Главная
АИ #10 (13)
Статьи журнала АИ #10 (13)
Художественные изделия, изготовленные методом филигрань

Художественные изделия, изготовленные методом филигрань

Автор(-ы):

Бычкова Анастасия Андреевна

Глазко Анастасия Ильинична

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

деталь филиграни
изделие
технологии филигранных украшений
филигрань
техника филигрань
скань

Аннотация статьи

Работа посвящена изучению техники изготовления ювелирных изделий из металлической проволоки. В экспериментальной части рассмотрены 2 образца, изготовленных методом филиграни. Описаны обнаруженные элементы и вид филиграни.

Текст статьи

Филигрань (скань) – это техника изготовления ювелирных изделий из металлической проволоки (в основном из серебра и золота) в виде ажура [1, с. 233].

Изначально филигрань начали делать в Египте, но искусство скани распространилось по миру в таких масштабах, что историки стали называть авторами филиграни группу народов – древние египтяне, древние греки, этруски.

В настоящее время практически по всему миру изготавливают ювелирные изделия техникой филигрань. Наиболее чаще в России, Португалии, Средиземноморье.

На Руси данная техника имеет многовековую историю. Ещё в IX-X столетиях для декора ювелирных украшений использовали зернь. Позднее, в XII-XVI веках, помимо напайной скани стала применяться ажурная филигрань, которая дополнялась драгоценными камнями, твердой эмалью и даже деревом. Наиболее древние филигранные шедевры этого периода – «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы», которые сейчас хранятся в Оружейной палате [5, с.211].

Цель работы – изучить процесс изготовления ювелирных украшений из филиграни и провести диагностику двух украшений, изготовленных из филиграни.

Процесс изготовления филиграни содержит следующие этапы:

В начале на бумаге изображается орнамент. Сверху кладется тончайшая папиросная бумага, сквозь которую просвечивается набросок. Вслед за тем проволока пропускается сквозь фильеры до подходящего диаметра. Фильеры – это такой инструмент ювелира, который имеет отверстия различного диаметра. Сквозь фильеры сначала протягивается самый большой брусок металла и со временем, доходя до наименьшего диаметра отверстия, достигается необходимый диаметр проволоки. Затем проволока ссучивается, то есть, из двух проволок делается крученый жгут. Крученая проволока вальцуется и пропускается сквозь вальцы, чтобы жгутик стал плоским. Есть изделия, изготовленные из круглой крученой проволоки, есть из плоской не крученой. В современной филиграни нет строгих правил изготовления украшений или других изделий. Но так завелось, что традиционная русская филигрань – это изделие из плоской крученой проволоки. Проволока отжигается, чтобы стала мягкой и после этого из неё делают такие элементы филиграни, как завитки, спирали, розетка, стенёк и т.д. Главным условием в технике филигрань является то, что в изделиях соприкосновений проволоки изнутри ажура должно быть как можно большее. Все это для того, чтобы ажурное изделие было долговечным. После этого элементы филиграни приклеиваются к папиросной бумаге и наступает процесс пайки. При пайке папиросная бумага сгорает, а припой, растекаясь по изделию, соединяя элементы филиграни. Припой готовится заранее, и специальным методом: его пилят напильником и полученная стружка является припоем. Обычно, в качестве используют легкоплавкие серебряные сплавы, пример, серебро с медью. Для большей текучести в припой прибавляют флюс, например, бура. Когда завершилась пайка, от всех от всех окислов и остатков флюса изделие отбеливают в растворе лимонной или соляной кислоты. И в конце всех процедур, изделие промывают в проточной воде с мылом и полируют на полировочном круге с войлоком [4, с. 194].

На данный момент центрами сканного дела в России являются:

  • с. Казаково Вачского района Нижегородской области – родина Казаковской филиграни. В селе расположено Казаковское предприятие художественных изделий, изготавливающее ювелирную и сувенирную продукцию.
  • п. Красное-на-Волге Костромской области. Здесь находится Красносельское училище художественной обработки металлов, занимающееся сохранением традиционного красносельского ювелирного промысла – скань, эмаль, чеканка и др.
  • г. Павлово Нижегородской области. Здесь располагается государственное бюджетное образовательное учреждение Павловский техникум народных художественных промыслов России [5, с. 200].

В продаже очень часто можно встретить украшения «с элементами филигранной техники», но не подлинную филигрань. Основная масса украшений производится промышленным способом – литьем или штамповкой, что противоречит самому понятию подлинной филиграни, которая является кропотливой ручной работой мастера.

В качестве объектов исследования были выбраны два образца – кольца, на основании которых разработана методика по выявлению подлинности филиграни.

Исследования проводились с помощью оптического металлографического микроскопа МБС-10 с большой глубиной фокуса при увеличении от 8 до 56 крат [2, с. 69].

Сначала был исследован первый образец – кольцо (рис. 1).

Рис. 1. Первый образец

Через микроскоп был рассмотрен рисунок скани и обнаружено, что использовались такие элементы филиграни, как розетка, головочка, корнер и веревочка. Все элементы и само кольцо сделано из золота. Данный образец пример ажурно-объемной филиграни.

Вторым образцом послужило еще одно кольцо (рис. 2).

Рис. 2. Второй образец

На данном образце присутствуют такие элементы: веревочка, стенёк, грушечка [3, с. 77]. Кольцо также представлено объемной ажурной филигранью, но изготовлено уже из серебра.

При изучении деталей технологии филигранных украшений было использовано специальное оборудование с большим увеличением. Наиболее важные детали фиксировались микрофотографированием.

С помощью такого изучения получены данные о технологии изготовления филигранной орнаментации изделий. Произведена фиксация видов и параметров накладной или ажурной орнаментации, а также признаков конкретной технологии изготовления.

Список литературы

  1. Флеров А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. М., 1981.
  2. Мир филиграни под микроскопом // Наука в России. М., 2000 г. № 1. С. 64-71.
  3. Стили и технология древнерусской зерни и скани // Российская археология. М., 1998. № 3. С. 75-84.
  4. Марченков В.И. Ювелирное дело. – М., 1992.
  5. Древнерусские рясна // Истоки русской культуры. Материалы по археологии России. Вып. 3. М„ 1997. С. 197-214.

Поделиться

3342

Бычкова А. А., Глазко А. И. Художественные изделия, изготовленные методом филигрань // Актуальные исследования. 2020. №10 (13). Ч.I.С. 140-143. URL: https://apni.ru/article/815-khudozhestvennie-izdeliya-izgotovlennie-metod

Похожие статьи

Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня