Художественные изделия, изготовленные методом филигрань
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (13), май '20

Художественные изделия, изготовленные методом филигрань

Работа посвящена изучению техники изготовления ювелирных изделий из металлической проволоки. В экспериментальной части рассмотрены 2 образца, изготовленных методом филиграни. Описаны обнаруженные элементы и вид филиграни.

Аннотация статьи
скань
техника филигрань
филигрань
технологии филигранных украшений
изделие
деталь филиграни
Ключевые слова

Филигрань (скань) – это техника изготовления ювелирных изделий из металлической проволоки (в основном из серебра и золота) в виде ажура [1, с. 233].

Изначально филигрань начали делать в Египте, но искусство скани распространилось по миру в таких масштабах, что историки стали называть авторами филиграни группу народов – древние египтяне, древние греки, этруски.

В настоящее время практически по всему миру изготавливают ювелирные изделия техникой филигрань. Наиболее чаще в России, Португалии, Средиземноморье.

На Руси данная техника имеет многовековую историю. Ещё в IX-X столетиях для декора ювелирных украшений использовали зернь. Позднее, в XII-XVI веках, помимо напайной скани стала применяться ажурная филигрань, которая дополнялась драгоценными камнями, твердой эмалью и даже деревом. Наиболее древние филигранные шедевры этого периода – «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы», которые сейчас хранятся в Оружейной палате [5, с.211].

Цель работы – изучить процесс изготовления ювелирных украшений из филиграни и провести диагностику двух украшений, изготовленных из филиграни.

Процесс изготовления филиграни содержит следующие этапы:

В начале на бумаге изображается орнамент. Сверху кладется тончайшая папиросная бумага, сквозь которую просвечивается набросок. Вслед за тем проволока пропускается сквозь фильеры до подходящего диаметра. Фильеры – это такой инструмент ювелира, который имеет отверстия различного диаметра. Сквозь фильеры сначала протягивается самый большой брусок металла и со временем, доходя до наименьшего диаметра отверстия, достигается необходимый диаметр проволоки. Затем проволока ссучивается, то есть, из двух проволок делается крученый жгут. Крученая проволока вальцуется и пропускается сквозь вальцы, чтобы жгутик стал плоским. Есть изделия, изготовленные из круглой крученой проволоки, есть из плоской не крученой. В современной филиграни нет строгих правил изготовления украшений или других изделий. Но так завелось, что традиционная русская филигрань – это изделие из плоской крученой проволоки. Проволока отжигается, чтобы стала мягкой и после этого из неё делают такие элементы филиграни, как завитки, спирали, розетка, стенёк и т.д. Главным условием в технике филигрань является то, что в изделиях соприкосновений проволоки изнутри ажура должно быть как можно большее. Все это для того, чтобы ажурное изделие было долговечным. После этого элементы филиграни приклеиваются к папиросной бумаге и наступает процесс пайки. При пайке папиросная бумага сгорает, а припой, растекаясь по изделию, соединяя элементы филиграни. Припой готовится заранее, и специальным методом: его пилят напильником и полученная стружка является припоем. Обычно, в качестве используют легкоплавкие серебряные сплавы, пример, серебро с медью. Для большей текучести в припой прибавляют флюс, например, бура. Когда завершилась пайка, от всех от всех окислов и остатков флюса изделие отбеливают в растворе лимонной или соляной кислоты. И в конце всех процедур, изделие промывают в проточной воде с мылом и полируют на полировочном круге с войлоком [4, с. 194].

На данный момент центрами сканного дела в России являются:

  • с. Казаково Вачского района Нижегородской области – родина Казаковской филиграни. В селе расположено Казаковское предприятие художественных изделий, изготавливающее ювелирную и сувенирную продукцию.
  • п. Красное-на-Волге Костромской области. Здесь находится Красносельское училище художественной обработки металлов, занимающееся сохранением традиционного красносельского ювелирного промысла – скань, эмаль, чеканка и др.
  • г. Павлово Нижегородской области. Здесь располагается государственное бюджетное образовательное учреждение Павловский техникум народных художественных промыслов России [5, с. 200].

В продаже очень часто можно встретить украшения «с элементами филигранной техники», но не подлинную филигрань. Основная масса украшений производится промышленным способом – литьем или штамповкой, что противоречит самому понятию подлинной филиграни, которая является кропотливой ручной работой мастера.

В качестве объектов исследования были выбраны два образца – кольца, на основании которых разработана методика по выявлению подлинности филиграни.

Исследования проводились с помощью оптического металлографического микроскопа МБС-10 с большой глубиной фокуса при увеличении от 8 до 56 крат [2, с. 69].

Сначала был исследован первый образец – кольцо (рис. 1).

Рис. 1. Первый образец

Через микроскоп был рассмотрен рисунок скани и обнаружено, что использовались такие элементы филиграни, как розетка, головочка, корнер и веревочка. Все элементы и само кольцо сделано из золота. Данный образец пример ажурно-объемной филиграни.

Вторым образцом послужило еще одно кольцо (рис. 2).

Рис. 2. Второй образец

На данном образце присутствуют такие элементы: веревочка, стенёк, грушечка [3, с. 77]. Кольцо также представлено объемной ажурной филигранью, но изготовлено уже из серебра.

При изучении деталей технологии филигранных украшений было использовано специальное оборудование с большим увеличением. Наиболее важные детали фиксировались микрофотографированием.

С помощью такого изучения получены данные о технологии изготовления филигранной орнаментации изделий. Произведена фиксация видов и параметров накладной или ажурной орнаментации, а также признаков конкретной технологии изготовления.

Текст статьи
  1. Флеров А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М., 1981.
  2. Мир филиграни под микроскопом // Наука в России. М., 2000 г. № 1. С. 64-71.
  3. Стили и технология древнерусской зерни и скани // Российская археология. М., 1998. № 3. С. 75-84.
  4. Марченков В.И. Ювелирное дело. – М., 1992.
  5. Древнерусские рясна // Истоки русской культуры. Материалы по археологии России. Вып. 3. М„ 1997. С. 197-214.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Осталось 6 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября