Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка успешным. Но далеко не каждый родитель знает с чего начать путь ребенка к успеху. На просторах интернета и в книгах по воспитанию маленьких гениев мы можем познакомиться со множеством методик по раннему развитию (Монтессори методика, методика раннего развития Сенити Сузуки, методика Масари Ибука, методика Макото Шичида и много другие методик, разработанных великими педагогами мира и неравнодушными родителями). Но, к сожалению, в современном мире все больше родителей совершенно не обращают внимание на важность формирование речи своего ребенка. В условиях стремительного мира и большей занятости на работе родители зачастую заменяют живое общение с ребенком на подмену гаджетом, искренне считая, что данная замена может быть равноценной. Но, к сожалению, это не так, ребенок с первых минут жизни остро нуждается в живом общении, в зрительном контакте со своими родителями. Ребенок, должен слышать обращенную речь, в определенном возрасте отвечать гулением, следить за предметами, слушать потешки – все это ведет к своевременному формированию речи у детей раннего возраста. Еще Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.
Наступает момент, когда ребенок начинает посещать дошкольную образовательную организацию (далее ДОО), и педагоги сталкиваются с тем, что малыши владеют навыками родной речи на очень низком узком уровне. Развитие речи дошкольника является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОО. Речь, как средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. Будь то игра, прогулка или развлечение.
В системе работы с детьми раннего возраста, в условиях ДОО, можно предложить педагогам использовать следующие ситуации общения в режимных моментах или в совместной деятельности, использованные на личном опыте:
- Организовать ситуацию общения созданной спонтанно. Исходя из настроения ребенка, или его интереса в данную минуту. Продолжительность общения не более 5 минут.
- Чтение художественной литературы, исходя из возрастных особенностей и потребностей, в сопровождении соответствующего музыкального отрывка, или героя-куклы Би-Ба-Бо. Такая ситуация всегда находит эмоциональный отклик у дошкольников.
- Ситуация общения могут быть реалистично-практичными (рассматривание иллюстраций из жизни), хороший отзыв у детей вызывают иллюстрации с животными или любимыми героями сказок или мультфильмов. Важно так же отметить. Что игра является ведущей деятельностью ребенка.
Надо отметить, что современные педагоги ДОО, стараются уделять большое внимание развивающей среде, через которую ребенок, играя, познает окружающий мир. Эта среда должна быть, содержательно насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Ее цель – побудить ребенка на взаимодействие. Помимо вышеперечисленного, педагоги раннего возраста охотно используют в своей работе – пальчиковые игры (кинезиологические упражнения), игры с предметами (шнурки, вода, песок), массаж пальцев и кистей рук. (карандаш, катушка от ниток) и творческие игры. Ведь ученым доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование ''речевых'' зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Хотелось бы пожелать успеха начинающим специалистам, которые горят желанием развить речь у детей раннего возраста, а также сказать огромное спасибо специалистам, которые неустанно развиваются сами и развивают дошкольников, придумывая новые методики и игры.