Электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
В Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ приводится следующее определение инвестиционного проекта: «инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) [1].
Обоснование капитальных вложений в инвестиционных проектах осуществляться: укрупненными нормативами цены строительства, объектами аналогами, проектно-сметной документацией.
Укрупненные нормативы цены строительства (далее – НЦС) предназначены для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование.
Разрабатываются в соответствии с утверждаемыми Минстроем России методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства (Приказ Минстроя России от 29.05.2019 №314/пр «Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения»).
Впервые НЦС разрабатывались в период с 2010 по 2012 год Минрегионом России. Показатели НЦС разрабатывались в ценах по состоянию на 2012 год. В 2016 году возрастает значение укрупненных нормативов как ключевого механизма определения стоимости строительства на предпроектной стадии и подтверждения экономической эффективности проектной документации. В рамках развития и становления современной системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли Российской Федерации происходит постоянный процесс ее совершенствования [6].
Приведенные в Сборниках укрупненные показатели предусматривают средневзвешенные затраты приведенных характеристик, включая стоимость строительных материалов и оборудования, с учетом усредненных транспортных затрат и заготовительно-складских расходов, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин и механизмов, накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование строительных рисков, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, на содержание службы заказчика строительства, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты [4].
НЦС представляет собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения объекта капитального строительства, рассчитанный на установленную единицу измерения (измеритель) в соответствующем уровне текущих цен (единица площади зданий и сооружений; 1 место или 1 посещение; 1 км линейных сооружений; 1 га площади; другие измерители, наиболее полно отражающие специфику того или иного объекта). Стоимость всех работ и затрат по объекту без учета налога на добавленную стоимость.
НЦС используется на объектах строительства, которые финансируются с привлечением средств федерального бюджета. Сборники применяются только для нового строительства.
Сборники укрупненных нормативов цены строительства НЦС-2023 рассчитаны в ценах на 1 января 2023 года для базового района (Московская область).
Для объектов электроэнергетики разработано два сборника:
- НЦС 81-02-12-2023 Сборник N 12. Наружные электрические сети [4];
- НЦС 81-02-21-2023 Сборник N 21. Объекты энергетики (за исключением линейных) [5].
Применение Показателей НЦС для определения размера денежных средств, необходимых, рекомендуется осуществлять с использованием поправочных коэффициентов, приведенных в технической части настоящего сборника, по формуле:
С= [(НЦСi x M x Kпер. х Кпер/зон х Крег.) + Зр] х Ипр + НДС,
где, НЦСi – выбранный Показатель НЦС с учетом функционального назначения и его мощностных характеристик, для базового района в уровне цен на 01.01.2023, определенный при необходимости с учетом корректирующих коэффициентов, приведенных в технической части сборника;
М – мощность объекта капитального строительства, планируемого к строительству; Кпер. – коэффициент перехода от цен базового района к уровню цен субъектов Российской Федерации (частей территории субъектов Российской Федерации), учитывающий затраты на строительство объекта капитального строительства, расположенных в областных центрах субъектов Российской Федерации (далее – 1 ценовая зона); Кпер/зон – коэффициент перехода от цен 1 ценовой зоны субъекта Российской Федерации к уровню цен частей территории субъектов Российской Федерации, которые определены нормативными правовыми актами высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации как самостоятельные ценовые зоны для целей определения текущей стоимости строительных ресурсов; Крег. – коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства в субъекте Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации) по отношению к базовому району; Ипр – индекс-дефлятор, определенный по отрасли «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации; НДС – налог на добавленную стоимость. Пример расчета в таблице (табл.) [4].
Таблица
Расчет стоимости объектов по укрупненным нормативам цены строительства
Наименование объекта: Строительство ВЛ-10 кВ протяженностью 2х0.02 км, г. Благовещенск | ||||||
№ п.п. |
Наименование объекта строительства |
Обоснование |
Ед.изм. |
Кол-во (м) |
Стоимость единицы по НЦС, тыс.руб. |
Стоимость всего, тыс.руб. |
1 |
Прокладка воздушной линии изолированным самонесущим проводом по железобетонным опорам напряжением6-10 кВ, одноцепная |
НЦС 81-02-12-2023 |
|
|
в ценах на 01.01.2023 |
|
|
Прокладка воздушной линии изолированным самонесущим проводом по железобетонным опорам напряжением6-10 кВ, одноцепная - Провод самонесущий изолированный для воздушных линий электропередачи с жилами из алюминиевого сплава, напряжением 6-10 кВ, 1 токопроводящая жила сечением 50 мм2 |
12-02-004-01 |
км |
0,04 |
1 835,56 |
|
|
Регионально-климатический коэффициент (Крег1) - Амурская область |
ТЧ табл.3 п.28 |
|
1,03 |
|
|
|
Коэффициент по снегоборьбе (Крег2) - Температурная зона: VI |
ТЧ п.28 табл. 4 |
|
1,01 |
|
|
|
Индекс-дефлятор (Ипр) для перевода в цены на 01.01.2024 |
|
|
1,053 |
|
|
|
Итого: |
НЦС*М*Крег1 *Крег2* Ипр |
|
|
|
80,43 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
СМР |
|
|
|
|
73,42 |
|
Проектных и изыскательских работ, включая экспертизу проектной документации |
|
|
79,62 |
3,28 | |
|
ВСЕГО в ценах на 01.01.2023 |
|
|
|
|
83,71 |
Таким образом, применение сборников НЦС помогает на этапе планирования инвестиций, для определения стоимости нового строительства, осуществляемого в условиях производства работ, при которых отсутствуют усложняющие факторы (стесненность, загазованность, и другие усложняющие факторы). Укрупненные сметные нормативы цены являются одними из немногих нормативных документов, применяемых для определения стоимости строительства, которые разрабатываются в текущем уровне цен.