Основные факторы преступности среди несовершеннолетних

В статье рассматриваются основные факторы преступности среди несовершеннолетних, а также безнадзорность и беспризорность.

Аннотация статьи
молодежь
факторы
подростки
беспризорные дети
преступность
противоправные деяния
несовершеннолетние
условия
рост преступности
безнадзорность
Ключевые слова

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается серьезная проблема – преступность среди несовершеннолетних. Преступность молодёжи в современной России – проблема, требующая к себе самого пристального внимания как со стороны государства, так и самого общества. Состояние преступности несовершеннолетних зависит от внутригосударственной проводимой политики, а также деятельности правоохранительной системы.

Несовершеннолетние преступники в настоящее время представляют собой не только угрозу общественной безопасности, так как они совершают кражи и убийства, но и угрозу национальной безопасности России, поскольку именно от них, зависит сохранение нормального генофонда нации.

Согласно Федеральному закону «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», несовершеннолетний – это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет [6].

Определение понятия преступления по российскому уголовному праву содержится в части 1 статьи 14 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которая гласит, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания [5].

Всякое преступление – это исключительно акт внешнего поведения человека, то есть деяние (поступок), совершаемое в форме действия либо бездействия, поведение, имеющее внешнее выражение, изменяющее общественные отношения. Психические процессы, мысли, не реализованные хотя бы частично, не могут рассматриваться как деяние.

Согласно статье 20 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности подлежит лицо, которое на момент совершения преступления достигло возраста 16 лет. Вместе с тем по некоторым статья уголовного кодекса ответственность несовершеннолетних предусмотрена с 14 лет, например: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), изнасилование (ст. 131), кража (ст. 158), грабеж (ст. 161), угон транспортного средства (ст. 166) и другие [5].

Значительное увеличение преступлений наблюдается в структуре подростковой преступности, а именно такие преступления, как изнасилование (+52,5%, с 99 до 151) и мошенничество (+36,5%, с 724 до 988). В целом количество совершённых с участием несовершеннолетних особо тяжких преступлений возросло на 22,5% и составило 2 256 фактов (2021 г. – 1 841). Это самый большой показатель за последние пять лет [1].

Данная статистика указывает нам на актуальность данной проблемы и на необходимость изучения основных факторов преступности среди несовершеннолетних.

Преступность несовершеннолетних имеет ряд своих специфических особенностей, которые отличают ее от взрослой преступности. Подростковый (переходный) возраст является главной отличительной особенностью. На этапе переходного возраста несовершеннолетний встречается с осознанием принадлежности к определенному полу, у подростка появляются первые признаки полового влечения, также происходит определенная переоценка ценностей жизни.

В подростковом возрасте ребенок начинает себя позиционировать взрослым, начиная перенимать все манеры взрослых (курение, распитие спиртных напитков, манера общения и так далее). Отсюда возникает сильное желание у мальчиков демонстрировать физическую силу, мужественность, употребление жаргона, а также ребенок включается в неформальные сообщества, состоящие из старших ребят с криминальной направленностью.

Подросток стремится самоутвердиться, добиться в обществе уважения, авторитета. У некоторых детей это проявляется в прилежном поведении, в успехе по учебе, но многие дети пытаются добиться внимания со стороны общества негативными методами (плохое поведение в школе, воровство, употребление ненормативной лексики и другое).

Несомненным является то, что причины преступности несовершеннолетних – это совокупность всех факторов и целостная система взаимодействующих элементов, которые влияют на ребенка. Безнадзорность и беспризорность детей остаются одними из наиболее тревожных характеристик современного российского общества, которые влекут за собой противоправные деяния среди молодежи.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей либо объективной невозможности выполнить их (например, состояние здоровья).

Однако в данном случае речь идет не только об отсутствии контроля, но и часто о плохом микроклимате в семье, который порождает безнадзорность. Игнорирование родителями необходимости следить за кругом знакомств своего ребенка приводит к возникновению наиболее опасных форм безнадзорности, когда ребенок попадает в криминогенные компании, а поскольку подросток часто оказывается неподготовленным к такой ситуации, эти группы легко подчиняют его себе.

Безнадзорность содействует созданию ситуаций и поводов для преступлений.

Беспризорные дети – это безнадзорные, не имеющие постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивных воспитательных воздействий. Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением.

Меры по борьбе с беспризорностью, зачастую сводятся к тому, что органы полиции устраивают рейды и отвозят детей в одну из больниц, где их отправляют в приют, откуда они снова убегают. Это одна из причин, по которой рост несовершеннолетней преступности не останавливается.

К основным криминогенным факторам семей, находящихся в социально опасном положении, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, относятся:

  • Воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем. Чаще всего одному родителю тяжело справиться с должным развитием и воспитанием своего ребенка из-за отсутствия помощи, денежных средств и постоянной усталости от такой жизни.
  • Злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность. Когда в семьях происходят данные явления, ребенок не хочет возвращаться домой, он находит занятия вне дома, пытаясь всеми силами избежать скандалов, драк и другого. Многие дети начинают копировать такое поведение и демонстрировать его вне дома.
  • Наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек). Окружающие часто накладывают «клеймо» на детей таких родителей, например: «Если отец у тебя судимый, то и ты таким будешь». Ребенок действительно начинает думать, что это так и начинает совершать противоправные действия.
  • Жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода. Дети, проживающие в таком микроклимате, не понимают, что значит хорошо, а что плохо, родители не показывают им этого, не дают любви и заботы, что очень важно для каждого человека. Как следствие, из этого происходит демонстративное, криминогенное поведение у несовершеннолетнего.
  • Отсутствие у части молодежи веры в закон и справедливость. Зачастую это вызвано недостатками профилактической работы общеобразовательных учреждений, а также упущениями в организации досуга молодежи [3].

Работа над снижением роста несовершеннолетней преступности включает в себя совокупность социальных, образовательных и психологических мер, направленных на предотвращение преступлений, обеспечение поддержки и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, а также создание благоприятных условий для их интеграции в общество.

Текст статьи
  1. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка за 2022 год [Электронный ресурс]: офиц.сайт. – Режим доступа: https://deti.gov.ru/Deyatelnost/documents/245.
  2. Жаровских, А.Б. Понятие преступности несовершеннолетних / А.Б. Жаровских. – Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2014. – № 4 (63). – C. 838-840. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/63/10122/ (дата обращения: 10.01.2024).
  3. Казакова, А.С. Причины возникновения и роста преступности несовершеннолетних / А.С. Казакова // Достижения науки и образования, 2018. – № 16.
  4. Макарова, А.А. Наставничество как процесс профилактики противоправных действий со стороны несовершеннолетних / А.А. Макарова // Воспитание успешной личности: современные вызовы и тренды: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году педагога и наставника (Вологда, 29 ноября 2023 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Вологодский государственный университет; [ответственный редактор О. В. Нагибина]. – Вологда: ВоГУ, 2023. – С. 271-275.
  5. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: УК тест с изменениями и дополнениями на 12.10.2023 принял Государственной думой 13 июня 1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: офиц.сайт. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
  6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 №120 [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12116087/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/.ф
Список литературы