Главная
АИ #2 (184)
Статьи журнала АИ #2 (184)
Доминирующее положение на товарном рынке

Доминирующее положение на товарном рынке

Автор(-ы):

Зинченко Юлия Станиславовна

12 января 2024

Научный руководитель

Копьев Алексей Владимирович

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

товарный рынок
доминирующее положение на рынке
критерии оценки доминирующего положения на рынке

Аннотация статьи

В статье произведен анализ особенностей доминирующего положения на товарном рынке.

Текст статьи

Введение: функция проведения и разработки антимонопольной политики является характеризующей экономическую ситуацию не только для стран-локомотивов сегодняшнего мирового рынка, но и для тех, что только начали путь строительства системы свободной предпринимательской деятельности и конкуренции, для таких, как Россия. Цель проведения антимонопольной политики - предотвращение возможной потери обществом различных благ, в основном экономических, от вытеснения рыночной конкуренции монополией. В работе поставлена цель исследования особенностей доминирующего положения на товарном рынке. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых методы анализа, синтеза, системности.

Рассмотрение ситуации с монополией осуществляется, среди прочего, при условии, что рассматриваемое предприятие должно занимать доминирующее положение. Маловероятно, что предприятие, не занимающее доминирующее положение, будет иметь возможность ограничивать, предотвращать или искажать конкуренцию. Принимая во внимание, что доминирующая фирма будет иметь возможность искажать конкуренцию, прибегая к антиконкурентной практике для устранения существующих или потенциальных конкурентов. Доминирующие фирмы также могут заниматься эксплуататорским поведением, например, устанавливать завышенные цены. В конечном итоге страдают потребители [3].

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

  • доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
  • доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок [4].

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Оценка доминирования начинается с соответствующего рынка, который определяет товарные и географические границы конкуренции между фирмами. Выявляются конкурирующие продукты и конкурирующие фирмы, что обеспечивает основу для оценки рыночных долей и степени концентрации.

Доминирующая позиция относится к положению, когда что-то или кто-то находится в превосходном положении по сравнению с другими в зависимости от определенных факторов.

Однако здесь важно учитывать, что положения Закона не запрещают и не подразумевают, что доминирование является незаконным, но злоупотребление таким доминирующим положением в целях исключения или эксплуатации ограничивается.

Злоупотребление доминирующим положением имеет место, если предприятие или группа: прямо или косвенно навязывает несправедливые или дискриминационные; состояние при покупке или продаже товаров или услуг или цена при покупке или продаже товаров или услуг ограничивает; производство товаров или предоставление услуг или рынок поэтому или технические или научные разработки, относящиеся к товарам или услугам, наносящие ущерб потребителям или занимается практикой или практиками, приводящими к отказу в доступе к рынку каким-либо образом или осуществляет заключение договоров при условии принятия другими сторонами дополнительных обязательств, которые по своему характеру или по коммерческому обычаю не имеют связи с предметом таких договоров или использует свое доминирующее положение на одном соответствующем рынке для выхода на другой соответствующий рынок или защиты другого соответствующего рынка [6].

Определение злоупотребления доминирующим положением:

  • Шаг 1. Определение соответствующего рынка
  • Шаг 2. Определите доминирование на соответствующем рынке
  • Шаг 3. Выявление злоупотреблений в доминирующей позиции

Шаг 1. Первым шагом является определение соответствующего рынка, на котором имели место случаи таких злоупотреблений со стороны любого предприятия или группы, занимающих доминирующее положение на таком соответствующем рынке. Факторами, определяющими товарный рынок, являются цена товаров, физические характеристики или конечное использование товаров, существование специализированных производителей, конечное использование товаров, потребительские предпочтения и исключение собственных производителей. Факторами, определяющими соответствующий географический рынок, являются транспортные расходы, предпочтения потребителей, местные требования, адекватные средства распределения, язык, национальная политика закупок, потребность в надежных поставках и адекватных средствах распределения.

Шаг 2. Следующий шаг – определить, доминирует ли предприятие на соответствующем рынке. Регулирующий орган, регулирующий практику добросовестной конкуренции в стране, должна уделять должное внимание нижеперечисленным факторам, проверяя, занимает ли предприятие доминирующее положение или нет [5].

Шаг 3. Последний шаг – определить, злоупотребляет ли предприятие своим доминирующим положением, прежде чем переходить к тому, как определить, нам сначала нужно узнать тип злоупотреблений.

Как правило, законы запрещают любое злоупотребление доминирующим положением со стороны доминирующей фирмы на соответствующем рынке, включая отказ в доступе к жизненно важным объектам [9]. Антимонопольные органы имеют право расследовать и принимать меры против любой фирмы, которая нарушает доктрину основных объектов.

Доминирующее положение не является недействительным, но является недействительным злоупотребление таким доминированием. Участившееся злоупотребление доминирующим положением на соответствующем рынке потребовало применения нормативной базе о конкуренции, чтобы обеспечить надлежащее функционирование независимого бизнеса и иметь экономические перспективы без какого-либо беспокойства по поводу доминирующего положения. Можно сделать вывод, что конкуренцию следует терпеть до тех пор, пока она здорова и пока она приносит пользу обществу в целом.

Если обстоятельства злоупотребления доминирующим положением на рынке являются особенно серьезными, воздействие особенно отвратительным или причиненные последствия являются особенно серьезными, можно определить конкретную сумму штрафа, которая более чем в два раза, но менее чем в пять раз превышает указанную выше сумму. штрафная сумма. Помимо вышеупомянутой административной ответственности, если злоупотребление доминирующим положением на рынке со стороны предпринимателя причиняет вред третьему лицу, он дополнительно сталкивается с риском необходимости нести сопутствующую гражданскую ответственность.

Предприятиям рекомендуется проводить систематический анализ своих бизнес-моделей и масштабов деятельности, а также анализировать такие факторы, как доля рынка, рыночная власть и т. д. на соответствующих рынках, чтобы определить, могут ли они занимать доминирующие позиции на таких рынках.

На основании этого проводить комплексную самостоятельную проверку вопросов соблюдения антимонопольного законодательства во всех бизнес-цепочках, бизнес-процедурах, различных соглашениях и бизнес-политике, а также оперативно устранять любые действия, которые могут вызвать подозрения в злоупотреблении доминирующим положением на рынке.

В отношении действий, уже расследованных органом антимонопольного законодательства, активно сотрудничать со следствием и принимать меры по скорейшему устранению последствий. В то же время предприятия должны оценить потенциальный риск гражданских судебных разбирательств с третьими лицами в результате расследуемого деяния, подозреваемого в злоупотреблении доминирующим положением на рынке, и как можно раньше сформулировать стратегии реагирования.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. от 10.07.2023 № 301-ФЗ).
  2. Белов, В.А. Частное право. Материалы для изучения в 3 т. Том 3. Конкурентное право. Методология и методика. Разные произведения: учебное пособие для вузов / В.А. Белов. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 797 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11086-9. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/518071 (дата обращения: 11.01.2024).
  3. Бубнов В.В. Конкуренция в инновационной экономике / В.В. Бубнов, Н.М. Дубина, С.В. Николаев // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019. – № 2. – С. 1-6. – Электронная копия документа доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-v-innovatsionnoi-ekonomike (дата обращения: 10.01.2024).
  4. Даниловская А.В. Межотраслевой подход к исследованию понятия «конкуренция» // Российское конкурентное право и экономика. – 2019. – № 4 (20). – С. 30-34. – Электронная копия документа доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhotraslevoy-podhod-k-issledovaniyu-ponyatiya-konkurentsiya?ysclid=llwnkphhwc488019491https://cyberleninka.ru/article/n/mezhotraslevoy-podhod-k-issledovaniyu-ponyatiya-konkurentsiya?ysclid=llwnkphhwc488019491 (дата обращения: 02.01.2024).
  5. Дремова С.С. Доминирующее положение: правовой режим // Приволжский научный вестник. 2017. №2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dominiruyuschee-polozhenie-pravovoy-rezhim (дата обращения: 11.01.2024).
  6. Кадочников Евгений Владимирович Доминирующие положение на товарном рынке // Вестник науки и творчества. 2018. №7 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dominiruyuschie-polozhenie-na-tovarnom-rynke (дата обращения: 09.0.12024).
  7. Курдин А.А. Конкуренция эффективнее командного механизма // Управление наукой: теория и практика. – 2021. – № 4. – С. 1-5. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-effektivnee-komandnogo-mehanizma (дата обращения: 09.01.2024).
  8. Пашаходжаева Д.Ж. Особенности понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» / Д.Ж. Пашаходжаева, Ч.А. Холморудова // Экономика и социум. – 2022. – № 6–1 (97). – С. 781-784. – Электронная копия документа доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponyatiy-konkurentsiya-i-konkurentosposobnost?ysclid=llwnm37s7i972144556 (дата обращения: 08.01.2024).
  9. Петров, Д.А. Конкурентное право: учебник и практикум для вузов / Д.А. Петров, В.Ф. Попондопуло; под общей редакцией В.Ф. Попондопуло. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 350 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00411-3. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/510890 (дата обращения: 08.01.2024).
  10. Разъяснение Президиума ФАС России от 07. 06. 2017 № 8 «о применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции» (утв. Протоколом Президиума ФАС России от 07. 06. 2017 № 11) // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2017. №9 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razyasnenie-prezidiuma-fas-rossii-ot-07-06-2017-8-o-primenenii-polozheniy-stati-10-zakona-o-zaschite-konkurentsii-utv-protokolom-prezidiuma (дата обращения: 11.01.2024).

Поделиться

284

Зинченко Ю. С. Доминирующее положение на товарном рынке // Актуальные исследования. 2024. №2 (184). Ч.II.С. 39-42. URL: https://apni.ru/article/8123-dominiruyushchee-polozhenie-na-tovarnom-rinke

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля