СССР, или Союз Советских Социалистических Республик, был огромным государством, простиравшимся по Европе и Азии с 1922 по 1991 год. Этот союз занимал 1/6 общей площади суши и был самой крупной страной мира [10]. Однако в 1991 году произошел распад СССР, который оказал огромное влияние на политический ландшафт России. Это событие привело к серьезным переменам и вызовам для России. Стране пришлось столкнуться с необходимостью перехода к свободной рыночной экономике, строительству демократической системы правления и созданию новых политических институтов. Этот период был сложным и требовал от страны адаптации к новым реалиям.
Исследователи, изучающие причины распада СССР, выделяют три основные группы мнений. Первая группа ученых считает, что распад СССР был неизбежным и закономерным следствием изначальной непоследовательной политики большевиков. Этого мнения придерживаются Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, А. В. Кива. Алексей Васильевич Кива пишет о том, что система тоталитарного коммунизма начала саморазрушаться вследствие низкого уровня жизни населения и межнациональных конфликтов [4, с. 15-24]. Ю. В. Шишков подчеркивает общий кризис социалистической экономической модели, преследование экономических инициатив, жесткую систему централизованного управления, заложенную с основ Советского Союза, который позже развалился [9, с. 2-13]. Г. И. Мирский отмечает, что к 1988 году правительство страны потеряло контроль над экономикой и не смогло получить преимущество над растущим национальным движением республики [5, с. 12-22].
Оппоненты первой группы считают, что разногласия между лидерами, стоящими у руля государства, также способствовали распаду СССР. Например, С. С. Шушкевич, подписавший в 1991 г. как глава Республики Беларусь Беловежские соглашения, считает, что прекращение существования Советского Союза было обусловлено конфликтами между Б. Н. Ельциным и М. С. Горбачевым, а не внутренними предпосылками в виде глубокого социально-экономического кризиса или сложившейся ситуацией на международной арене («Холодная война»). Доктор исторических наук Д. Е. Фурман возлагал вину за развал Союза на представителей российской власти, которые преследовали своей целью не развитие страны, а личную выгоду [8, с. 10-19].
Третья группа исследователей считает, что распад СССР был результатом комбинации внутренних и внешних факторов. Они подчеркивают сложность и многогранность процесса распада, включая социально-экономические проблемы, национальные амбиции, политические разногласия и геополитическую ситуацию. В. В. Серебрянников выделяет воздействие внешних сил, политические, информационные, экономические действия, которые применяли США в ходе Холодной войны [7, с. 205-223]. Итогом такой политики должны были быть уничтожение коммунизма и начало процесса разделения СССР на отдельные территориальные образования, ранее составлявшие его состав.
Развал Союза произошел не за один год. Это был длительный процесс, который начался задолго до его фактического развала. В 1980-е годы стало очевидно, что страна столкнулась с серьезными проблемами, которые накапливались годами. Одной из главных причин была оторванность правящей элиты от обычных граждан. Это привело к ограничению свободы личности и подавлению гражданских прав. Однако население продолжало терпеть все трудности, так как было убеждено в величии своей страны, которое пропагандировалось. Экономическая сфера также стала звеном, где проявился развал. В стране стал назревать кризис, преодолеть который без реформ было сложно. Еще в период индустриализации СССР была установлена командно-административная плановая система, которая была эффективна в периоды мобилизации, но неспособна к долгосрочному развитию. Бюрократия, строгий план и громоздкий управленческий аппарат истощили экономику. В результате возник дефицит товаров и увеличилось народное недовольство.
Идеологический кризис также сыграл важную роль. Все меньше людей верило в построение коммунизма, включая руководство страны. Идеология, которая раньше объединяла людей, перестала выполнять свою функцию. В конце 1980-х годов национальные противоречия стали острее. Были обнаружены ошибки в основах создания Советского Союза, а республики требовали больше власти и автономии. Кроме того, зарубежные разведки активно вмешивались во внутренние дела страны, поддерживая оппозицию и протестные движения. В конце 1980-х годов СССР оказался в глубоком экономическом и политическом кризисе. Политика перестройки провалилась, и в стране начали формироваться антикоммунистические движения и демократические фронты. В республиках в 1989–1990 годах активизировалось национальное движение. Власть пыталась силами МВД и армии удержать контроль, однако ситуация выходила из-под контроля. На этом фоне во многих восточноевропейских странах социалистического лагеря прошли «бархатные революции», в результате которых были свергнуты коммунистические режимы. В октябре 1990 года произошло объединение Германии. Рушился железный занавес. Советский Союз уже не мог вмешаться в борьбу за поддержание коммунистического порядка в странах Восточной Европы, поскольку сам столкнулся с внутриполитическим кризисом: в марте-мае 1990 года о своем выходе из состава СССР заявили Прибалтийские республики, 11 марта – Литва, 30 марта – Эстония, а 14 мая решение выйти из СССР приняла Латвия.
В 1990 году в СССР состоялся исторический парад суверенитетов, который стал символом недоверия республик к центральной власти. Этот парад был инициирован провозглашением суверенитета различными союзными республиками. Первой о своем суверенитете заявила Россия, а 12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР официально провозгласил суверенитет Российской Федерации. После этого правительство СССР приступило к разработке нового союзного договора, который бы отразил изменения в политической ситуации и удовлетворил требования различных республик. В конечном итоге 17 марта 1991 года был проведен всенародный референдум, на котором гражданам был задан вопрос о сохранении обновленного Советского Союза. И удивительно, но 76% населения проголосовало за сохранение СССР, выразив свою надежду на лучшее будущее. Однако в апреле 1991 года на совещании в Ново-Огорево 9 республик, включая Россию, подписали заявление о новых принципах существования обновленного Союза. Это был важный шаг в направлении укрепления демократических принципов и уважения к суверенитету каждой республики. Подписание нового союзнического договора было запланировано на август 1991 года, и многие надеялись, что это будет новым этапом в развитии СССР. Однако события в августе 1991 года изменили ход истории. В этом месяце произошел путч, когда группа высокопоставленных чиновников попыталась захватить власть в стране. Этот путч был направлен против реформ и укрепления суверенитета республик. Но он был быстро подавлен благодаря активному сопротивлению населения и решительным действиям руководства республик, включая Бориса Ельцина. Путч провалился, и это стало точкой невозврата для СССР. В результате этого события многие республики начали активно выступать за свою независимость. В декабре 1991 года состоялось итоговое совещание, на котором высшими руководителями России, Белоруссии и Украины были подписаны Беловежские соглашения, официально объявляющие о распаде Советского Союза. Таким образом, парад суверенитетов в 1990 году стал началом серии событий, которые привели к концу СССР и возникновению новых независимых государств. Это был важный период в истории России и других бывших республик, который сформировал современную политическую карту этого региона.
Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано 8 декабря 1991 года, когда в селе Вискули, недалеко от Бреста, было подписано Беловежское соглашение. Это соглашение ознаменовало конец Советского Союза, и его подписали руководители трех государств: Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич [6]. В своих заявлениях они подчеркнули, что приняли решение о создании СНГ, осознавая свою ответственность перед народами и мировым сообществом, а также понимая необходимость в политических и экономических реформах.
Причины распада СССР были многочисленными и сложными. Внутренние и внешние проблемы и противоречия сыграли свою роль в этом процессе. Одной из таких причин были националистические тенденции, которые присутствовали во всех многонациональных странах СССР. Эти тенденции способствовали разобщению и разделению национальных республик, что в конечном итоге привело к распаду Советского Союза. Кризис советской экономической системы также сыграл важную роль в распаде СССР. Система хозяйствования, основанная на централизованном планировании и государственной собственности, не смогла справиться с вызовами времени. Диспропорции в экономике, основанной на экстенсивном развитии, также привели к ее разрушению. Народ стал разочаровываться в коммунистической идеологии и потерял веру в авторитарный политический режим Советского Союза. Кроме того, активная антисоветская деятельность со стороны Запада также оказала влияние на распад СССР. Поддержка и финансирование оппозиционных групп и движений, а также информационная война, способствовали ослаблению и дестабилизации советской власти. Все эти факторы в совокупности привели к неизбежности распада СССР. Это был сложный и исторический момент, который оказал огромное влияние на политическую карту мира. Создание СНГ стало новой главой в истории постсоветского пространства и открыло путь к независимости для многих стран, которые ранее были частью Советского Союза. Все вышеперечисленное позволяет сказать, что распад СССР был неизбежен.
Последствия распада СССР оказали значительное влияние на экономическую и политическую ситуацию в бывших республиках. Разрыв традиционных связей между хозяйственными субъектами привел к серьезному ухудшению возможностей для экономического развития в России и других странах СНГ. Экономические системы государств стали обособленными, что привело к повсеместному кризису и дезинтеграции советской экономики. В этой ситуации Россия благодаря своей относительной самодостаточности сумела справиться с последствиями распада СССР в меньшей степени, чем другие страны. У нее отпала необходимость субсидировать бывшие республики, и структура цен изменилась в ее пользу. Однако Россия продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве, но без значительных экономических или политических выгод для себя. Например, Украина и некоторые другие республики накопили значительные долги за поставки российских энергоресурсов и другой продукции. Распад СССР также привел к сокращению государственной территории России на четверть, а население уменьшилось наполовину. Это создало проблемы развития инфраструктуры, особенно в новых приграничных областях. Доступ на рынки сопредельных государств стал затрудненным на несколько лет, и некоторые из этих рынков были утрачены безвозвратно. Это привело к значительным потерям доходов для России и имело серьезные социальные последствия из-за временного отсутствия доступа к более дешевым потребительским товарам из стран СНГ, таким как сезонные овощи и фрукты.
Кроме того, распад СССР привел к возникновению новых границ и государственных структур, что вызвало политические и этнические конфликты. Некоторые из этих конфликтов, например, в Чечне, имели серьезные последствия для безопасности и стабильности в России. Позже В. В. Путин отметил: «…Ситуация на Северном Кавказе и в Чечне – это продолжение развала СССР. Какое-то время я надеялся, что с ростом экономики и развитием демократических институтов этот процесс будет заторможен. Но жизнь и практика показали, что этого не происходит» [1]. Однако, несмотря на все трудности и вызовы, Россия смогла восстановиться и начать процесс экономического и политического развития. Она стремится укрепить свою позицию на международной арене и развивать взаимовыгодные отношения с другими государствами СНГ и мировым сообществом в целом.
Миллионы человеческих связей были разорваны в результате распада СССР, и это привело к формированию комплекса «разделенной нации» у людей. Раньше россиянам не требовалось проходить таможенный контроль, чтобы посетить своих родственников на Украине, так как границы отсутствовали. Однако сейчас все изменилось, и это стало необходимостью. В 2003 году компания Romir Monitoring провела социологическое исследование, чтобы выяснить отношение россиян к распаду СССР. Респондентам в возрасте 18 лет и старше были заданы два вопроса: «Был ли распад СССР неизбежным или его можно было предотвратить?» и «Вы сожалеете, что СССР распался, одобряете его распад или Вам это безразлично?» Большинство опрошенных ответило, что распад СССР можно было предотвратить, и они сожалеют о его распаде [2, с. 20-22]. После распада СССР возникли проблемы национальных меньшинств, проживающих вне своих национальных центров. В России начал распространяться национализм и расовая дискриминация. Защита интересов этих меньшинств требует комплексного подхода, который может быть осуществлен через традиционную дипломатию на долгосрочной основе. В странах Балтии отношение к русскому населению резко ухудшилось после распада СССР, и начались гонения и притеснения в их адрес. Возник фашизм, который стал легальным. Проблема новых границ также стала актуальной и может вызывать напряжение в отношениях между государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР. Особенно остро эта проблема затрагивает Калининград, который оказался отрезанным от основной территории России.
Еще одним аспектом, подвергшимся критике, является экономика СССР. В то время был застой, который проявлялся в закостенелости государственного аппарата, отсутствии новых тенденций в культурной жизни и давлении идеологических клише. Однако экономика все же росла и составляла 3–4% в год, что является нормальным для развитой экономики. Хотя техническая отсталость была присутствующей, она в основном сказывалась на бытовом уровне. В целом же уровень технологических разработок в СССР был на 15% выше мировых стандартов, а сейчас соответствует только 4%, что свидетельствует о снижении технологического развития.
После распада СССР и конца коммунистического режима в России произошли значительные изменения в политической системе. Эти изменения были направлены на создание демократического и правового государства. Одним из главных изменений было введение многопартийной системы и свободных выборов. Многопартийная система означает, что в стране могут существовать несколько политических партий, представляющих различные политические взгляды и интересы. Свободные выборы означают, что граждане имеют право свободно выбирать своих представителей в органы власти. Введение многопартийной системы и свободных выборов в России было важным шагом к демократизации страны. Это дало возможность различным политическим силам выразить свои взгляды и участвовать в политической жизни страны. Однако введение многопартийной системы и свободных выборов также привело к появлению новых вызовов и проблем. Некоторые партии могли использовать свою власть для личных интересов или нарушать права оппозиции. Также, не всегда выборы проходили честно и прозрачно, что вызывало недоверие и протесты со стороны граждан. Тем не менее, введение многопартийной системы и свободных выборов в России сыграло важную роль в развитии демократии и гражданского общества. Это позволило гражданам активно участвовать в политической жизни страны, выражать свои мнения и влиять на принятие решений.
Еще одним ключевым изменением в политической системе России было создание президентской формы правления. Президентская форма правления предполагает, что глава государства – президент – является главным исполнительным органом власти. Он избирается народом и обладает широкими полномочиями в сфере управления государством. В России президентская форма правления была введена в 1993 году с принятием новой Конституции. Согласно ей, президент избирается сроком на 4 года и может быть переизбран только один раз. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами, обладает правом законодательной инициативы, назначает главу правительства и других высших должностных лиц, утверждает законы и указы президента. Введение президентской формы правления в России было направлено на укрепление исполнительной власти и повышение эффективности управления государством. Однако эта форма правления также привела к концентрации власти в руках президента и снижению роли парламента.
В рамках реформирования политической системы России были также внесены изменения в систему сдержек и противовесов. Были созданы новые органы власти, которые призваны контролировать деятельность исполнительной власти [3]. Так, в 1991 году был создан Конституционный Суд, который является высшим органом конституционного контроля. Конституционный Суд рассматривает дела о соответствии законов и других нормативных актов Конституции России. В 1995 году был создан Верховный Суд, который является высшим судебным органом в системе общей юрисдикции. Верховный Суд рассматривает дела по наиболее важным уголовным и гражданским делам. В 1993 году была создана Государственная Дума, которая является нижней палатой Федерального Собрания. Государственная Дума принимает законы, контролирует деятельность правительства и назначает некоторых высших должностных лиц. Введение новых органов власти в систему сдержек и противовесов было направлено на обеспечение баланса власти и предотвращение злоупотреблений.
Распад СССР в 1991 году стал лишь началом процесса формирования и развития новых независимых государств. Однако этот процесс сопровождался значительной нестабильностью и вызывал опасения относительно жизнеспособности некоторых из этих государств. Возможность распада и появления новых государств, подобно случаю с Абхазией и Приднестровьем, всегда присутствует. На данный момент, множество республик бывшего СССР сталкиваются с подобными проблемами. В Грузии, например, существуют проблемы, связанные с попытками отделения Абхазии, Аджарии и Южной Осетии. В Молдове продолжает существовать приднестровская проблема. Необходимо активно решать эти нестабильности, предпочтительно политическими методами. В этом вопросе Российская Федерация должна сыграть ключевую роль, не отказываясь от проблем, связанных с бывшим СССР. В случае игнорирования этих проблем ситуацию может решить Запад, что приведет к окончательной потере Россией влияния на пространстве бывшего СССР. Поэтому важно, чтобы Россия активно участвовала в урегулировании конфликтов и поддерживала стабильность в регионе.