В случае несформированности операции грамматического структурирования у детей с ОНР проявляются нарушения употребления предложно-падежных конструкций. Дети с трудом могут выбрать грамматическую форму из парадигматического ряда.
У детей с ОНР словообразования появляются в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Грамматическим строем речи такие дети овладевают намного медленнее чем их сверстники.
Ориентация в пространстве часто вызывает трудности у детей с недоразвитием речи. Поэтому у таких детей пространственные понятия сформированы недостаточно. Насколько сильно выражена несформированность, зависит от тяжести двигательных и речевых нарушений. Помимо того, что дети с речевыми нарушениями испытывают трудности в употреблении предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения, но также они не могут определить правую и левую стороны тела или предмета. К таким нарушениям ведет несформированность пространственного анализа и синтеза [3, с.60].
Следует отметить, что в разных предложно-падежных конструкциях один и тот же предлог имеет различные значения (например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия «положил в ящик», а с предложным падежом - местонахождение «спит в ящике» [4, с.34].
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
а) Заменяются или пропускаются предлоги. Происходит замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В. Наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Это происходит потому, что дети с ОНР не понимают грамматических значений этих предлогов. Кроме того, речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;
б) одна предложно-падежная конструкция может заменяться другой;
в) ошибки в употреблении падежных окончаний имен существительных;
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания [2, с.51].
В процессе формирования грамматических средств языка осуществляется коррекционная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей с речевыми нарушениями. Формирование правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами и словосочетаниями, является целью коррекционно-логопедической работы. Практический, наглядный и словесный методы обучения используются в строгом соблюдении основных дидактических принципов. Используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, занятий по рисованию, лепке, физкультуре, в часы досуга, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
Необходимо учитывать последовательность усвоения предложно-падежных конструкций в онтогенезе. В первую очередь проводится работа над предлогами В, НА, ПОД, затем – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. [6, с.47].
Учитывается употребление предлогов с определенными падежами:
- Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты).
- Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия).
- Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия).
- Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие.
- Предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающие местонахождение предмета (лежит на столе) [2, с.30].
Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. В различных предложно-падежных конструкциях предлог имеет разные значения. Например: предлог В с предложным падежом– местонахождение, с винительным падежом обозначает направление действия, а с (пишет В тетради, но положил В тетрадь).
Исходя из этого, при проведении коррекционной работы необходимо уточнить различные значения одного и того же предлога.
Помимо неправильного употребления предлогов, дети делают ошибки и в падежных окончаниях. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях [9, с.18].
Формирование предложно-падежных конструкций у выпускников логопедических групп дошкольных учреждений в общеобразовательные школы, является одним из условий развития связной речи.
Для преодоления описанных нарушений необходимо проводить групповую, подгрупповую и индивидуальная коррекционно-логопедическую работу, которая будет направленна на развитие оптико-пространственных представлений, анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений, формирование понимания предложно-падежных конструкций.