В современном мире субкультуры заново восстанавливают довольно существенную роль в относительно социально-контролируемой социализации, то есть они влияют на то, как протекает воспитание. Эта роль неоднозначна по отношению к различным видам воспитания, различным возрастным группам воспитуемых и тем или иным видам воспитательных организаций.
Осуществляя социальное воспитание педагогам, необходимо, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры.
Знать это необходимо для того, чтобы, организуя жизнедеятельность воспитательных организаций, принимать в расчет позитивные и негативные особенности субкультур. Так, веяния моды могут отражаться, например, в быту, в оформлении интерьера помещений, а также в содержании и формах организации различных сфер жизнедеятельности (различные виды шоу, конкурсов, игр и пр., ставшие популярными благодаря телевидению).
Субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, которое отличается собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Признаки субкультур:
- особый стиль жизни и поведения;
- собственный набор моральных ценностей и взглядов;
- характерные особенности внешнего вида;
- нонконформизм;
- низкая толерантность ко всеобщим ценностям и высокая к ценностям, принятым внутри движения.
Субкультуры делятся на три вида:
- Просоциальные – не противопоставляют себя обществу (ролевики, эмо) Некоторые из них, например, зеленые могут участвовать в решении различных политических и социальных проблем.
- Асоциальные – не приемлют некоторые общепринятые ценности, но не посягающие на эти нормы (хиппи, готы).
- Антисоциальные – противостоят обществу, противостоят общепринятым принципам культуры (скинхеды, антифа).
Если обобщать, то стоит отметить, что большинство известных определений субкультуры акцентируют внимание на ограниченном наборе оснований: знаковых (общность идеологии, ментальности, символики, культурного кода, картины мира); поведенческих (обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения); социальных (социальная группа, страта и т.д., определяемые как носители субкультуры и её поражающая среда).
У представителей всех субкультур в приоритете стоят абстрактные ценности (асоциальные: свобода, уверенность в себе, жизненная мудрость; просоциальные: творчество, красота природы и искусства, свобода, любовь.) и ценности межличностного общения (асоциальные: свобода, наличие хороших верных друзей; просоциальные: свобода, любовь). Но при этом асоциальные и просоциальные субкультуры считают для себя наиболее приоритетными разные пути их достижения.
Из инструментальных ценностей наиболее приоритетными у асоциальных субкультур являются ценности самоутверждения: твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, независимость. У просоциальных субкультур наиболее значимыми являются ценности дела: образованность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения.
Различия наблюдаются в области инструментальных ценностей, из чего следует, что представители асоциальных и просоциальных субкультур предпочитают разные пути достижения поставленных целей. Результаты исследования позволили выявить специфику определенных молодежных субкультур, их особенности, различия и наиболее значимые жизненные ценности.
Знание различий ценностных ориентаций представителей асоциальных и просоциальных субкультур может служить основанием для понимания и прогнозирования поведения членов группы, направления активности группы, а также позволяет дифференцировать воспитательные подходы к определенным группам молодежи.
Специалисты по работе с такими школьниками, педагоги должны предлагать им альтернативные и привлекательные для них пути и способы проведения свободного времени, организации досуга. Необходимо определить социально-педагогические условия эффективного взаимодействия учреждений образования с молодежными субкультурами и неформальными объединениями, в том числе и профилактики их возможного негативного влияния на подрастающее поколение. Должна быть обязательная организация занятости и досуга школьников в соответствии с их ценностями, интересами и потребностями. Например: спортивные и музыкальные мероприятия, концерты, конкурсы ролевых игр, Интернет-проекты, молодежные социальные сети, сайты, форумы, телевизионные, радио и другие информационные программы, и т.д. На мероприятиях необходимо поддерживать неформальный стиль, свободу общения и творчества молодежи. Особенное внимание необходимо обратить на молодежные субкультуры музыкального направления, которых достаточно много. На различных мероприятиях можно обеспечить музыкальное сопровождение с учетом вкусов и потребностей подрастающего поколения, т.е. дать им возможность слушать любимую музыку. Так же один из способов налаживания взаимодействия с членами субкультур – это организация своей мини-субкультуры: символика, несколько основных, правильно подобранных принципов и девизов – помогут правильно организовать деятельность детей.
Эти данные могут быть использованы в работе психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов при проведении воспитательных мероприятий, разработке социальных проектов. Знание, принятие в расчет, использование субкультурных особенностей предполагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения» для того, чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.