Логистика играет ключевую роль в процессе глобализации и международных торговых потоках. Современная экономика логистических систем строится на оптимизации запасов, так как быстрые и надежные поставки уменьшают необходимость в долгосрочном хранении товаров. Таким образом, снижение потребности в складировании становится одним из основных преимуществ логистики. Важно отметить, что эта оптимизация влечет за собой перенос запасов в транспортные системы по цепочкам поставок. Товары фактически находятся в движении, что может привести к увеличению загрязнения окружающей среды, а внешние издержки несут общество и природа, а не сами логистические операторы [9].
Термин «устойчивое развитие» впервые появился в докладе ООН в 1987 году и в настоящее время он означает обеспечение современных потребностей общества, не принося в жертву способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Концепция устойчивого развития заключается в оптимальном использовании ограниченных ресурсов и применении технологий, которые экономят природные, энергетические и материальные ресурсы на всех этапах жизненного цикла продукта [7]. Это включает в себя добычу и переработку сырья, минимизацию и утилизацию отходов, а также создание экологически чистой продукции.
Принципы «зеленой» логистики также активно поддерживает Европейская логистическая ассоциация, ежегодно проводящая европейский рейтинг логистических проектов [3, с. 123-124].
В 2012 году начал свою деятельность проект Green Freight Europe (Зеленый фрахт Европы), который был запущен по инициативе грузоотправителей и логистических компаний [8]. Основная цель проекта заключалась в разработке общих подходов к определению вредных выбросов, а также в сравнении экологических параметров различных транспортных операторов и других аспектов, связанных с улучшением экологической эффективности логистической деятельности.
К логистике традиционно относят планирование, выполнение и контроль перемещения и размещения людей и/или товаров в пределах экономической системы для достижения определенных целей. Основной целью «зеленой» логистики является достижение устойчивого баланса между экономикой, окружающей средой и обществом [3, с. 123-124].
«Экологическая забота» в логистике определяет, насколько часто логистика или цепочки поставок компании сталкиваются с проблемой защиты окружающей среды и сохранения ресурсов [8]. Цепочка поставок подвергается воздействию различных факторов, действующих в этом контексте. К основным воздействующим факторам относятся интересы заинтересованных сторон, таких как государство, клиенты и потребители с увеличивающимся осознанием и спросом на экологически чистые продукты и логистические услуги, а также сотрудники, которые стремятся работать в организации, ответственной с точки зрения экологии. Кроме того, компании сами могут быть мотивированы этой задачей. На них также оказывают давление кредиторы, инвесторы и страховщики, что подтверждается внедрением новых форм инвестиций, таких как индекс устойчивости Доу-Джонса, который оценивает акции ведущих мировых компаний с точки зрения экономических, экологических и социальных критериев. Измерение экологических аспектов работы компании является результатом влияния этих необычных факторов [8].
В сферу «зеленой» логистики входят различные экологические инициативы: строительство складов с использованием энергосберегающих технологий и экологически чистых строительных материалов; усилия по минимизации расходов тепловой энергии в процессах сохранности и погрузки-разгрузки товаров; применение многоразовой тары и упаковки; увеличение грузоподъемности транспортных средств; а также внедрение утилизационных процессов в форме обратных цепей поставок и др. [6].
К основным «зеленым» технологиям в логистической деятельности относят [5]:
- Выбор поставщиков сырья с минимальным использованием невозобновляемых ресурсов;
- Сокращение уровня запасов для уменьшения необходимости в складских площадях;
- Оптимизация маршрутов транспортировки грузов с целью уменьшения выбросов вредных газов;
- Переход на экологически более безопасные виды транспорта, такие как морской, водный и железнодорожный, с одновременным уменьшением использования автомобильных перевозок;
- Исключение промежуточных пунктов хранения и перевалки грузов из логистической цепочки;
- Сокращение бумажного документооборота.
Международные компании, которые реализуют концепцию «зеленой» логистики [6]:
- Nord Stream AG (Германия) построила самый экологичный в мире газопровод «Северный поток» с минимальными выбросами CO2 в атмосферу.
- DHL (Германия) внедрила сервис GoGreen и ведет учет выбросов CO2 при транспортировке всех грузов.
- UPS Air Cargo, оператор экспресс-доставки (США), использует машины с гибридным двигателем.
- Deutsche Bahn Schenker Rail (Германия) реализует проект Eco Plus и получает электричество для своих электровозов из возобновляемых источников энергии.
- Green Cargo Road & Logistics AB (Швеция) применяет энергосберегающие локомотивы.
- Toyota (Япония) широко использует ветряные турбины и солнечные панели для выработки электроэнергии.
- K Line, судоходная компания (Япония), разработала инновационную компьютерную систему по оптимизации работы двигателей на основе мониторинга погодных и гидрографических условий, что приводит к уменьшению вредных выбросов в атмосферу на 1%.
Компания Heineken (Германия) была выбрана для анализа внедрения «зеленых» технологий в логистике.
С 2010 года Heineken активно внедряет стратегию устойчивого развития с лозунгом «Варим пиво, делая мир лучше». Основной целью является снижение негативного воздействия производственной и транспортной деятельности на окружающую среду, а также поощрение ответственного потребления пива.
Heineken использует различные «зеленые» технологии для достижения своих целей в области устойчивого развития [6]:
1. Обеспечивающие экономию воды в процессе производства и дистрибуции. В процессе варения пива вода играет ключевую роль, так как она является основным ингредиентом. Главная цель к 2030 году заключается в уменьшении потребления воды до 2,6 гектолитра на гектар в районах с дефицитом воды и до 2,9 гл/г по всему миру. В 2022–2023 гг. компания добилась снижения этого показателя до 3,0 гл/г и 3,3 гл/г соответственно (по сравнению с 3,1 и 3,4 в 2021 году). Такие инициативы призваны сделать процесс производства более эффективным и экологически устойчивым [2].
Заводы Heineken демонстрируют самые низкие удельные объемы водопотребления. Это достигнуто благодаря использованию дополнительных счетчиков потребления воды, внедрению систем повторного использования воды для технических нужд и оптимизации работы холодильных систем, что позволило сократить объем воды, используемой для охлаждения.
2. Направленные на уменьшение выбросов CO². Для достижения этой цели компания проводит логистическую оценку эффективности загрузки производственных площадок, сокращает средневзвешенную дистанцию доставки от пивоварен до конечных потребителей и внедряет систему определения ближайшей пивоварни для каждого конкретного клиента. При выборе новых поставщиков отдается приоритет перевозчикам, соблюдающим высокие стандарты экологической и технической безопасности. Также оценивается соответствие грузовиков нормам «Евро-4». Важной составляющей является подключение перевозчиков, сотрудничающих с Heineken, к проекту Green Freight Europe (Зеленый фрахт Европы), к которому уже присоединились 25% партнеров компании [6]. Для сокращения выбросов углерода Heineken разработала собственную модель углеродного следа, интегрируя ее в процесс принятия решений по внедрению инноваций, упаковке, охлаждению и дистрибуции. Цель Heineken – достичь чистого нулевого уровня выбросов углерода по всей цепочке создания стоимости к 2040 году, а промежуточная цель к 2030 году - сократить выбросы на 21%. В период с 2018 по 2023 гг. года удалось сократить абсолютные выбросы углерода на 18% [2].
3. «Зеленые» технологии при производстве упаковки и утилизации отходов. Была запущена и воплощена в жизнь программа, направленная на уменьшение веса использованных ПЭТ-преформ для пивоваренных заводов. Был осуществлен переход на более легкие стеклянные бутылки, вес которых был уменьшен с 345 до 285 граммов [6]. Систематическая работа по снижению веса как стеклянных бутылок, так и ПЭТ-преформ, привела к общей экономии более 1000 тонн стекла и более 500 тонн ПЭТ-материала в 2022–2023 гг. Это значительно минимизировало негативное воздействие на окружающую среду. Были внедрены меры по сокращению объемов отходов, образующихся в процессе производства. Более 75% производственных площадок в настоящее время не имеют отходов, это значит, что более 99% отходов проходит переработку или направляется на регенерацию энергии.
В результате этих консультаций были выделены приоритетные области, которые требуют особого внимания: энергия и углеродные выбросы, устойчивость источников, водные ресурсы, а также ответственное потребление, направленное на сохранение окружающей среды и экономию природных ресурсов.
Соблюдение принципов устойчивого развития становится ключевым элементом успеха в современном бизнесе. Многие компании в мире осознают уникальную ценность невозобновляемых ресурсов и стремятся найти оптимальный баланс между потребностями организации, общества и природы.