Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Внедрение новых образовательных форматов в учебный процесс в виде открытых данны...

Внедрение новых образовательных форматов в учебный процесс в виде открытых данных по информатике

Рубрика

Информационные технологии

Ключевые слова

образовательный процесс
информатика
информационные технологии
цифровая платформа
цифровой образовательный ресурс

Аннотация статьи

В статье описана сущность цифровой образовательной среды, преимущества ее внедрения для учеников, педагогов и школы. Далее обозначена роль цифровых платформ как компонента образовательной среды. Во второй части статьи рассмотрены особенности использования цифровых образовательных ресурсов как одного из форматов, который позволяет улучшить процесс обучения, повысить интерес учеников к предмету, развить у них самостоятельность.

Текст статьи

Мы живем в век информационных технологий, высоких достижений науки и техники. Информационные технологии внедряются во все сферы жизни человека, образование не стало исключением. Появление новых образовательных форматов, цифровых технологий влияет на педагогов и учеников.

В современной школе умения использовать цифровые технологии является важным инструментом в достижении образовательных целей и развитии творческого потенциала учеников. В настоящее время акцентировано внимание на создании новых цифровых технологий – выходят электронные пособия, новые сервисы. В России существуют проекты «Российская электронная школа», «Цифровая образовательная среда».

Цифровая образовательная среда расширяет возможности построения образовательной траектории. Ученик получает доступ к разным ресурсам. Образовательный процесс становится более прозрачным, а также улучшается взаимодействие со всеми участниками [2, с. 98].

Внедрение цифрового формата для педагога позволяет снизить бюрократическую нагрузку благодаря автоматизации процесса обучения. Кроме того, легче следить за образовательным процессом.

Нельзя не отметить, что благодаря цифровой образовательной среде появляются новые возможности организации образовательного процесса, новые условия, которые мотивируют учеников к выполнению заданий.

Для школьного учреждения также существуют плюсы внедрения цифровой образовательной среды, к ним относится:

  • увеличение эффективности использования ресурсов посредством распределения нагрузки на ИТ;
  • налаживание коммуникаций со всеми участниками образовательного процесса;
  • расширение предложения учреждения в силу сетевого процесс обучения [5, с. 196].

Таким образом, цифровая образовательная среда является многогранным, обширным понятием. Она содержит технические средства, которые приводят к цифровизации образовательного процесса, программное обеспечение и педагогические технологии.

Электронные образовательные платформы являются компонентами цифровой образовательной среды. Переход на смешанное обучение требует внедрения в процесс современных методов обучения с использованием не только компьютеров, но и другой инновационной техники.

Использование ресурсов цифровой образовательной платформы в обучении позволяет расширить возможности урока информатики, при этом также повысить его эффективность. Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использовать их без затруднений на различных этапах урока и решать поставленные задачи урока:

  • на этапе актуализации знаний использовать компьютерные тесты, конструкторы интерактивных задания;
  • на этапе объяснения нового материала применять электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы;
  • на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков применять компьютерные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации;
  • на этапе контроля и оценки знаний, умений и навыков использовать компьютерные тесты, интерактивные задания, кроссворды, рефлексивные материалы.

Велика роль цифровых ресурсов по информатике во внеурочной работе, при организации проектной деятельности, при подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам [3, с. 164].

Перейдем к рассмотрению цифровых образовательных ресурсов. Итак, цифровой образовательный ресурс представляет собой продукт, который применяется в обучении и для воспроизведения которого необходим компьютер. Применение цифровых ресурсов дает возможность педагогам качественно поменять методы, формы и содержание образовательного процесса. Улучшаются инструменты педагогической работы, повышается качество обучения. Цель ресурсов – углубить интеллектуальные возможности учеников.

На уроках информатики в обучении преимущественно задействован компьютер, в это время педагог может наблюдать за учениками, выявлять такие качества, как осознание цели поиска, интерес к углублению знаний и получению новой информации, самостоятельность. Данное обстоятельство предоставит возможность педагогу спроектировать свою работу по управлению и развитию творческого отношения учеников к процессу обучения [4, с. 213].

Для эффективной работы с комплектами цифровых ресурсов важно иметь один или несколько компьютерных классов, рассчитанных на 10–15 человек, и подключенных к интернету, а также проектов. Желательно иметь принтер, сканер, цифровую фото- и видеокамеру. Если нет возможности внедрить данные устройства, можно использовать компьютер и проектор, а фото- и видеокамеру заменит телефон.

Программа Microsoft Office Power Point применяется в качестве инструмента для создания презентаций. Презентация является мощным педагогическим средством, которое выходит за рамки урочной системы. Для знакомства учеников с новой темой можно использовать подготовленную презентацию, демонстрация которой происходит через проектор и компьютер.

Текстовая информация с созданной анимацией дает возможность кратко и лаконично выделить главное, уменьшает время на объяснение новой темы [1, с. 176-182].

LearningApps.org – это приложение, необходимое для процесса обучения и преподавания посредством интерактивных модулей. Модули можно вводить в образовательный процесс, менять их или создавать. В приложении создают ребусы, тесты, кроссворды, множество других заданий.

Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов не отменяют работы учителя, учебника, но в целом меняют направление педагогической деятельности.

Итак, формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации в сети Интернет.

Итак, в настоящее время один из перспективных форматов в учебном процессе – это комплексный подход к использованию цифровых образовательных ресурсов на уроках информатики. Ресурсы наглядно показывают ученикам процесс образования основных понятий, а также позволяют самостоятельно участвовать в данном процессе.

Список литературы

  1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: [о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов] Народное образование. – 2008. – № 1. – С. 176-182.
  2. Богнер Р. Введение в цифровую фильтрацию / Р. Богнер, А. Константинидис. – М.: [не указано], 2018. – 361 c.
  3. Буханцева Н.В. Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия Н.В. Буханцева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2008. – 402 с.
  4. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 623 c.
  5. Сборник материалов участников Международного научно-методического симпозиума «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» («ЭРНО-2010»): Труды Международного научно-методического симпозиума. г. Туапсе. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010. – 472 с.

Поделиться

756

Арсенова В. В. Внедрение новых образовательных форматов в учебный процесс в виде открытых данных по информатике // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.II.С. 18-20. URL: https://apni.ru/article/8135-vnedrenie-novikh-obrazovatelnikh-formatov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Информационные технологии»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря