Современный мир стал свидетелем увеличения числа миграционных потоков и бурного развития глобализации. В связи с этим, вопрос гражданства и его ограничений приобрел особую актуальность. Понимание права на гражданство и его классификация стали ключевыми вопросами для государств и общества в целом.
Право на гражданство, как основной общегосударственный статус, обеспечивает связь между индивидом и государством, где он рожден или проживает. Оно придает человеку определенные права и обязанности, а также обязанности, которые каждый гражданин должен соблюдать и не нарушать.
Динамика развития общественных отношений обусловливает количественный приоритет относительных прав человека и гражданина по отношению к абсолютным. В настоящее время фактически каждое право ограничено, т. е. является относительным. К абсолютным правам можно отнести лишь право на достоинство человека, которое ни при каких условиях не может быть ни ограничено, ни отменено. В свою очередь, пределы прав и свобод человека имеют социальные основы – предопределены обществом, то есть представляют собой запреты, которые сознательно установлены обществом, одним из результатов развития которого является изменение взглядов на границы осуществления того или иного права. Следует отметить, что именно в сфере субъективного права, в плоскости юридического состава статуса личности понятия «права человека» и «права гражданина» имеют пересечения. Право на гражданство не является исключением и имеет законодательно установленные пределы, которые обусловлены изменяющимися общественными и государственными потребностями и приоритетами. Ограничения права на гражданство имеют разное содержание в зависимости от субъекта реализации и конкретного правомочия, в связи с чем ограничения данного права нельзя рассматривать только в качестве запретов в классическом правовом понимании. Необходимо учитывать и «сужение возможностей», предполагающее наличие совокупности определенных требований (условий), необходимых для реализации права на гражданство в зависимости от конкретного правомочия. Любое конституционное право, имеющее субъективное выражение, представляет собой, прежде всего, «возможность избирать вид и меру определенного поведения». Но эта «возможность» должна реализовываться в строго установленных государством рамках, особенно когда речь идет о вопросах, касающихся одного из основных признаков государства как социально-политической организации общества – наличия института гражданства.
Необходимо отметить, что согласно Е. Н. Хазову, одной из основных идей, заложенных в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", является принцип доступности гражданства для каждого человека. Хотя этот принцип, отраженный в международном праве, не установлен прямо в российском законодательстве на уровне Конституции или детализирующих федеральных законов, он является центральным в действующем законодательстве. Статьей 1 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" это принцип был закреплен, что свидетельствует о взаимодействии международного права и национального законодательства через "трансформацию" норм международного права в правовую систему государства.
В настоящее время развитие законодательства о гражданстве России включает увеличение числа оснований для упрощенной процедуры натурализации, которая зависит от статуса каждого субъекта. В своем исследовании В. Н. Калинин рассматривает возможность введения единого порядка предоставления гражданства Российской Федерации в случае сокращения числа желающих его получить. Он полагает, что это может способствовать стабилизации механизма правоприменения, включая упорядочение ограничений с учетом научного и законодательного обоснования их применения и равенству прав иностранных граждан (лиц без гражданства), которые стремятся стать гражданами России.
Однако общероссийская статистика о гражданстве свидетельствует о постепенном уменьшении числа лиц, получивших гражданство в обычном порядке, относительно общего числа лиц, приобретших гражданство России. Следует отметить, что в 2020 и 2021 годах число лиц, получивших гражданство, значительно выросло, несмотря на пандемию COVID-19. Тем не менее, доля лиц, получивших гражданство в обычном порядке, составляет всего от 0,2% до 0,05% и имеет тенденцию к уменьшению с 2018 года.
Мы считаем, что нельзя отказываться от формулировок «общего» и «упрощенного» порядков получения гражданства России, поскольку новые понятия, предлагаемые в тексте проекта федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», не вносят нового смысла. Предлагается интерпретировать «исключительный порядок» как «упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации особого характера» для обеспечения юридической ясности.
В свете миграционной правовой политики натурализация соответствует задачам, стоящим перед государством. Однако внедрение единого общего порядка получения гражданства России, несмотря на его многочисленные положительные аспекты, пока представляется невозможным из-за значительного количества времени и ресурсов, необходимых для современных условий России. В проекте федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» упраздняются понятия «общего» и «упрощенного» порядков получения гражданства, но законодатель не предлагает установить единый порядок получения гражданства. Вместо этого вводится понятие «прием в гражданство Российской Федерации» и «прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства». Это новые термины, в которых можно увидеть альтернативу упрощенному порядку натурализации. Неравенство и разделение требований к лицам, выражающим желание приобрести российское гражданство, обусловлено, с одной стороны, спецификой становления Российской Федерации как государства-правопреемника распавшегося СССР, с другой – является доказательством обоснованности тезиса, выдвинутого С. Н. Булгаковым, который полагал, что «…равенство людей не только не есть факт, но даже и не может им сделаться, это есть лишь норма человеческих отношений, идеал, прямо отрицающий эмпирическую действительность», к чему нас адресуют полученные в ходе исследования статистические данные. Принимая во внимание отсутствие единого порядка приобретения российского гражданства, рассматривать ограничения, распространяющиеся на реализацию права на гражданство в России, необходимо также дифференцировано.
Безопасность личности и общества тесно связана с безопасностью государства, которая имеет значение только при полноценном обеспечении последних. Интеграционная политика – это процесс, состоящий из ряда государственных мер, направленных на включение иностранцев в общество с учетом экономических, геополитических, демографических, социальных и культурных целей. Эта политика должна также распространяться на тех, кто приобрел российское гражданство в короткие сроки.
Основными средствами обеспечения государственной безопасности в России при натурализации являются основания для отклонения заявлений по гражданству и основания для отмены решения. Эти две группы оснований корреспондируют между собой ввиду того, что последствия нарушений или несвоевременного выявления таких ограничений представляют угрозу безопасности как отдельной личности, так и обществу, государству и мировому сообществу в целом. Первые из них можно охарактеризовать в качестве средств защиты, вторые – как инструменты восстановления пробелов, возникших на этапе рассмотрения заявлений по вопросам российского гражданства, повлекших факт необъективного решения.