Патриотическое воспитание школьников в среднеобразовательных школах Республики Таджикистан

В данной статье рассматриваются вопросы изучения патриотического воспитания школьников в общеобразовательных школах Республики Таджикистан. Отмечается, что патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда считалось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность наиболее способствуют пробуждению чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма предполагает постепенное и устойчивое формирование любви к Родине.

Аннотация статьи
патриотическое воспитание
методика обучения
школьники средних школ
Республика Таджикистан
Ключевые слова

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
(Бернард Шоу)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда считалось одной из важнейших задач современной школы, ведь детства и юность наиболее благоприятствуют пробуждению чувства любви к Родине. Воспитание патриотизма предполагает постепенное и устойчивое формирование любви к Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Тема нашей работы является актуальной, потому что по мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Целями патриотического воспитания являются формирование у граждан патриотизма, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности и дисциплинированности, способности проявить себя в укреплении и защите государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Формы воспитательной работы – это различные способы организации деятельности людей, собравшихся в коллектив для достижения одной или нескольких общих целей. Формы организации внеклассной работы отличаются от урока. К ним относятся экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, дебаты, олимпиады, конкурсы, научные исследования и т.д.

Для повышения уровня патриотизма каждый учитель должен использовать эффективные методы. Методы воспитания патриотизма являются наиболее распространенными методами ведения воспитательной деятельности в сфере воспитания патриотизма.

Методы подразделяются на:

  • словесные: диспуты, беседы и т. д.;
  • практические – поездка к ветеранам, уборка аллеи славы, поездка на аллею славы и т. п.;
  • наглядные: просмотр и обсуждение картин, выполнение рисунков на патриотическую тематику и т. д.

В качестве форм патриотического воспитания используются:

  • беседы на темы, связанные с патриотическим осознанием своей Родины;
  • проведение викторин;
  • знакомство с символикой Республики Таджикистан при проведении внеклассных мероприятий;
  • конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны;
  • конкурс чтецов «Дети о войне»;
  • конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»;
  • посещение музеев;
  • праздники, посвященные памятным датам;
  • игровые тренинги.
  • проведение праздников.

Чтобы повысить уровень воспитания патриотизма, педагог должен знать не только метод, но и структуры воспитания патриотизма.

В структуру воспитания патриотизма школьников входят: 1) комплекс образовательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотами; патриотизм и чувство патриотизма; 2) педагогическая деятельность субъектов образования, учитывающая требования психологии и педагогики и обеспечивающая формирование и развитие обучающихся в соответствии с образовательными целями; 3) самоуправленческая деятельность младших школьников, которая осуществляется в соответствии с сознательным идеалом гражданина.

В системе школьного образования процесс обучения учащегося полностью основывается на важных личных интересах школьника, максимально учитывая его личность. Именно здесь школьник имеет возможность научиться личному выбору, выбрать ключ к своему открытию, получить опыт духовной, нравственной, общественной деятельности и реализовать цели своей жизненной перспективы.

Основная задача воспитания патриотизма состоит в следующем: обоснование задач и принципов воспитания патриотизма; определить методы и способы воспитания патриотизма школьников; показать эффективные формы патриотического воспитания в начальных классах.

Таким образом, патриотическое воспитание это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс воспитания человека, любящего свою Родину, преданного своей Родине, готового служить своим трудом и защищать свои интересы. Человек, уважающий историю своей страны, ее природу, гордится прошлым и настоящим своей Родины. Воспитание патриотизма школьников должно осуществляться с учетом психологических особенностей детского возраста. Для воспитания патриотизма необходимы не только его сущность и содержание, но и внутренняя психолого-педагогическая составляющая, которые в совокупности выступают носителем этих качеств.

Текст статьи
  1. Беляева М.Д. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / М.Д. Беляева, Ю.И. Россова // Социально-экономическое развитие России: материалы Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 14 мая 2019 г.) / редкол.: Л.П. Кураков [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. С. 147-151.
  2. Голованова В.С. К вопросу о технологии духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта / В.С. Голованова, Ю.И. Россова // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2016. С. 112-115.
  3. Макарчук Я.В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования / Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская // Научный диалог. – 2017. – № 1. С. 280-291.
  4. Сухоносов А.П., Карнеев Р.К. Краткое введение в историю психологии. Учебно-методическое пособие. Москва – Брянск: Издательство «ТОД», 2016 г., 130 с.
  5. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]. – М.: Гардарики, 2015. – 520 с.
Список литературы