Навыки и качества руководителя территориального органа внутренних дел по формированию профессиональной культуры труда в подразделении
научный журнал «Актуальные исследования» #10 (13), май '20

Навыки и качества руководителя территориального органа внутренних дел по формированию профессиональной культуры труда в подразделении

Статья посвящена формированию профессиональной культуры труда в подразделениях органов внутренних дел (на примере территориального органа) МВД России благодаря навыкам и личным качествам руководителя.

Аннотация статьи
культура труда
профессиональная культура
личные качества
профессиональные навыки
руководитель органа внутренних дел
Ключевые слова

Территориальный орган внутренних дел объединяет разные службы и подразделения, целью которых является выполнение задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на территории определенного района. Сотрудники данных подразделений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, вступают в служебные отношения по поводу выполнения своих должностных обязанностей. В результате взаимодействия возникает такое понятие, как профессиональная культура труда.

Профессиональная культура труда в территориальном органе внутренних дел любого уровня заслуживает особого внимания. Во-первых, в современных условиях, в стремительно быстром развитии нашего общества многие нравственные основы, правила приличия, поведения с каждым днём утрачивают своё значение, общение между людьми становится более упрощенным. Во-вторых, законодательство наделило сотрудников органов внутренних дел определенными властными полномочиями, реализация которых непосредственно связана с взаимодействием как с коллегами по работе, так и с гражданами и организациями.

Необходимость формирования профессиональной культуры труда обусловлена рядом факторов, таких как, изменения в политической, экономической, социальной сферах государства, разработка нового, более современного подхода к профессиональному образованию государственных служащих. Продолжается реформирование правоохранительной системы, повсеместная оптимизация, сокращение сил и средств. В этих условиях большая ответственность за принятие ряда решений возлагается на руководителя органа внутренних дел. От руководителя зависит эффективность деятельности подразделения, а именно, выполняемых им задач, таких как: обеспечение личной и общественной безопасности граждан, охрана общественного порядка, борьба с преступностью. Руководители, которые ориентируются на достижение положительных показателей в деятельности своего подразделения, формируют у подчиненных сотрудников позитивную мотивацию, благодаря их грамотному руководству в коллективе складывается благоприятный климат, отношения между подчиненными основываются на принципах взаимной помощи и уважения, а также направлены на решение совместных служебных задач. Требования, предъявляемые к руководителю органа внутренних дел достаточно высоки. Руководитель должен в совершенстве владеть методами управления, управленческие отношения должны основываться на принципах централизации и единоначалия, с учетом человеческих факторов. Одной из составляющих успешной деятельности руководителя является его профессиональная культура труда. Проблема профессиональной культуры труда руководителя органа внутренних дел заключается в том, что современный характер службы в органах внутренних дел предъявляет к руководителю определенные требования. В современном обществе усложнилась система управления в общем. Уровень рядовых сотрудников изменился. Современные сотрудники органов внутренних дел более образованны, готовы отстаивать свои права и свободы, не склонны к зависимости от служебного положения. Работа руководителя стала более сложной и ответственной. Также сильно повысились требования и ответственность к должности руководителя.

Если обратиться к истории органов внутренних дел, то процесс формирования культуры служебных отношений между сотрудниками и, сотрудниками и руководителями, прошел достаточно долгий путь. Советский период становления органов внутренних дел предшествовал нашему периоду – периоду формирования российской полиции. Большинство кадров, пополнивших ряды российской полиции, были воспитаны в советский период. Очень интересно отмечает в своей статье А.А. Безруков «Динамика образа сотрудника органа внутренних дел в массовой культуре России»: «Жеглов и Шарапов олицетворяют образ советского милиционера послевоенного времени. Это настоящие герои, борцы с преступностью, мужественные, верные долгу. Фраза Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме» остается крылатой до сих пор. Конечно, Жеглов - типаж жестокий и циничный: он все еще на войне и работает по законам военного времени, но его поступки оправдываются правотой дела. Жеглов - олицетворение справедливости. Шарапов же представлен интеллигентом, человеком новой эпохи, это тип нового гуманного милиционера. Он, как глоток свежего воздуха, необходим органам в послевоенные годы. Шарапов - олицетворение законности. По его мнению, победа над преступностью будет одержана не карательными методами, а в ходе развития страны и самосознания граждан» [1].

Рассматривая постперестроечный период и его воздействие на профессиональную культуру сотрудников органов внутренних дел можно сделать вывод, что это был достаточно сложный со всех точек зрения период. В то время произошла полная переоценка ценностей в обществе, произошли большие изменения в политической, экономической и социальной сферах российского общества. Это был нелегкий период как для всей страны, так и для органов внутренних дел, в том числе. Вряд ли можно говорить о каком-то развитии профессиональной культуры в то время в органах внутренних дел. Разгул преступности, передел сфер экономического влияния, криминализация бизнеса и политические трудности требовали от сотрудников органов внутренних дел непомерного внимания и вложения сил. В этот период наблюдается отток кадров из милиции из-за нестабильной экономической обстановке в стране. Поэтому, на мой взгляд, данный период отрицательно сказался как на развитии профессиональной культуры органов внутренних дел, так и культуры труда в данной системе, в частности.

Поводя итог небольшой исторической справке о развитии профессиональной культуры труда в органах внутренних дел в разные эпохи Российского общества, можно с уверенностью сказать, что это был долгий и непростой процесс, благодаря которому постепенно, в процессе осуществления служебной деятельности сформировалась профессиональная культура труда в органах внутренних дел.

Итак, что же представляет собой профессиональная культура труда в современных органах внутренних дел.

Ряд авторов, занимавшихся исследованием профессиональной культуры, определяют это понятие по-разному. Так, М.А. Базарнов отмечает, что «профессиональная культура сотрудника органов внутренних дел представляет собой результат и показатель высокого уровня его профессиональной подготовленности, основывающиеся на высокой общей культуре личности, а также образовании, профессиональном мастерстве и опыте работы, способности его к саморазвитию и самосовершенствованию, умению оптимально и эффективно применять имеющийся арсенал профессиональных знаний, умений и навыков в процессе повседневной служебной деятельности» [2].

О.Г. Ковалев считает, что структура профессиональной культуры сотрудника органа внутренних дел включает в себя следующие основные элементы: профессиональные знания, умения и навыки; профессиональную этику специалиста; профессионально значимые качества личности; профессиональные интересы; профессиональные идеалы, ценности и предпочтения; нравственную культуру; культуру общения; культуру управления; культуру личного труда; штабную культуру; правовую культуру [3].

Если рассматривать профессиональную культуру трудовой деятельности с точки зрения составляющей какой-либо системы, то можно с уверенностью сказать, что она входит в иерархическую систему, вершиной которой с одной стороны является культура, а с другой стороны- труд. С точки зрения качества профессиональной культуры, то можно выделить низкий, средний и высокий уровни. Рассматривая составляющие профессиональной культуры руководителя органа внутренних дел, допустимо включить следующие:

  1. Личные качества субъекта профессиональной культуры. К ним можно отнести такие, как ответственность, настойчивость, порядочность, целеустремленность, находчивость и т.п.
  2. Профессиональные способности, которые появляются у субъекта профессиональной культуры в процессе работы. Так, руководитель в процессе осуществления своих должностных обязанностей приобретает ряд навыков и умений, таких как, способность быстро принимать решения, концентрироваться на решении неотложных задач, умение анализировать большие потоки информации и выбирать только нужную.
  3. Система ценностных ориентаций. В её блок я бы включил такие качества, как идеалы и убеждения. Хотя они также приобретаются в процессе профессиональной деятельности, но при этом, они взаимосвязаны с личностными качествами субъекта.
  4. Компетентность. Здесь уместно упомянуть те теоретические и практические навыки, которыми наделен руководитель. Но и стоит этот блок сочетать со вторым, так как компетентность и профессиональные способности проявляются не сразу, а в процессе прохождения службы, в процессе получения опыта.

Все эти составляющие дают возможность представить профессиональную культуру как целостную систему, состоящую из ряда элементов. В этом случае стоит согласиться с мнением А.В. Калекиной, которая считает, что «профессиональная культура представляет порождение коллективной деятельности людей, ее конкретными исполнителями являются отдельные лица. И каждый субъект труда выступает по отношению к профессиональной культуре одновременно как:

  • «продукт профессиональной культуры», введенный в ее нормы, ценности, этику, взаимодействует с другими людьми, получая специальное образование, совершенствуя навыки и умения, что прямо или опосредованно работает на формирование личности адекватной специфики деятельности, и корректировку параметров этой адекватности;
  • «потребитель профессиональной культуры», использующий ее нормы и правила в своей профессиональной практике, пользующийся знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами для личной самореализации в профессиональной деятельности;
  • «производитель профессиональной культуры», творчески повышающий уровень профессиональной культуры, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования (собственной оценки) может быть квалифицировано как элемент творчества;
  • «транслятор профессиональной культуры», воспроизводящий и транслирующий в практических действиях накопленные знания, умения, опыт. Можно выделить еще важнейшее свойство «профессиональной культуры» – это ее функционирование в качестве основания для осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального «Я» [4].

Руководитель территориального органа внутренних дел является субъектом профессиональной культуры труда. Профессиональная культура руководителя органа внутренних дел предполагает, во-первых, соблюдение им требований действующего законодательства, регламентирующего порядок прохождения службы, во-вторых, наличие у него умений и компетенций, направленных на грамотное управление коллективом и распределение рабочего времени с целью повышения эффективности служебной деятельности.

Профессиональная культура личности включает в себя уровень образования, профессиональные навыки и знания, опыт. Также одной из составляющих профессиональной культуры руководителя можно считать его умение грамотно и слаженно управлять коллективом, то есть своего рода, управленческая культура. Организаторские способности включают в себя такие, как планирование, коммуникативность, умение организовать выполнение задач подчиненными подразделения, мотивация на результаты, а также умение достойно оценить труд сотрудников.

Личностные качества являются первостепенными, точнее сказать, основополагающими в формировании управленческой культуры. По мнению С.Г. Реброва «современный руководитель – это лидер коллектива, человек авторитетный, способный воспринять общие нужды и проблемы коллектива, принять на себя ту долю организации удовлетворения этих нужд и решения проблем, которую другие члены коллектива взять на себя не могут» [5].

Также составляющими, улучшающими профессиональную культуру труда руководителя, являются его профессиональные навыки и знания. Как отмечает Л.Х. Тадтаева, отсутствие знаний и навыков у руководителей подразделений ОВД порождает ошибки при управлении личным составом, которые ведут к дополнительной психологической напряженности в состоянии сотрудников и снижают эффективность их деятельности» [6]. Действительно, профессиональные знания и навыки, сформировавшиеся в процессе служебной деятельности руководителя ОВД, имеют важное значение на формирование профессиональной культуры труда. Стоит отметить, что для повышения качества этих навыков и знаний руководителю целесообразно периодически проходить повышение квалификации в зависимости от занимаемой должности и подразделения.

Таким образом, стоит отметить, что в большей степени уровень профессиональной культуры труда в коллективе зависит от того, как его руководитель умеет настроить темп работы в коллективе. В основе результативности деятельности коллектива лежит качество профессиональной культуры. Вот почему, руководитель, имеющий высокий уровень организованности и сплоченности в коллективе имеет высокие показатели в служебной деятельности, а в результате – это и есть высокий уровень профессиональной культуры его труда. Именно от руководителя в территориальном органе внутренних дел зависит уровень сплоченности коллектива и результативности его служебной деятельности. При этом, руководителю, имеющему высокие показатели в процессе служебной деятельности нельзя все достижения учитывать только из-за своего профессионального уровня. Профессиональная культура труда руководителя порождает профессиональные результаты всего коллектива.

Текст статьи
  1. Безруков А.А. Динамика образа сотрудника органа внутренних дел в массовой культуре России // Вестник Омской православной духовной семинарии, №1, 2017. С.109.
  2. Базарнов, М.А., Козеев Р.А., Хабарин О.М. Особенности формирования профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел в современных условиях / Вестник экономической безопасности. 2016, №2. С. 394.
  3. Ковалев О.Г., Емельянов С. Профессиональная культура сотрудника уголовно-исполнительной системы (психолого-педагогические вопросы и проблемы формирования). М.: Права человека, 2003. С. 15–17.
  4. Калекина А.В. Место и роль корпоративной культуры в формировании профессиональной культуры субъекта труда в России // Омский научный вестник № 3, 2011. С.122.
  5. Ребров С.Г. Кадры в системе управления органами внутренних дел: лекция. - М., 2000. С. 23.
  6. Тадтаева Л.Х. Изучение профессионально значимых, личностных качеств среднего начальствующего состава как одного из факторов, влияющего на качество деятельности личного состава // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2009, том.15. С.182.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября