическом режиме (а не по запросу), будут выгружены и переданы в налоговый орган страны резиденства.

Автоматический обмен пока работает не в полную силу, а в ближайшее время появятся и новые инструменты, но пока на сегодняшний день можно подвести результаты внедрения риск-ориентированного подхода при обмене информации с налоговыми органами иностранных государств:

1. По результатам автоматического обмена финансовой информацией за 2017 год в начале 2019 года были подведены первые итоги. Информация в налоговые органы о счетах, трастах и незадекларированных доходов граждан России поступила из 58 юрисдикций (стран и территорий), включающих самые популярные офшоры и низконалоговые юрисдикции, такие как Британские Виргинские и Каймановы острова, Маврикий.

В течение 2019 г. ФНС сравнивала полученные сведения со сданной налогоплательщиками отчетностью, получив ее по нажатию кнопки. В результате проверки были выявлены 10-15% несоответствий по предоставленным данных. Информация о зарубежных счетах любого налогоплательщика теперь доступна ФНС, хотя до недавнего времени такая информация предоставлялась только по запросу в компетентный орган иностранной юрисдикции. Число резидентов со счетами за рубежом и количество контролируемых ими компаний ФНС не разглашает [1].

2. Была усовершенствована система передачи информации RFI. Банки, страховые и управляющие компании, депозитарии и брокеры передали ФНС данные о счетах нерезидентов с активами от $1 млн и компаниях со счетами от $250 тыс, а та с свою очередь зарубежным коллегам, также ФНС сделала запрос о подключении госкомпаний к налоговому мониторингу.

3. Российские финансовые организации впервые сформировали отчетность по стандарту CRS (Common Reporting Standard, «Единый стандарт отчетности») – за 2017 год. До 1 мая банки передали сформированные за 2018 год отчеты. Отказ предоставить информацию или нарушение сроков, влекут за собой штраф в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (до 2020 года на его применение действует мораторий).

Кредитные организации уже три года как готовят отчетность и предоставляют информацию о счетах резидентов и передают ее США, руководствуясь CRS. До этого они придерживались американского закона FATCA, который обязывал финансовые организации по всему миру информировать Службу внутренних доходов США о счетах американцев.

4. Была решена проблема обработки данных через автоматизированную информационную систему «Налог-3», которая идентифицирует налогоплательщика и выявляет расхождения между данными, имеющимися у ФНС, и информацией, полученной из-за рубежа информацией. Далее формируется профиль выявленного риска, а управляет им по утвержденному протоколу сотрудник ФНС [6].

5. В рамках амнистии капиталов любой резидент может самостоятельно сообщать о своих счетах и активах, не дожидаясь, пока это выявит автообмен. С каждым годом число стран – участников автоматического обмена постоянно увеличивается, в 2019 году к нему присоединятся Австрия, Швейцария, Латвия и другие юрисдикции.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что все предпринятые мировым правительством попытки контролировать финансы налогоплательщиков через автоматизированный обмен информацией увенчались успехом. Бизнес-структуры становятся более прозрачнее, и все меньше искусственных компаний без реального содержания продолжает создаваться и существовать в мире.

Текст статьи
  1. Андрющенко С. Система управления рисками в ФНС России [Электронный ресурс], 15.11.2019. – Журнал "Финконтроль". – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Frufincontrol.ru%2Farticle%2F392080%2F (дата обращения 24.05.2020)
  2. Агеева О. Налоговики узнали о зарубежных счетах и активах россиян в 58 странах [Электронный ресурс], 05.03.2019. – РБК. – https://www.rbc.ru/economics/05/03/2019/5c78f4b39a794706e35338f8 (дата обращения 24.05.2020)
  3. Официальный портал ОЭСР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ (дата обращения 24.05.2020)
  4. Приказ ФНС России от 14 марта 2016 года № ММВ-7-16/132@ «Об утверждении Основных положений об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России».
  5. Приказ ФНС России от 20 марта 2017 года № ММВ-7-16/225@ «Об утверждении Основных положений об управлении рисками в деятельности ФНС России».
  6. Приказ Федеральной налоговой службы от 04.12.2018 №ММВ-7-17/786@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией».
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 11 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля