Укрупненный норматив цены строительства как метод определения стоимости инвестиционных проектов объектов электроэнергетики

В статье рассмотрены вопросы ценообразования инвестиционных проектов электроэнергетики. Анализируется метод расчета укрупненного норматива цены строительства для обоснования стоимости на стадии планирования инвестиций.

Аннотация статьи
укрупненный норматив цены строительства
электроэнергетика
инвестиционный проект
Ключевые слова

Электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.

В Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ приводится следующее определение инвестиционного проекта: «инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) [1].

Обоснование капитальных вложений в инвестиционных проектах осуществляться: укрупненными нормативами цены строительства, объектами аналогами, проектно-сметной документацией.

Укрупненные нормативы цены строительства (далее – НЦС) предназначены для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование.

Разрабатываются в соответствии с утверждаемыми Минстроем России методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства (Приказ Минстроя России от 29.05.2019 №314/пр «Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения»).

Впервые НЦС разрабатывались в период с 2010 по 2012 год Минрегионом России. Показатели НЦС разрабатывались в ценах по состоянию на 2012 год. В 2016 году возрастает значение укрупненных нормативов как ключевого механизма определения стоимости строительства на предпроектной стадии и подтверждения экономической эффективности проектной документации. В рамках развития и становления современной системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли Российской Федерации происходит постоянный процесс ее совершенствования [6].

Приведенные в Сборниках укрупненные показатели предусматривают средневзвешенные затраты приведенных характеристик, включая стоимость строительных материалов и оборудования, с учетом усредненных транспортных затрат и заготовительно-складских расходов, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин и механизмов, накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование строительных рисков, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, на содержание службы заказчика строительства, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты [4].

НЦС представляет собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения объекта капитального строительства, рассчитанный на установленную единицу измерения (измеритель) в соответствующем уровне текущих цен (единица площади зданий и сооружений; 1 место или 1 посещение; 1 км линейных сооружений; 1 га площади; другие измерители, наиболее полно отражающие специфику того или иного объекта). Стоимость всех работ и затрат по объекту без учета налога на добавленную стоимость.

НЦС используется на объектах строительства, которые финансируются с привлечением средств федерального бюджета. Сборники применяются только для нового строительства.

Сборники укрупненных нормативов цены строительства НЦС-2023 рассчитаны в ценах на 1 января 2023 года для базового района (Московская область).

Для объектов электроэнергетики разработано два сборника:

  1. НЦС 81-02-12-2023 Сборник N 12. Наружные электрические сети [4];
  2. НЦС 81-02-21-2023 Сборник N 21. Объекты энергетики (за исключением линейных) [5].

Применение Показателей НЦС для определения размера денежных средств, необходимых, рекомендуется осуществлять с использованием поправочных коэффициентов, приведенных в технической части настоящего сборника, по формуле:

С= [(НЦСi x M x Kпер. х Кпер/зон х Крег.) + Зр] х Ипр + НДС,

где, НЦСi – выбранный Показатель НЦС с учетом функционального назначения и его мощностных характеристик, для базового района в уровне цен на 01.01.2023, определенный при необходимости с учетом корректирующих коэффициентов, приведенных в технической части сборника;

М – мощность объекта капитального строительства, планируемого к строительству; Кпер. – коэффициент перехода от цен базового района к уровню цен субъектов Российской Федерации (частей территории субъектов Российской Федерации), учитывающий затраты на строительство объекта капитального строительства, расположенных в областных центрах субъектов Российской Федерации (далее – 1 ценовая зона); Кпер/зон – коэффициент перехода от цен 1 ценовой зоны субъекта Российской Федерации к уровню цен частей территории субъектов Российской Федерации, которые определены нормативными правовыми актами высшего органа государственной власти субъекта Российской Федерации как самостоятельные ценовые зоны для целей определения текущей стоимости строительных ресурсов; Крег. – коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия осуществления строительства в субъекте Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации) по отношению к базовому району; Ипр – индекс-дефлятор, определенный по отрасли «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации; НДС – налог на добавленную стоимость. Пример расчета в таблице (табл.) [4].

Таблица

Расчет стоимости объектов по укрупненным нормативам цены строительства 

Наименование объекта: Строительство ВЛ-10 кВ протяженностью 2х0.02 км, г. Благовещенск

№ п.п.

Наименование объекта строительства

Обоснование

Ед.изм.

Кол-во (м)

Стоимость единицы по НЦС, тыс.руб.

Стоимость всего, тыс.руб.

1

Прокладка воздушной линии изолированным самонесущим проводом по железобетонным опорам напряжением6-10 кВ, одноцепная

НЦС 81-02-12-2023

 

 

в ценах на 01.01.2023

 

 

Прокладка воздушной линии изолированным самонесущим проводом по железобетонным опорам напряжением6-10 кВ, одноцепная - Провод самонесущий изолированный для воздушных линий электропередачи с жилами из алюминиевого сплава, напряжением 6-10 кВ, 1 токопроводящая жила сечением 50 мм2

12-02-004-01

км

0,04

1 835,56

 

 

Регионально-климатический коэффициент (Крег1) - Амурская область

ТЧ табл.3 п.28

 

1,03

 

 

 

Коэффициент по снегоборьбе (Крег2) - Температурная зона: VI

ТЧ п.28 табл. 4

 

1,01

 

 

 

Индекс-дефлятор (Ипр) для перевода в цены на 01.01.2024

 

 

1,053

 

 

 

Итого:

НЦС*М*Крег1 *Крег2* Ипр

 

 

 

80,43

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

СМР

 

 

 

 

73,42

 

Проектных и изыскательских работ, включая экспертизу проектной документации

 

 

 

79,62

3,28

 

ВСЕГО в ценах на 01.01.2023

 

 

 

 

83,71

Таким образом, применение сборников НЦС помогает на этапе планирования инвестиций, для определения стоимости нового строительства, осуществляемого в условиях производства работ, при которых отсутствуют усложняющие факторы (стесненность, загазованность, и другие усложняющие факторы). Укрупненные сметные нормативы цены являются одними из немногих нормативных документов, применяемых для определения стоимости строительства, которые разрабатываются в текущем уровне цен.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 года №977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики».
  3. Приказ Минстроя России от 29.05.2019 №314/пр «Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения».
  4. Приказ Минстроя России от 6 марта 2023 г. № 153/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-12-2023. Сборник № 12. Наружные электрические сети».
  5. Приказ Минстроя России от 14 марта 2023 г. № 182/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-21-2023. Сборник № 21. Объекты энергетики (за исключением линейных)».
  6. Укрупненные нормативы как экономически эффективный метод определения стоимости строительства/ Петровский А.И. – Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 4.
Список литературы