Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Субкультуры в современном мире. Способы педагогического взаимодействия с ними

Субкультуры в современном мире. Способы педагогического взаимодействия с ними

Рубрика

Социология

Ключевые слова

субкультура
социализация
воспитание
педагоги
подростково-юношеская субкультура

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается роль субкультур в процессе социализации подростков и юношества. Обсуждается важность знания педагогами особенностей различных субкультур для более эффективной организации жизнедеятельности воспитательных организаций.

Текст статьи

В современном мире субкультуры заново восстанавливают довольно существенную роль в относительно социально-контролируемой социализации, то есть они влияют на то, как протекает воспитание. Эта роль неоднозначна по отношению к различным видам воспитания, различным возрастным группам воспитуемых и тем или иным видам воспитательных организаций.

Осуществляя социальное воспитание педагогам, необходимо, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры.

Знать это необходимо для того, чтобы, организуя жизнедеятельность воспитательных организаций, принимать в расчет позитивные и негативные особенности субкультур. Так, веяния моды могут отражаться, например, в быту, в оформлении интерьера помещений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнедеятельности (различные виды шоу, конкурсов, игр и пр., ставшие популярными благодаря телевидению).

Субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, которое отличается собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Признаки субкультур:

  • особый стиль жизни и поведения;
  • собственный набор моральных ценностей и взглядов;
  • характерные особенности внешнего вида;
  • нонконформизм;
  • низкая толерантность ко всеобщим ценностям и высокая к ценностям, принятым внутри движения.

Субкультуры делятся на три вида:

  • Просоциальные – не противопоставляют себя обществу (ролевики, эмо) Некоторые из них, например, зеленые могут участвовать в решении различных политических и социальных проблем.
  • Асоциальные – не приемлют некоторые общепринятые ценности, но не посягающие на эти нормы (хиппи, готы).
  • Антисоциальные – противостоят обществу, противостоят общепринятым принципам культуры (скинхеды, антифа).

Если обобщать, то стоит отметить, что большинство известных определений субкультуры акцентируют внимание на ограниченном наборе оснований: знаковых (общность идеологии, ментальности, символики, культурного кода, картины мира); поведенческих (обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения); социальных (социальная группа, страта и т.д., определяемые как носители субкультуры и её поражающая среда).

У представителей всех субкультур в приоритете стоят абстрактные ценности (асоциальные: свобода, уверенность в себе, жизненная мудрость; просоциальные: творчество, красота природы и искусства, свобода, любовь.) и ценности межличностного общения (асоциальные: свобода, наличие хороших верных друзей; просоциальные: свобода, любовь). Но при этом асоциальные и просоциальные субкультуры считают для себя наиболее приоритетными разные пути их достижения.

Из инструментальных ценностей наиболее приоритетными у асоциальных субкультур являются ценности самоутверждения: твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, независимость. У просоциальных субкультур наиболее значимыми являются ценности дела: образованность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения.

Различия наблюдаются в области инструментальных ценностей, из чего следует, что представители асоциальных и просоциальных субкультур предпочитают разные пути достижения поставленных целей. Результаты исследования позволили выявить специфику определенных молодежных субкультур, их особенности, различия и наиболее значимые жизненные ценности.

Знание различий ценностных ориентаций представителей асоциальных и просоциальных субкультур может служить основанием для понимания и прогнозирования поведения членов группы, направления активности группы, а также позволяет дифференцировать воспитательные подходы к определенным группам молодежи.

Специалисты по работе с такими школьниками, педагоги должны предлагать им альтернативные и привлекательные для них пути и способы проведения свободного времени, организации досуга. Необходимо определить социально-педагогические условия эффективного взаимодействия учреждений образования с молодежными субкультурами и неформальными объединениями, в том числе и профилактики их возможного негативного влияния на подрастающее поколение. Должна быть обязательная организация занятости и досуга школьников в соответствии с их ценностями, интересами и потребностями. Например: спортивные и музыкальные мероприятия, концерты, конкурсы ролевых игр, Интернет-проекты, молодежные социальные сети, сайты, форумы, телевизионные, радио и другие информационные программы, и т.д. На мероприятиях необходимо поддерживать неформальный стиль, свободу общения и творчества молодежи. Особенное внимание необходимо обратить на молодежные субкультуры музыкального направления, которых достаточно много. На различных мероприятиях можно обеспечить музыкальное сопровождение с учетом вкусов и потребностей подрастающего поколения, т.е. дать им возможность слушать любимую музыку. Так же один из способов налаживания взаимодействия с членами субкультур – это организация своей мини-субкультуры: символика, несколько основных, правильно подобранных принципов и девизов – помогут правильно организовать деятельность детей.

Эти данные могут быть использованы в работе психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов при проведении воспитательных мероприятий, разработке социальных проектов. Знание, принятие в расчет, использование субкультурных особенностей предполагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения» для того, чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.

Список литературы

  1. Молодёжный журнал «Янгспейс» // «Елена Омельченко: «70% молодых людей участвуют в той или иной субкультуре»» [электронный ресурс] – режим доступа: URL: https://youngspace.ru/faq/omelchenko-70-subculture (дата обращения 15.01.2024г.).
  2. Новостной портал РБК// Что такое субкультуры и как они влияют на общество// [электронный ресурс] – режим доступа: URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/64227d869a794732369b0efc (дата обращения 15.01.2024г.) [Ссылка] Субкультуры: что это, виды и примеры | РБК Тренды http://rbc.ru/trends/social/64227d869a794732369b0efc.

Поделиться

762

Покацкий Б. А. Субкультуры в современном мире. Способы педагогического взаимодействия с ними // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.II.С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/8162-subkulturi-v-sovremennom-mire-sposobi-pedagog

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря