Актуальность исследования
Актуальность данной статьи обусловлена важностью изменений в законодательстве о закупках на фоне стремительно меняющейся экономической среды и технологических трендов. Представленные Минфином России направления развития контрактной системы на 2024 год ориентированы на улучшение прозрачности, эффективности и конкурентоспособности государственных закупок.
Внедрение полноценного электронного документооборота и возможности работы с информацией на портале в Единой информационной системе отражает стремление к современным технологиям для оптимизации процессов и минимизации бюрократии. Эти шаги способствуют повышению прозрачности в сфере государственных закупок, что является ключевым элементом в борьбе с коррупцией и обеспечении открытости в использовании бюджетных средств.
Также, завершение перехода новых регионов на российское законодательство в области закупок отражает стремление к унификации и стандартизации процедур на федеральном уровне, что может содействовать более эффективному взаимодействию между регионами и центральным уровнем в управлении государственными закупками.
Таким образом, статья об изменениях в законодательстве о закупках на 2024 год является актуальной и важной для бизнес-сообщества, государственных учреждений и общественности в целом, так как она касается ключевых аспектов организации государственных закупок и их влияния на различные аспекты экономики и общественной жизни.
Цель исследования
Цель данной статьи – предоставить читателям информацию о ключевых изменениях в законодательстве о государственных закупках на 2024 год, выделенных Минфином России. Цель также включает в себя предоставление читателям понимания возможных выгод и перспектив, связанных с новыми подходами к государственным закупкам, а также оказание поддержки при принятии обоснованных решений в новом законодательном контексте. Наконец, статья нацелена на поощрение прозрачности, честности и эффективности в сфере государственных закупок, а также на содействие успешной адаптации участников этого процесса к изменениям в правовой среде.
Материалы и методы исследования
Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.
Результаты исследования
Министерство Финансов России внесло существенные изменения в законодательство о государственных закупках, представив «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024–2026 годы». Этот документ, включенный в бюджетный пакет, предназначенный для обсуждения в Госдуме, уделяет особое внимание развитию контрактной системы как ключевого инструмента достижения национальных развитий. Резюмируя результаты регулирования государственных закупок в 2023 году, Минфин подчеркивает продление поддержки поставщиков, введенной в 2022 году, а также вводит новые меры, такие как возможность изменения контрактных условий и право заказчиков не требовать обеспечение контракта.
Дополнительно Минфин определил стратегические направления развития контрактной системы до 2024 года. Основным фокусом становится завершение процесса электронизации открытых конкурентных закупок в электронной форме. Введение термина «цифровая система государственных закупок» предполагает эффективное функционирование через Единую информационную систему (ЕИС) и обеспечение полноценного электронного документооборота в сфере закупок. Это включает в себя создание, подписание, обмен и размещение документов, а также обработку информации с предварительным автоматизированным контролем и интеграцию с другими государственными информационными системами.
Одним из ключевых изменений с 1 января 2024 года является включение в извещение предупреждения о возможных наказаниях за антиконкурентные соглашения в соответствии с Федеральным законом № 500. Теперь извещение должно предоставлять информацию о предстоящих административных и уголовных взысканиях за нарушение антимонопольного законодательства, включая электронные малые закупки у единственного поставщика.
Глобальные изменения в государственных закупках России требуют внимательного анализа и осмысления [1, c. 42].
Импульс для отрасли медицинских закупок. Первый звоночек – изменения в правилах закупки инвалидных электроколясок. С 1 января 2024 года в перечень импортной продукции с ограничениями допуска вступают инвалидные коляски с электроприводом. Тем не менее новые ограничения не распространяются на этот тип продукции в перечне иностранных медизделий. Минфин также внес уточнения в требования к минимальной доле закупок российских товаров, касающиеся конкретных моделей инвалидных колясок с электроприводом.
Выбор поставщика: стремление к качеству. С 1 января 2024 года вступают в силу критерии выбора единственных поставщиков для закупок лекарств в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 753. Контрагенты должны соответствовать нескольким требованиям, включая наличие юридического лица и опыт поставок лекарств по госконтрактам за последние 3 года. Эти изменения направлены на повышение качества и надежности поставок в сфере здравоохранения.
Эра цифровых контрактов и проектов. С апреля 2024 года заказчики обязаны создавать цифровой проект контракта после конкурентных закупок в соответствии с Федеральным законом № 360-ФЗ. Это требование также распространяется на изменение и расторжение контрактов, что содействует более эффективному управлению и контролю в рамках заключенных сделок.
Прозрачность и сокращение сроков. С 1 апреля 2024 года сроки направления в реестр сведений о контракте сокращены, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 360-ФЗ. Теперь информацию о цифровом контракте, заключенном в результате закупки, необходимо направлять в реестр не позднее трех рабочих дней со дня подписания контракта [5, c. 89].
Цифровая трансформация в действии. С июля 2024 года цифровые контракты становятся обязательными для соглашений об изменении и расторжении контракта. Эти изменения распространяются на контракты, заключенные после 1 июля 2024 года. Такой переход к цифровому формату способствует улучшению прозрачности и эффективности в процессах изменения условий сделок [2, c. 22].
Неконкурентные медицинские закупки: обширные возможности. С 1 июля 2024 года региональные органы исполнительной власти и государственные учреждения получат новые правила для проведения неконкурентных медицинских закупок у единственного поставщика в соответствии с Федеральным законом № 444-ФЗ. Это предоставляет им возможность приобретать различные медицинские товары, включая лекарства, лечебное питание, медицинские изделия и средства для дезинфекции. При выборе поставщика, региональные органы и госучреждения смогут предпочесть государственные унитарные предприятия (ГУП) или акционерные общества (АО) с условием, что 100% акций принадлежат субъекту РФ. Однако есть определенные требования, включая необходимость уведомления контрольного органа о заключении контракта [3, c. 205].
Минфин направляет усилия на развитие системы казначейского сопровождения, включая внедрение сервиса «Электронный бюджет» в Государственной информационной системе (ГИИС). Этот инновационный сервис позволит использовать электронное санкционирование расходов для мгновенных платежей в случаях, не требующих представления бумажной документации. Параллельно, стремление к централизации функций государственных органов в сфере закупок поддерживается стратегией правительства. Это включает исключение полномочий по обеспечению деятельности государственных структур из их компетенции, с целью централизации работы в рамках специализированных федеральных казенных учреждений.
Эти трансформации в государственных закупках призваны создать более современный, прозрачный и эффективный механизм управления контрактами. Они также отражают стремление к повышению качества и ответственности в области поставок товаров и услуг для государственных нужд [4].
Выводы
В заключение, предстоящие изменения в государственных закупках в России призваны сделать систему более эффективной, прозрачной и цифровой. Внедрение цифровых технологий, расширение возможностей неконкурентных медицинских закупок, а также централизация функций госорганов планируются с целью повышения эффективности и ответственности в сфере государственных закупок.