Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Роль мотивации в занятиях по физической культуре

Роль мотивации в занятиях по физической культуре

Автор(-ы):

Соковикова Маргарита Максимовна

Новиков Алексей Владимирович

14 января 2024

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

мотивация
спортивная педагогика
усилия
внутренний процесс

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению мотивации в контексте спорта с акцентом на внутренние и внешние факторы, влияющие на направление и интенсивность деятельности спортсменов. Автор рассматривает мотивацию как процесс, связанный с актуализацией источников движущих сил, формирующих индивидуальное поведение в стремлении достижения поставленных целей.

Текст статьи

Мотивация – одна из самых популярных тем исследований в спортивной психологии и педагогики. Мотивация – это процесс актуализации источника движущих сил и индивидуального поведения, которые отвечают необходимостью достижения определенных целей.

Проще говоря, мотивацию можно определить, как направление и интенсивность деятельности своих усилий.

Направление усилий означает, что человек ищет или приближается к определенным ситуациям. Например, у ученика может возникнуть мотивация попытаться получить место в школьной футбольной команде, но не в сборной по гимнастике. Интенсивность показывает, сколько усилий человек проявляет в конкретной ситуации [1, с. 2450-2454].

Некоторые определяют мотивацию как внутренний процесс, который активирует, направляет и сохраняет поведение во времени.

Другими словами, мотивация – это «то, что заставляет гас идти, поддерживать и определять, куда мы пытаемся идти».

Мотивация – это процесс, в котором внутренняя энергия или потребности учащегося направляются на различные целевые объекты в своем окружении [4].

Другими словами, мотивация – это состояние, при котором усиливается желание работать лучше. Существуют определенные основные мотивы или потребности, которые каждый человек, будь то ребенок или взрослый пытается удовлетворить. Пока нынешнее поведение и знания человека достаточны для удовлетворения всех его потребностей, он не будет пытаться изменить свое поведение или приобрести новые знания.

Мотивация спортсменов интересна тем, что она может сильно различаться от игрока к игроку.

Внешняя мотивация – это поведение, обусловленное результатом, результатом или вознаграждением, которое отделено от самого действия.

Это популярная форма спортивной мотивации, поскольку упор делается на победу.

Вы и ваша команда проводите часы каждый день тренируясь, совершенствуя свое мастерство, в надежде, что это приведет к вашей победе. В более широком масштабе сезон проводится с упором на победу в чемпионате.

В рамках внешней мотивации удовольствие от того, что вы делаете, не обязательно находится на переднем плане вашего ума. Это внешняя награда, та конечная цель, которая подталкивает вас вперед. На самом деле, в настоящий момент вы даже можете быть абсолютно несчастны [1, с. 2450-2454].

Примеры внешней мотивации для спортсменов:

  • Спешите на практике, чтобы порадовать своего тренера.
  • Упорно тренируюсь, чтобы выиграть чемпионат.
  • Практикуюсь каждый день, чтобы получить стипендию.
  • Занимайтесь спортом, чтобы сделать своих родителей счастливыми.
  • Усердно работайте во время тренировки, чтобы на вас не кричали.
  • Игра на деньги.
  • Тренируйтесь и играйте, чтобы улучшить статистику.

Внешняя мотивация поглощается результатом. Действия атлета совершаются с мыслью, что они приведут к желаемому результату [3, с. 52-57].

Внутренняя мотивация в отличие от внешней мотивации, определяется как поведение, обусловленное внутренней радостью или удовлетворением.

Для спортсмена это означает, что ваша мотивация заниматься спортом исходит изнутри.

Когда спортсмен демонстрирует внутреннюю мотивацию, это не означает, что он не достигнет результата или не получит вознаграждения. Правда в том, что, например, в легкой атлетике результаты будут достигнуты независимо от того, фокусируетесь ли вы на них или нет.

Спортсмен с внутренней мотивацией выступает потому, что сам процесс выступления доставляет удовольствие. Эта форма мотивации принимает близко к сердцу фразу «из любви к игре».

Когда у человека есть внутренняя мотивация, причина, по которой спортсмен играет, исходит из самой игры. Допустим, вы баскетболист. Если вы лишены внутренней спортивной мотивации, вы сосредоточитесь не столько на победе в игре, сколько на самом процессе игры.

Можно подвести итог, что важно знать, что заставляет атлета участвовать в соревнованиях, потому что как только он поймет это, то сможет использовать это в своих интересах.

В спорте существуют две различные формы мотивации: внешняя и внутренняя мотивация.

Внешняя мотивация означает, что спортсменом движут награды и результаты, тогда как внутренняя мотивация означает, что им больше движет любовь к тому, что он делает.

В действительности спортсмен испытывает комбинацию этих двух факторов. Основная задача – выяснить, на каком из них ему лучше всего сосредоточиться.

Цель спортсмена должна состоять в работе над повышением своей мотивации.

Список литературы

  1. Бурцев, В.А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, И.Е. Евграфов // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2 (часть 11) – С. 2450–2454.
  2. Гасанова З.А. Женщины в изначально мужских видах спорта // Теория практика физкультуры. 1997. № 7. С. 15–24.
  3. Геноль, А.С. Гендерные особенности структуры мотивации выбора экстремальных видов спорта / А.С. Геноль // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2011. – №2 (72). – С. 52–57.
  4. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2017. 352 с.
  5. Небывайло Г.Н. Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы // Школьная педагогика. 2016. № 2. С. 30–32.
  6. Фирсов, М.Н. Изучение мотивации достижения как фактор психологической подготовки спортсмена / М.Н. Фирсов // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. – Астрахань: Астраханский университет, 2006. – С. 293–299.

Поделиться

261

Соковикова М. М., Новиков А. В. Роль мотивации в занятиях по физической культуре // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.IV.С. 62-64. URL: https://apni.ru/article/8148-rol-motivatsii-v-zanyatiyakh-po-fizicheskoj

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля