Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении

В статье проанализированы особенности адаптации детей раннего возраста в период начала посещения детского сада. Рассмотрены вопросы роли родителей в период адаптации, а также партнерских отношений родителей со специалистами дошкольного учреждения.

Аннотация статьи
стресс
адаптация
семья
дошкольное образовательное учреждение
ранний возраст
партнерские отношения
Ключевые слова

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. И очень важно сделать переход ребенка в дошкольное учреждение безболезненным, сохранить его психического здоровье.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Не менее важно выстроить партнерские отношения между детским садом и родителями, которые в этот период не менее тревожны, а может и более, чем их дети. Помочь ребенку и родителям в адаптационный период можно через реализацию проекта игровых детско-родительских адаптационных встреч, который представляет собой целостный набор средств, приёмов и методов, совокупность которых способствует эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействует снятию стрессового состояния.

Цель проекта – обеспечение благополучного хода адаптационного периода. Работа осуществляется поэтапно.

I этап – организационно-подготовительный.

Цель: подготовка всех участников воспитательно-образовательного процесса к адаптационно-игровым встречам. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей начинается до поступления детей в дошкольное учреждение. До начала адаптационных встреч проводятся мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и психологического просвещения родителей, разрабатывается цикл занятий с вовлечением специалистов ДОУ, прогнозируется ход адаптации детей, разрабатываются меры поддержки детей группы риска.

Получив списки детей, готовящихся к поступлению в детский сад заведующий, совместно с воспитателями группы проводят анкетирование родителей и анализируют данные анкет о ребёнке: его привычках, предпочтениях, физическом здоровье и эмоциональном состоянии (чего боится ребёнок, какое настроение преобладает, отрицательные привычки, как общаются с ребёнком дома), какой у ребенка аппетит, сон, элементарные навыки самообслуживания. Далее проходит организационное родительское собрание, на котором через игры педагоги знакомятся с семьями будущих воспитанников, рассказывают о возрастных особенностях детей, как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад. Обозначают важность участия близких людей в момент поступления ребёнка в ДОУ.

Для педагогов и специалистов проводятся семинары-практикумы с целью знакомства с новыми технологиями, формами, методами и приёмами работы в группе раннего возраста и семьями воспитанников. Все методы и приёмы, изученные на семинаре, используются в дальнейшей работе с детьми на практике воспитателями и специалистами ДОУ: музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем логопедом, воспитателем. С учётом особенностей адаптационного периода организовывается развивающая предметно-пространственная среда группы.

II этап – практический.

Реализация системы групповых адаптационных встреч.

Цель – обеспечить благоприятный психологический климат в адаптационной группе для наиболее безболезненного введения ребёнка в новую социальную среду/ специалистами ДОУ совместно с родителями в течение двух недель проводятся игровые сеансы с детьми (игры-забавы, игры-сюрпризы, фольклорный материал и музыкальные игры), игры с мыльными пузырями, использованы элементы телесно-ориентированной терапии, театрализованные, хороводные и пальчиковые игры, а также релаксационные упражнения и продуктивная деятельность. Данные формы пробуждают заинтересованность, получение положительных эмоций у детей и родителей, что способствует снижению психоэмоционального напряжения.

При поступлении в детский сад важно чтобы ребёнок получил первый опыт вхождения в новую среду при поддержке близкого человека (матери, отца, бабушки). Родителям вместе с ребёнком предлагается находиться в группе, что позволяет ему правильно, без искажений воспринимать окружающее. Иногда в первое время ребёнок даже в присутствии близкого человека не хочет устанавливать контакт с педагогами и детьми. В таком случае родители предлагают некоторое время понаблюдать за действиями педагогов, во время которого, нужно подчеркивать доброе отношение педагогов, интересные моменты, как весело играют, какие интересные игрушки дают детям и т. п.

Через какое-то время ребёнок сам начинает интересоваться окружающим, тянет близкого человека за собой – начинают вместе с родителями рассматривать игрушки, действовать с ними, участвовать в совместных играх. Вот этот интерес к новому и должны поддержать родные. Родителям дается установка, что их роль заключается не только в том, чтобы снять эмоциональное напряжение у ребенка, но и в том, чтобы помочь установить эмоциональный контакт с воспитателем, познакомить ребенка с окружающим, чтобы он перестал бояться новой обстановки, детей, взрослых. Неоднократное пребывание вместе с мамой или другим близким человеком снимает у ребёнка неуверенность, страх перед неизвестным, что побуждает его к самостоятельному исследованию обстановки и обращению к педагогу и его действиям. И как только обстановка и общение с воспитателем вызывают стойкий интерес ребёнка, родителям можно выйти из группы оставив его на 15–30 минут одного. Ребенок начинает посещать детский сад самостоятельно по 2–3 часа в день. На этом этапе воспитатель проводит наблюдения за эмоциональным состоянием детей и фиксирует результаты в адаптационных листах, а также работая в тесном сотрудничестве с родителями обсуждает их в ежедневных беседах с родителями.

Постепенно увеличивается пребывание ребёнка в детском саду с включением его во все режимные моменты. Опираясь на то, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

III этап – контрольно-аналитический.

Цель – оценка эффективности проведённых мероприятий в рамках адаптационных встреч. На основании результатов адаптации детей раннего возраста, отраженной в адаптационных листах воспитанников проводится комплексный анализ адаптации группы и выстраивается маршрут дальнейшей совместной работы педагогов и родителей.

Опыт работы организации совместного пребывания детей и взрослых показал – малыши, посещающие группу вместе с близкими людьми, быстрее и легче преодолевают трудности адаптационного периода. За последние два года мы не имеем детей с тяжёлой степенью адаптации, снизился процент детей со средней степенью адаптации.

Текст статьи
  1. Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №1 - С. 32-34.
  2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
  3. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,198 - 80с.
  4. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 120с.
Список литературы