Девиантное поведение «трудных» подростков одна из значимых психолого-педагогических проблем. В современном мире мы всё чаще наблюдаем негативное, аморальное поведение молодежи. В России с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. По данным МВД РФ, ежегодно подростками совершается 150 тыс. преступлений на фоне роста числа тяжких и повторных преступлений, в т. ч. совершаемых группами несовершеннолетних.
Исследования показывают, что почти в 90% случаев несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, воспитывающимися в семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, в семьях, где родители жестоко обращались с ними, употребляли алкоголь и наркотики. Отметим также, что согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики 40 % воспитанников учреждений вне семейного воспитания склонны к совершению преступлений, 40 % уже совершили их, 10 % склонны к суициду и только 10 % имеют позитивную мотивацию на будущую жизнь [1].
Девиантное поведение подростков (отклоняющееся поведение) является отклонением в поведении подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению [2].
Период онтогенеза – переходная стадия зависимости детского организма от самостоятельного и ответственного взрослого существования, которая означает, с одной стороны, окончание физиологического развития, с другой – достижение социальной высшей зрелости. Одна из важнейших потребностей в этом возрасте состоит в том, что подростки желают избавиться от опеки и контроля. В это время они начинают переоценивать свою внутрисемейную связь, межличностное взаимодействие со сверстниками. Подросток ожидает внимания, понимания и доверия от взрослых людей.
Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая конформные или девиантные мотивации. Причина этого – развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот.
Важным в нашей работе является перечисление и краткая характеристика социальных причин девиантного поведение подростков. Мы выделяем следующие причины: неблагоприятная семейная среда, негативные влияния со стороны сверстников, проблемы адаптации в школе, негативное воздействие масс-медиа, социальное неравенство, недостаточная доступность социальных услуг или равный доступ к ним, низкая моральность и духовность окружения, в котором проживает подросток.
1. Неблагоприятная семейная среда.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Неблагоприятные условия в семье, например, насилие, конфликты, отсутствие поддержки или надлежащего воспитания, могут способствовать развитию девиантного поведения у подростков.
2. Негативные влияния со стороны сверстников.
Подростки могут подвергаться давлению или влиянию отрицательных сверстников, таких как группы с преступными наклонностями или наркотической зависимостью, что может привести к принятию неправильных решений и попыткам следовать им. Негативное влияние со стороны сверстников усиливается возрастными особенностями подростка: неразвитость критического мышления, высокая потребность в оценке со стороны, желание независимости и самостоятельности.
3. Проблемы адаптации в школе.
Негативный опыт в школе, такой как неудачи в учебе, дискриминация, отсутствие поддержки со стороны учителей или сверстников, может привести к повышенной склонности к девиантному поведению. Задача школы – как можно раньше определить признаки дезадаптации ребенка в группе или среде, чтоб разработать эффективную систему профилактических мер по предупреждению развития социальной дезадаптации в более тяжелые формы девиантного поведения.
4. Негативное воздействие масс-медиа.
Средства массовой информации (СМИ) могут оказывать негативное воздействие на формирование девиантного поведения подростков. Чрезмерное времяпрепровождения перед телевизором, компьютером и другими гаджетами может привести негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности подростка. Избыток насилия, аморального поведения и жестокости, показываемый в средствах массовой информации, может оказывать негативное влияние на подростков и зарождать идеи девиантного поведения.
5. Социальное неравенство.
Неблагополучные семьи, многодетные и неполные семьи с детьми, проживающие за чертой бедности или имеющий небольшие доходы могут формировать у подростка определенные психологические установки, способные влиять на поведение ребенка. В большинстве случаев дети из таких семей совершают противоправные деяния (например, кражи), проступки. Не имея финансов на обучение или досуг, молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девиантному поведению.
6. Недостаточная доступность социальных услуг.
Отсутствие доступа к качественным социальным услугам, медицинскому обслуживанию, психологической помощи или поддержки для преодоления сложностей, может оставить подростков без необходимой поддержки и стимула для соблюдения норм, и правил. Особо остро данная причина возникновения девиантного поведения проявляется в сельских местностях, где количество и доступность социальных услуг ограничена ресурсами поселения и выражается в отсутствии специальных учреждений или кадров, для оказания качественной помощи.
Основные причины девиантного поведения наиболее сильно имеют влияние в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М. Ю. Кондратьев: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности, так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание своего характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.
Грамотная и своевременная профилактическая работа всех органов системы профилактика (семья, школа и другое) способна оказать значительное влияние на формирование социального поведения молодежи. Мы выделяем несколько способов профилактики девиантного поведения:
1. Расширение возможностей.
Содействие саморазвитию и самоосознанию подростков путем предоставления различных возможностей для занятий спортом, искусством, наукой и другими интересными хобби. Это поможет предотвратить скучность и отсутствие целей, которые могут спровоцировать девиантное поведение.
2. Развитие социальных навыков.
Предоставление возможностей для расширения социальной сети подростков и развития навыков коммуникации. Участие в различных сообщественных и благотворительных мероприятиях поможет им научиться сотрудничать, выражать эмоции и разрешать конфликты, что уменьшит вероятность девиантного поведения.
3. Образование.
Предоставление доступного и качественного образования, включая программы, рассказывающие о правильном поведении, здоровье, этике и ответственности. Образование также помогает развить критическое мышление, что способствует принятию более осознанных решений.
4. Поддержка семьи.
Поддержка родителей в их роли воспитателей, предоставление родительских тренингов и консультаций, где они смогут обсудить свои проблемы и получить практические советы. Родители являются первым примером для подростков и их взаимодействие с ними играет важную роль в предотвращении девиантного поведения.
Это лишь несколько из множества возможных мер, которые могут быть приняты для профилактики девиантного поведения среди подростков. Цель состоит в том, чтобы помочь подросткам стать ответственными, эмоционально здоровыми и социально осведомленными членами общества.
Чтобы избежать проблем, в первую очередь родители должны с раннего детства правильно воспитывать ребенка и уделять ему максимум внимания: дарить ему любовь и заботу, не ругаться в его присутствии, разговаривать с ребенком на разные темы, делиться своими чувствами и переживаниями, прислушиваться к его мнению.