В системе коррекционно-образовательных задач, реализуемых в ходе логопедической работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР), особое место принадлежит профилактике нарушений письма и чтения, в частности, формированию навыков анализа языковых единиц. Исследователи констатируют, что при нарушениях данных навыков страдают не языковые (фонологические), а метаязыковые процессы: операции, связанные с осознанием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук) и анализом устных высказываний на эти единицы.
Проблема формирования структурно-семантического анализа предложений рассматривается с позиции различных областей научного знания – лингвистики (Н.Д. Артюнова, О.С. Ахманова, В.В. Бабайцева, В.И. Казарина, Л.Ю. Максимов, И.П. Распопов, Ю.С. Степанов), психологии и психолингвистики (Т.В. Базжина, Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Е.С. Кубрякова, И.Г. Овчинникова, А.И. Лаврентьева, А.А. Леонтьев, Р.М. Львов, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Б.Д. Эльконин), педагогики (В.В. Виноградов, Е.С. Кубрякова, Л.В. Сахарный и др.).
Важное значение для решения проблемы формирования структурно-семантического анализа предложений имеют основные положения лингвистики о предложении и аспектах его анализа. В настоящее время лингвистика не располагает общепринятым определением понятия «предложение», наоборот, имеется большое количество подходов к его определению [1].
Современная лингвистическая наука трактует предложение как целостную единицу речи, которая является главным средством формирования, выражения и сообщения мысли говорящего; предложение обладает свойством звуковой неделимости (на основе внутренней фонетической организованности). Оно состоит из потенциального минимума и выражает предикацию. Предложение представляет двучленный синтаксический комплекс, в котором делятся два главных члена (подлежащее и сказуемое) [3].
Таким образом, предложение можно рассматривать, как единицу языка, которая построена по определенной структурной схеме, обладает грамматической и интонационной законченностью, и является средством выражения мысли.
И.П. Распоповой было предложено учение о двух аспектах предложения: конструктивно-синтаксическом и коммуникативно-синтаксическом [3].
Структурный аспект в лингвистических работах понимается как конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, пассивный синтаксис и т.п. Специфика этого направления заключается в том, что при исследовании синтаксических единиц особое внимание уделяется их моделям, структурным схемам, то есть стереотипным образцам, по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы [2]. Исследование структуры синтаксических единиц имеет и положительные, и отрицательные стороны. С одной стороны, в структурной схеме невозможно воспроизвести все семантическое многообразие синтаксических построений, с другой, структурные схемы отражают узловые механизмы построения высказываний и демонстрируют определяющие грамматические значения средства [4].
В лингвистике со структурным анализом предложения связано понятие сегментации, то есть линейного членения речевого потока на составляющие отрезки [2].
Различают две разновидности сегментации: на звуковом уровне и на уровне значимых единиц. Сегментация на звуковом уровне предполагает разделение высказывания на звуковые отрезки различной протяженности: фонемы, слоги, слова, синтагмы, фразы. Членение на уровне слова осуществляется на основании наличия пограничных сигналов – фонем, характерных для краевых позиций, возникающих на стыках фонемных сочетаний, а также признаков, фонетической цельнооформленности слова (гармония гласных, типичная структура слова и т.д.); на уровне синтагмы по признаку наличия пауз между синтагмами, синтагматического ударения, по особенностям мелодики и темпа, конца синтагмы; на уровне фразы на основании просодических характеристик, в частности фразового ударения [5].
Коммуникативный аспект, изучения синтаксических единиц связан, прежде всего, со способностью предложения выступать в качестве средства общения [3].
Оценка сформированности структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи включает следующие параметры: целенаправленность, сформированность операциональной основы, осознанность и самостоятельность выполнения, многоаспектность, системность.
Практический опыт логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений свидетельствует, что трудности структурно-семантического анализа предложений являются стойким проявлением в структуре речевого дефекта и обусловливают трудности освоения грамоты и дальнейшего обучения русскому языку.
Это позволяет говорить о необходимости специального изучения особенностей структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, выявлении значимых в методическом плане аспектов анализа, разработки основных методических рекомендаций по его формированию.