Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Девиантное поведение подростков: социальные причины его возникновения

Девиантное поведение подростков: социальные причины его возникновения

Автор(-ы):

Голованова Алёна Алексеевна

Голованова Полина Алексеевна

13 января 2024

Научный руководитель

Волкова Ксения Вадимовна

Секция

Социология

Ключевые слова

норма
отклонение
девиантное поведение подростков
девиация
неблагополучие
аморальный образ жизни
неблагоприятная среда

Аннотация статьи

В статье рассматривается девиантное поведение подростков, причины возникновения.

Текст статьи

Девиантное поведение «трудных» подростков одна из значимых психолого-педагогических проблем. В современном мире мы всё чаще наблюдаем негативное, аморальное поведение молодежи. В России с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. По данным МВД РФ, ежегодно подростками совершается 150 тыс. преступлений на фоне роста числа тяжких и повторных преступлений, в т. ч. совершаемых группами несовершеннолетних.

Исследования показывают, что почти в 90% случаев несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, воспитывающимися в семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, в семьях, где родители жестоко обращались с ними, употребляли алкоголь и наркотики. Отметим также, что согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики 40 % воспитанников учреждений вне семейного воспитания склонны к совершению преступлений, 40 % уже совершили их, 10 % склонны к суициду и только 10 % имеют позитивную мотивацию на будущую жизнь [1].

Девиантное поведение подростков (отклоняющееся поведение) является отклонением в поведении подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению [2].

Период онтогенеза – переходная стадия зависимости детского организма от самостоятельного и ответственного взрослого существования, которая означает, с одной стороны, окончание физиологического развития, с другой – достижение социальной высшей зрелости. Одна из важнейших потребностей в этом возрасте состоит в том, что подростки желают избавиться от опеки и контроля. В это время они начинают переоценивать свою внутрисемейную связь, межличностное взаимодействие со сверстниками. Подросток ожидает внимания, понимания и доверия от взрослых людей.

Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая конформные или девиантные мотивации. Причина этого – развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот.

Важным в нашей работе является перечисление и краткая характеристика социальных причин девиантного поведение подростков. Мы выделяем следующие причины: неблагоприятная семейная среда, негативные влияния со стороны сверстников, проблемы адаптации в школе, негативное воздействие масс-медиа, социальное неравенство, недостаточная доступность социальных услуг или равный доступ к ним, низкая моральность и духовность окружения, в котором проживает подросток.

1. Неблагоприятная семейная среда.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Неблагоприятные условия в семье, например, насилие, конфликты, отсутствие поддержки или надлежащего воспитания, могут способствовать развитию девиантного поведения у подростков.

2. Негативные влияния со стороны сверстников.

Подростки могут подвергаться давлению или влиянию отрицательных сверстников, таких как группы с преступными наклонностями или наркотической зависимостью, что может привести к принятию неправильных решений и попыткам следовать им. Негативное влияние со стороны сверстников усиливается возрастными особенностями подростка: неразвитость критического мышления, высокая потребность в оценке со стороны, желание независимости и самостоятельности.

3. Проблемы адаптации в школе.

Негативный опыт в школе, такой как неудачи в учебе, дискриминация, отсутствие поддержки со стороны учителей или сверстников, может привести к повышенной склонности к девиантному поведению. Задача школы – как можно раньше определить признаки дезадаптации ребенка в группе или среде, чтоб разработать эффективную систему профилактических мер по предупреждению развития социальной дезадаптации в более тяжелые формы девиантного поведения.

4. Негативное воздействие масс-медиа.

Средства массовой информации (СМИ) могут оказывать негативное воздействие на формирование девиантного поведения подростков. Чрезмерное времяпрепровождения перед телевизором, компьютером и другими гаджетами может привести негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности подростка. Избыток насилия, аморального поведения и жестокости, показываемый в средствах массовой информации, может оказывать негативное влияние на подростков и зарождать идеи девиантного поведения.

5. Социальное неравенство.

Неблагополучные семьи, многодетные и неполные семьи с детьми, проживающие за чертой бедности или имеющий небольшие доходы могут формировать у подростка определенные психологические установки, способные влиять на поведение ребенка. В большинстве случаев дети из таких семей совершают противоправные деяния (например, кражи), проступки. Не имея финансов на обучение или досуг, молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девиантному поведению.

6. Недостаточная доступность социальных услуг.

Отсутствие доступа к качественным социальным услугам, медицинскому обслуживанию, психологической помощи или поддержки для преодоления сложностей, может оставить подростков без необходимой поддержки и стимула для соблюдения норм, и правил. Особо остро данная причина возникновения девиантного поведения проявляется в сельских местностях, где количество и доступность социальных услуг ограничена ресурсами поселения и выражается в отсутствии специальных учреждений или кадров, для оказания качественной помощи.

Основные причины девиантного поведения наиболее сильно имеют влияние в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М. Ю. Кондратьев: «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности, так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание своего характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Грамотная и своевременная профилактическая работа всех органов системы профилактика (семья, школа и другое) способна оказать значительное влияние на формирование социального поведения молодежи. Мы выделяем несколько способов профилактики девиантного поведения:

1. Расширение возможностей.

Содействие саморазвитию и самоосознанию подростков путем предоставления различных возможностей для занятий спортом, искусством, наукой и другими интересными хобби. Это поможет предотвратить скучность и отсутствие целей, которые могут спровоцировать девиантное поведение.

2. Развитие социальных навыков.

Предоставление возможностей для расширения социальной сети подростков и развития навыков коммуникации. Участие в различных сообщественных и благотворительных мероприятиях поможет им научиться сотрудничать, выражать эмоции и разрешать конфликты, что уменьшит вероятность девиантного поведения.

3. Образование.

Предоставление доступного и качественного образования, включая программы, рассказывающие о правильном поведении, здоровье, этике и ответственности. Образование также помогает развить критическое мышление, что способствует принятию более осознанных решений.

4. Поддержка семьи.

Поддержка родителей в их роли воспитателей, предоставление родительских тренингов и консультаций, где они смогут обсудить свои проблемы и получить практические советы. Родители являются первым примером для подростков и их взаимодействие с ними играет важную роль в предотвращении девиантного поведения.

Это лишь несколько из множества возможных мер, которые могут быть приняты для профилактики девиантного поведения среди подростков. Цель состоит в том, чтобы помочь подросткам стать ответственными, эмоционально здоровыми и социально осведомленными членами общества.

Чтобы избежать проблем, в первую очередь родители должны с раннего детства правильно воспитывать ребенка и уделять ему максимум внимания: дарить ему любовь и заботу, не ругаться в его присутствии, разговаривать с ребенком на разные темы, делиться своими чувствами и переживаниями, прислушиваться к его мнению.

Список литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики URL: Офиц. Сайт: – https://rosstat.gov.ru/.
  2. Центр гигиенического образования населения URL: Офиц. Сайт: – https://cgon.rospotrebnadzor.ru/.
  3. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н Иванов // Социально-политический журнал – 1995. – № 2.
  4. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: научное пособие / В. Т Кондрашенко – Минск, 1988.
  5. 3мановская, Е.В. Девиантология: учеб. пособие для студентов / Е.В. Змановская. – Москва, 2006.

Поделиться

4745

Голованова А. А., Голованова П. А. Девиантное поведение подростков: социальные причины его возникновения // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.II.С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/8144-deviantnoe-povedenie-podrostkov-sotsialnie

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля