Главная
АИ #2 (184)
Статьи журнала АИ #2 (184)
Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим нару...

Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим нарушением речи

Автор(-ы):

Чигвинцева Алла Викторовна

13 января 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

общее нарушение речи
предложно-падежные конструкции
предлоги

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности нарушения предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи. Этапы работы над предложно-падежными конструкциями с учетом последовательности их усвоения в онтогенезе.

Текст статьи

В случае несформированности операции грамматического структурирования у детей с ОНР проявляются нарушения употребления предложно-падежных конструкций. Дети с трудом могут выбрать грамматическую форму из парадигматического ряда.

У детей с ОНР словообразования появляются в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Грамматическим строем речи такие дети овладевают намного медленнее чем их сверстники.

Ориентация в пространстве часто вызывает трудности у детей с недоразвитием речи. Поэтому у таких детей пространственные понятия сформированы недостаточно. Насколько сильно выражена несформированность, зависит от тяжести двигательных и речевых нарушений. Помимо того, что дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в употреблении предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения, но также они не могут определить правую и левую стороны тела или предмета. К таким нарушениям ведет несформированность пространственного анализа и синтеза [3, с.60].

Следует отметить, что в разных предложно-падежных конструкциях один и тот же предлог имеет различные значения (например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия «положил в ящик», а с предложным падежом - местонахождение «спит в ящике» [4, с.34].

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) Заменяются или пропускаются предлоги. Происходит замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В. Наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Это происходит потому, что дети с ОНР не понимают грамматических значений этих предлогов. Кроме того, речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;

б) одна предложно-падежная конструкция может заменяться другой;

в) ошибки в употреблении падежных окончаний имен существительных;

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания [2, с.51].

В процессе формирования грамматических средств языка осуществляется коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с речевыми нарушениями. Формирование правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами и словосочетаниями, является целью коррекционно-логопедической работы. Практический, наглядный и словесный методы обучения используются в строгом соблюдении основных дидактических принципов. Используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, занятий по рисованию, лепке, физкультуре, в часы досуга, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.

Необходимо учитывать последовательность усвоения предложно-падежных конструкций в онтогенезе. В первую очередь проводится работа над предлогами В, НА, ПОД, затем – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. [6, с.47].

Учитывается употребление предлогов с определенными падежами:

  1. Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты).
  2. Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия).
  3. Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия).
  4. Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие.
  5. Предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающие местонахождение предмета (лежит на столе) [2, с.30].

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. В различных предложно-падежных конструкциях предлог имеет разные значения. Например: предлог В с предложным падежом– местонахождение, с винительным падежом обозначает направление действия, а с (пишет В тетради, но положил В тетрадь).

Исходя из этого, при проведении коррекционной работы необходимо уточнить различные значения одного и того же предлога.

Помимо неправильного употребления предлогов, дети делают ошибки и в падежных окончаниях. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях [9, с.18].

Формирование предложно-падежных конструкций у выпускников логопедических групп дошкольных учреждений в общеобразовательные школы, является одним из условий развития связной речи.

Для преодоления описанных нарушений необходимо проводить групповую, подгрупповую и индивидуальная коррекционно-логопедическую работу, которая будет направленна на развитие оптико-пространственных представлений, анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений, формирование понимания предложно-падежных конструкций.

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СПб., 2001.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1996.
  3. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. М., 1995.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999.
  6. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СпБ: “Дельта”, 1996.
  7. Савина Л.П. Планирование коррекционной работы с дошкольниками, страдающими ОНР. М., 1998.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.
  9. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / Сб. статей МГПИ им. Ленина “Патология речи”. М., 1981.
  10. Яцель О.С. учимся употреблять предлоги в речи. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2007.

Поделиться

295

Чигвинцева А. В. Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим нарушением речи // Актуальные исследования. 2024. №2 (184). Ч.III.С. 56-57. URL: https://apni.ru/article/8139-osobennosti-narusheniya-predlozhno-padezhnikh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля