Главная
АИ #3 (185)
Статьи журнала АИ #3 (185)
Внедрение в логистику экологических технологий с целью минимизации наносимого ущ...

Внедрение в логистику экологических технологий с целью минимизации наносимого ущерба окружающей среде

Научный руководитель

Чибисов Олег Валерьевич

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

«зеленая» логистика
экология
экологические технологии
устойчивое развитие
окружающая среда

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются перспективы развития «зеленой» логистики. Анализируется возможность внедрения «устойчивых» технологий, а также применение глобальных экологических стандартов в проблемных отраслях. На основе этого анализа делается вывод, что актуальность и необходимость развития «зеленой» логистики подтверждают ее эффективность на новом этапе инновационного научно-экономического роста.

Текст статьи

Логистика играет ключевую роль в процессе глобализации и международных торговых потоках. Современная экономика логистических систем строится на оптимизации запасов, так как быстрые и надежные поставки уменьшают необходимость в долгосрочном хранении товаров. Таким образом, снижение потребности в складировании становится одним из основных преимуществ логистики. Важно отметить, что эта оптимизация влечет за собой перенос запасов в транспортные системы по цепочкам поставок. Товары фактически находятся в движении, что может привести к увеличению загрязнения окружающей среды, а внешние издержки несут общество и природа, а не сами логистические операторы [9].

Термин «устойчивое развитие» впервые появился в докладе ООН в 1987 году и в настоящее время он означает обеспечение современных потребностей общества, не принося в жертву способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Концепция устойчивого развития заключается в оптимальном использовании ограниченных ресурсов и применении технологий, которые экономят природные, энергетические и материальные ресурсы на всех этапах жизненного цикла продукта [7]. Это включает в себя добычу и переработку сырья, минимизацию и утилизацию отходов, а также создание экологически чистой продукции.

Принципы «зеленой» логистики также активно поддерживает Европейская логистическая ассоциация, ежегодно проводящая европейский рейтинг логистических проектов [3, с. 123-124].

В 2012 году начал свою деятельность проект Green Freight Europe (Зеленый фрахт Европы), который был запущен по инициативе грузоотправителей и логистических компаний [8]. Основная цель проекта заключалась в разработке общих подходов к определению вредных выбросов, а также в сравнении экологических параметров различных транспортных операторов и других аспектов, связанных с улучшением экологической эффективности логистической деятельности.

К логистике традиционно относят планирование, выполнение и контроль перемещения и размещения людей и/или товаров в пределах экономической системы для достижения определенных целей. Основной целью «зеленой» логистики является достижение устойчивого баланса между экономикой, окружающей средой и обществом [3, с. 123-124].

«Экологическая забота» в логистике определяет, насколько часто логистика или цепочки поставок компании сталкиваются с проблемой защиты окружающей среды и сохранения ресурсов [8]. Цепочка поставок подвергается воздействию различных факторов, действующих в этом контексте. К основным воздействующим факторам относятся интересы заинтересованных сторон, таких как государство, клиенты и потребители с увеличивающимся осознанием и спросом на экологически чистые продукты и логистические услуги, а также сотрудники, которые стремятся работать в организации, ответственной с точки зрения экологии. Кроме того, компании сами могут быть мотивированы этой задачей. На них также оказывают давление кредиторы, инвесторы и страховщики, что подтверждается внедрением новых форм инвестиций, таких как индекс устойчивости Доу-Джонса, который оценивает акции ведущих мировых компаний с точки зрения экономических, экологических и социальных критериев. Измерение экологических аспектов работы компании является результатом влияния этих необычных факторов [8].

В сферу «зеленой» логистики входят различные экологические инициативы: строительство складов с использованием энергосберегающих технологий и экологически чистых строительных материалов; усилия по минимизации расходов тепловой энергии в процессах сохранности и погрузки-разгрузки товаров; применение многоразовой тары и упаковки; увеличение грузоподъемности транспортных средств; а также внедрение утилизационных процессов в форме обратных цепей поставок и др. [6].

К основным «зеленым» технологиям в логистической деятельности относят [5]:

  1. Выбор поставщиков сырья с минимальным использованием невозобновляемых ресурсов;
  2. Сокращение уровня запасов для уменьшения необходимости в складских площадях;
  3. Оптимизация маршрутов транспортировки грузов с целью уменьшения выбросов вредных газов;
  4. Переход на экологически более безопасные виды транспорта, такие как морской, водный и железнодорожный, с одновременным уменьшением использования автомобильных перевозок;
  5. Исключение промежуточных пунктов хранения и перевалки грузов из логистической цепочки;
  6. Сокращение бумажного документооборота.

Международные компании, которые реализуют концепцию «зеленой» логистики [6]:

  1. Nord Stream AG (Германия) построила самый экологичный в мире газопровод «Северный поток» с минимальными выбросами CO2 в атмосферу.
  2. DHL (Германия) внедрила сервис GoGreen и ведет учет выбросов CO2 при транспортировке всех грузов.
  3. UPS Air Cargo, оператор экспресс-доставки (США), использует машины с гибридным двигателем.
  4. Deutsche Bahn Schenker Rail (Германия) реализует проект Eco Plus и получает электричество для своих электровозов из возобновляемых источников энергии.
  5. Green Cargo Road & Logistics AB (Швеция) применяет энергосберегающие локомотивы.
  6. Toyota (Япония) широко использует ветряные турбины и солнечные панели для выработки электроэнергии.
  7. K Line, судоходная компания (Япония), разработала инновационную компьютерную систему по оптимизации работы двигателей на основе мониторинга погодных и гидрографических условий, что приводит к уменьшению вредных выбросов в атмосферу на 1%.

Компания Heineken (Германия) была выбрана для анализа внедрения «зеленых» технологий в логистике.

С 2010 года Heineken активно внедряет стратегию устойчивого развития с лозунгом «Варим пиво, делая мир лучше». Основной целью является снижение негативного воздействия производственной и транспортной деятельности на окружающую среду, а также поощрение ответственного потребления пива.

Heineken использует различные «зеленые» технологии для достижения своих целей в области устойчивого развития [6]:

1. Обеспечивающие экономию воды в процессе производства и дистрибуции. В процессе варения пива вода играет ключевую роль, так как она является основным ингредиентом. Главная цель к 2030 году заключается в уменьшении потребления воды до 2,6 гектолитра на гектар в районах с дефицитом воды и до 2,9 гл/г по всему миру. В 2022–2023 гг. компания добилась снижения этого показателя до 3,0 гл/г и 3,3 гл/г соответственно (по сравнению с 3,1 и 3,4 в 2021 году). Такие инициативы призваны сделать процесс производства более эффективным и экологически устойчивым [2].

Заводы Heineken демонстрируют самые низкие удельные объемы водопотребления. Это достигнуто благодаря использованию дополнительных счетчиков потребления воды, внедрению систем повторного использования воды для технических нужд и оптимизации работы холодильных систем, что позволило сократить объем воды, используемой для охлаждения.

2. Направленные на уменьшение выбросов CO². Для достижения этой цели компания проводит логистическую оценку эффективности загрузки производственных площадок, сокращает средневзвешенную дистанцию доставки от пивоварен до конечных потребителей и внедряет систему определения ближайшей пивоварни для каждого конкретного клиента. При выборе новых поставщиков отдается приоритет перевозчикам, соблюдающим высокие стандарты экологической и технической безопасности. Также оценивается соответствие грузовиков нормам «Евро-4». Важной составляющей является подключение перевозчиков, сотрудничающих с Heineken, к проекту Green Freight Europe (Зеленый фрахт Европы), к которому уже присоединились 25% партнеров компании [6]. Для сокращения выбросов углерода Heineken разработала собственную модель углеродного следа, интегрируя ее в процесс принятия решений по внедрению инноваций, упаковке, охлаждению и дистрибуции. Цель Heineken – достичь чистого нулевого уровня выбросов углерода по всей цепочке создания стоимости к 2040 году, а промежуточная цель к 2030 году - сократить выбросы на 21%. В период с 2018 по 2023 гг. года удалось сократить абсолютные выбросы углерода на 18% [2].

3. «Зеленые» технологии при производстве упаковки и утилизации отходов. Была запущена и воплощена в жизнь программа, направленная на уменьшение веса использованных ПЭТ-преформ для пивоваренных заводов. Был осуществлен переход на более легкие стеклянные бутылки, вес которых был уменьшен с 345 до 285 граммов [6]. Систематическая работа по снижению веса как стеклянных бутылок, так и ПЭТ-преформ, привела к общей экономии более 1000 тонн стекла и более 500 тонн ПЭТ-материала в 2022–2023 гг. Это значительно минимизировало негативное воздействие на окружающую среду. Были внедрены меры по сокращению объемов отходов, образующихся в процессе производства. Более 75% производственных площадок в настоящее время не имеют отходов, это значит, что более 99% отходов проходит переработку или направляется на регенерацию энергии.

В результате этих консультаций были выделены приоритетные области, которые требуют особого внимания: энергия и углеродные выбросы, устойчивость источников, водные ресурсы, а также ответственное потребление, направленное на сохранение окружающей среды и экономию природных ресурсов.

Соблюдение принципов устойчивого развития становится ключевым элементом успеха в современном бизнесе. Многие компании в мире осознают уникальную ценность невозобновляемых ресурсов и стремятся найти оптимальный баланс между потребностями организации, общества и природы.

Список литературы

  1. Официальный сайт ООН. Доклад ООН об изменении климата. 2018. [Электронный ресурс] URL: https://news.un.org/en/story/2018/10/1022492 (дата обращения: 02.01.2024).
  2. Отчет компании Heineken. 2022–2023. [Электронный ресурс] URL: https://www.theheinekencompany.com/newsroom/heineken-nv-reports-2022-full-year-results/ (дата обращения: 10.01.2024).
  3. Бобина И.С., Чибисов О.В. Индикаторы социальной составляющей устойчивого развития на национальном уровне. Альманах мировой науки. 2019. № 1 (27). С. 123-124. (дата обращения: 04.01.2024).
  4. Григорак М.Ю., Варенко Ю.В. Принципы «зеленой» логистики в деятельности логистических провайдеров. URL: https://studylib.ru/doc/2643706/139-principy-«zelenoj-logistiki»-v-deyatel._nosti (дата обращения: 03.01.2024).
  5. Gromov V. Green Logistics in Russia // Russian Journal of Logistics and Transport Management. 2014. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/green-logistics-in-russia (дата обращения: 04.01.2024).
  6. Капустина Л.М. «Зеленые» технологии в логистической деятельности. 2016. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenye-tehnologii-v-logisticheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.01.2024).
  7. Омельченко И.Н., Александров А.А., Бром А.Е., Белова О.В. Основные направления развития логистики ХХI века: ресурсосбережение, энергетика и экология. 2013. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-razvitiya-logistiki-hhi-veka-resursosberezhenie-energetika-i-ekologiya (дата обращения: 03.01.2024).
  8. Семенова Д.А. Развитие «зеленой» логистики в современной России. 2019. [Электронный ресурс] URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1575527833 (дата обращения: 02.01.2024).
  9. Хорошевская А.А., Чибисов О.В. Экологический долг поколений. Альманах мировой науки. 2019. № 1 (27). С. 112-114. (дата обращения: 05.01.2024).

Поделиться

1107

Васильев А. Л. Внедрение в логистику экологических технологий с целью минимизации наносимого ущерба окружающей среде // Актуальные исследования. 2024. №3 (185). Ч.III.С. 50-53. URL: https://apni.ru/article/8168-vnedrenie-v-logistiku-ekologicheskikh-tekhnol

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября