Само понятие непрерывности представляет собой связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Непрерывность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Применительно к обществу различают две стороны непрерывности: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. И вторая сторона, это особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранении е культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности.
Чтобы раскрыть сущность непрерывности и определить её особенности в процессе обучения, следует рассмотреть и проанализировать различные подходы к пониманию непрерывности как философского, социально-культурного и психолого-педагогического явления.
С философской точки зрения непрерывность предстает как взаимосвязь между старым и новым, между прошлым, настоящим и будущим. Непрерывность предполагает не просто отмену (отрицание) старого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто. Тем самым обеспечивается непрерывность развития. Благодаря непрерывности сохраняется устойчивость и целостность развития природы и общества. В философии выделяют два основных вида непрерывности – горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная – предполагает процесс количественных изменений, происходящих в рамках одного уровня. Вертикальная – процесс качественных изменений на разных уровнях. Непрерывность отражает общие и существенные связи, присущие всем развивающимся явлениям, процессам; она означает связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Непрерывность есть проявление законов диалектики, особый механизм памяти общества. Таким образом, «непрерывность» как философская категория предстает как одно из проявлений развития, как способа существования и универсального свойства материи и сознания.
В культурологии непрерывность предстает как условие развития культуры, способ сохранения культурного наследия, социальная память общества. Благодаря непрерывности осуществляется накопление, хранение, передача и изменение социокультурного опыта. Механизмы непрерывности в культуре проявляются в материальной и нематериальной форме. К первой относятся предметы быта, произведения искусства, ремесла и т. п., ко второй – язык, архетипы, мифы, традиции, обычаи.
С точки зрения социологии непрерывность является частью социального развития, включена в его контекст. Непрерывность рассматривается на макро- и микросоциологическом уровнях. С позиций макросоциологического подхода непрерывность связывается с такими явлениями как изменение, эволюция, прогресс, развитие, становление, традиция, инновация. Под непрерывностью понимается последовательная смена стадий развития, которая одновременно обеспечивает стабильность и изменение общества, а также взаимодействие различных социальных структур, систем, институтов друг с другом. В микросоциологии непрерывность представлена в процессах и явлениях повседневного мира, в котором слиты воедино прошлое, настоящее и будущее. Действия и взаимодействия, осуществляемые людьми, преемственны по своей природе, т. к. определены прошлым опытом, который актуализируется в настоящем, и оказывают влияние на будущее. Таким образом, непрерывность как социальная категория предстает как объективная необходимость, условие и закономерность процесса существования и развития природы, общества, личности.
Можно отметить, что в явлении непрерывности как педагогическом феномене ученые различают две грани: внутреннюю – логико-психологическую и внешнюю – педагогическую.
Логико-психологический аспект непрерывности развития отражает логику процесса целостного развития личности, а также ее отдельных подструктур в процессе обучения и воспитания. Указанные вопросы из-за их чрезвычайной значимости относятся к актуальным вопросам современной психологии и педагогики.
С педагогических позиций непрерывность в обучении рассматривается как дидактический принцип, в той или иной степени определяющий содержание, организационные формы и методы учебного и воспитательного процесса.
К настоящему времени значительная часть исследователей находятся на единых позициях, рассматривая непрерывность в обучении как дидактический принцип (С. И. Архангельский, Ш. И. Ганелин, С. М. Годник, В. В. Давыдов, Ю. А. Кустов, И. Я. Лернер, А. А. Люблинская и др.). Однако рассматривая непрерывность как дидактический принцип, каждый исследователь раскрывает и описывает разные грани этого явления.
В. В. Давыдов рассматривает непрерывность как сохранение во всяком преподавании связи, но это должна быть связь качественно различных стадий обучения – как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям.
Ш. И. Ганелин считает, что непрерывность следует рассматривать как дидактический принцип в тесной и неразрывной связи с принципом систематичности и последовательности. Так как принцип систематичности и последовательности выступает не как нечто застывшее и неизменное, а как принцип, который в процессе прогрессивного развития науки, процессов ее интеграции и дифференциации обогащается новым содержанием, то и дидактический принцип непрерывности в обучении также развивается и обогащается новым смыслом.
Реализация непрерывности как дидактического принципа подразумевает:
- согласованность содержания, форм методов и средств образовательного процесса на каждом отдельно взятом образовательном этапе;
- согласованность содержания, форм методов и средств образовательного процесса на всех его этапах, что позволяет сохранить достигнутый уровень обученности как результат предыдущего этапа и обеспечить возможность его развития.
Ученые, которые занимались теоретическим изучением и обоснованием основ непрерывности в обучении (А. Бушля, В. Загвязинский, Н. Посталюк, В. Тамарин и др.), также определяют непрерывность как «общедидактический принцип, который призван обеспечить постепенный спиралевидный этап в развитии учебного познания». Так, А. Проскура считает ее основой развития и взаимосвязи всех звеньев образования, обеспечивает возможность перехода от одних ее ступеней к другим; по мнению И. Копачова, В. Смаля и других, эффективность воспитательного процесса зависит от преемственности и непрерывности педагогических воздействий; Г. Белецкий, И. Зверев, В. Сухомлинский рассматривали преемственность как важное условие повышения эффективности воспитательной работы; В. Сластенин признает непрерывность как «особо важное» условие работы причастных к воспитанию людей. Как видим, непрерывность рассматривается учеными как закономерная связь между звеньями образования, различными этапами, ступенями развития, субъектами обучения и воспитания, обеспечивает последовательность, непрерывность и эффективность педагогического процесса.
Однако рассматривая непрерывность как основное условие непрерывного и целостного педагогического процесса, мы допускаем, что ее можно рассматривать и как принцип непрерывного воспитания и обучения, принцип плановости и интеграции образовательного процесса.
Ю. А. Кустов отмечает, что осуществление непрерывности позволяет придать учебно-воспитательному процессу динамичный, перспективный характер, активизирующий деятельность преподавателя и обучаемого, исключающий параллелизм, дублирование и обеспечивающий взаимосвязь содержания образования, методов обучения, приемов и способов осуществления учебно-познавательной деятельности на всех ступенях и этапах, обучения. Выделяет ее методологические и регулятивные функции, трактуя как дидактическую закономерность, и дает следующее определение данного термина: «Непрерывность в обучении – это категория дидактики, отражает закономерности перестройки структуры содержания учебного материала и оптимизации методов обучения, направленных на преодоление противоречий линейно-дискретного характера процесса обучения в зависимости от целей обучения, развития и воспитания учащихся».
С. М. Годник рассматривает непрерывность с позиций адаптации детей в новых для них условиях обучения. Он отмечает, что необходимость в преемственности возникает при обстоятельствах, когда произошли события, которые фактически нарушали привычную для учащихся, ситуацию, что порождает противоречия, осложняющие их учебную деятельность. Непрерывность в обучении также позволяет преодолевать объективные противоречия линейно-дискретного характера процесса обучения. Но непрерывность не может рассматриваться только лишь как фактор, призванный устранять противоречия, внешне согласовывать события. Она является важным условием конструктивной деятельности в учебном процессе, выполняя эвристическую функцию, помогая конструировать новые, более эффективные модели образовательного процесса.
А. М. Кухта считает, что непрерывность в обучении выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленности и оптимального соотношения между отдельными сторонами, частями, этапами обучения. Такой подход к обучению обеспечивает развитие учащихся и их подготовку к усложняющейся учебно-познавательной деятельности. Непрерывность проявляется и в предъявлении посильных оптимальных требований к учащимся, и в поступательно-восходящем характере всего учебного процесса.
На основе данных характеристик можно выделить следующие функции непрерывности:
- динамическая функция, т. е. свойство принципа отображать закономерности динамики и диалектики педагогического процесса развития, воспитания и обучения;
- конструктивная функция, объединяет три педагогических измерения – прошлое, настоящее, будущее – в формировании личности;
- интегративная функция, которая обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса взаимодействия семьи, учреждений дополнительного образования, школы в подготовке детей к школе и ее результаты;
- содержательная функция, отображающая личностно ориентированное направление реализации содержания образования на основе взаимодействия семьи, учреждения дополнительного образования и школы;
- субординарная функция, связанная с характером и содержанием соотношений между компонентами педагогической системы, предусматривает различные варианты построения педагогического взаимодействия, в частности от соподчинения к сотрудничеству и сотворчеству;
- координирующая – включает содержание взаимодействия детей, семьи, школы, учреждений дополнительного образования и общества в зависимости от образовательных потребностей и возможностей каждого ребенка.
В современной педагогике выделяют три основных направления реализации непрерывности: в содержании обучения, в преподавании (деятельности преподавателя) и учении (познавательной деятельности учащихся).
Непрерывность в содержании изучаемого материала с позиции преподавания подразумевает:
- членение изучаемого материала на составные части;
- логическое изложение (раскрытие) всех составных элементов (частей) изучаемого материала;
- установление связи изучаемого материала с ранее изученным;
- определение функциональной зависимости между содержанием изучаемого материала и методами преподавания.
Таким образом, непрерывность и преемственность в педагогике – это сложное и многогранное явление, которое проявляется по-разному, и в различных условиях имеет свою специфику.
В процессе воспитания и обучения ставится и решается основная задача – создание условий для развития гармоничной, нравственной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности, поэтому личностно-ориентированный подход выступает как теоретико-методологическая основа организации образовательного процесса. Сущность данного подхода состоит в том, что все обучение строится с учетом прошлого образовательного опыта обучающегося, его личностных особенностей. Обучение стоится на основе субъектного взаимодействия, «преломляется» через личность обучающегося и педагога, через их мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы. Знания, умения и навыки в этой модели рассматриваются не как цель, а как средство развития личности.
Для успешной реализации личностно-ориентированного подхода необходимо дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуально личностных характеристик учащихся, выявлять и учитывать особенности стиля познавательной деятельности ученика и профессиональной деятельности учителя, создавать технологии «обучения учению», осуществлять рефлексию не только на результат, но и на процесс образовательной деятельности. Качественное продвижение обучающегося по персональной траектории, в рамках реализации данного подхода, подразумевает обеспечение преемственности на всех этапах обучения.
Сущность непрерывности в обучении состоит в том, что она обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Существуют и более специфичные определения сущности непрерывного обучения. По мнению большинства авторов, применительно к системе воспитания и обучения сущность непрерывности состоит в сохранении тех или иных форм и методов воспитания при переходе с одной образовательно-воспитательной ступени на другую. Особый интерес представляют данные об исходной психолого-педагогической сути непрерывности, которая заключается в том, что этапы обучения изменяют внутреннюю позицию личности, ее статус.
Необходимо отметить, что непрерывность рассматривается и как закономерность, условие, средство учебно-воспитательного процесса. Непрерывность является закономерностью учебно-воспитательного процесса, так как связь последующего с предыдущим представляет собой отражение наиболее прочных, существенных, общих, необходимых, повторяющихся, объективных связей и отношений, возникающих и проявляющихся в ходе данного процесса. Эта закономерность, лежащая в основе осуществления такой связи, является ее условием. Кроме того, она выступает в качестве средства, оснащая технологию связи.
Сущность непрерывного обучения раскрыта в различных научно-педагогических исследованиях, которые применимы в рассмотрении сущности непрерывности в коллективах бального танца:
- она является правилом обучения, обеспечивающим реализацию в первую очередь таких принципов, как: непрерывность, системность, целостность, систематичность и последовательность (соблюдение преемственных связей – одно из важнейших условий реализации этих принципов);
- устанавливает связи между новыми и прежними знаниями как элементами целостной системы;
- определяет связи между знаниями, сообщаемыми на одном уроке и в различных темах курса, между материалом разных предметов;
- показывает, что на очередном этапе обучения не следует задерживать учащихся на уровне предшествующего: конструктивнее восстанавливать старое в процессе непрерывной работы над новым материалом;
- осуществляет последовательную связь в работе по классам обучения «E», «D», «C», «B», «A», «S» «М» в коллективах бального танца, путем использования таких средств, как согласование программ обучения, повторение материала, проведение повторительно-обобщающих занятий в предшествующем классе и др.;
- обеспечивает последовательность перехода учеников по освоенным классификационным требованиям обучения от одних педагогов к другим: педагогам-тренерам начинающих классов («E», «D», «C») требуется знать программу следующих классов и предстоящие требования к учащимся, и соответственно наоборот.
Непрерывность в обучении в коллективе бального танца обозначает также всю совокупность действия традиций самого коллектива. Традиция – это передача от поколения к поколению элементов социального и культурного наследия и является необходимым фактором его развития.
Сила бальной хореографии в целом в том, что она всегда умела не только свято хранить верность традициям, но и живо откликаться на требования современности. Сохраняя накопленный педагогический опыт известных хореографов-тренеров, идет поиск новых путей методики преподавания бального танца. Нынешнее поколение педагогов оснащено разнообразными теоретическими знаниями, многие имеют практический опыт. Тем не менее многие педагоги в коллективах бального танца сталкиваются с трудностями в работе с учениками, так как они приходят с разными физическими данными и способностями, музыкальным слухом, темпераментом и выносливостью.
Таким образом, изучив различные подходы в научных исследованиях к определению понятия «непрерывность», можно сделать вывод о том, что общее понятие непрерывности в обучении представляет собой связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Нами было определено, что непрерывное обучение – это общий рост профессиональных знаний, навыков человека в сфере своей деятельности. Реализация непрерывности в содержании учебного материала, методах воспитания и обучения и организационно-управленческих действиях позволяет повысить качество обучения и обеспечить и гармоничное развитие личности. Особенность непрерывности в коллективах бального танца отражается и на учебно-тренировочном процессе.