Медиаэкспедиция как культурное просвещение молодежи

В данной статье автор рассматривает довольно новое понятие, которому не дано точное определение. Приводятся задачи медиаксэпедиции и поднимается вопрос о её целях. Приведены этапы работы медиаэкспедиции. Автор также приводит собственный опыт участия в медиаэкспедициях по территории Урала и Кавказа.

Аннотация статьи
история
путешествие
культура
медиаэкспедиция
Ключевые слова

Туризм, как вид человеческой деятельности, обладает различными формами. Путешествие, прогулка, поход, экскурсия, экспедиция – всё это относится к формам туризма. Последняя существенно отличается от всех остальных. Туристический поход имеет в качестве цели пройти определенный маршрут разной категории сложности. Экскурсия подразумевает собой посещение культурно-исторических или природных достопримечательностей. Экспедиция ставит перед собой совсем иную цель, связанную с научно-исследовательской деятельностью.

Человечество не стоит на месте и интенсивно развивается. Генерируются новые формы туризма, изменяются уже устоявшиеся экспедиционные формы. Так, в последнее время стало актуально совершать медиаэкспедиции. На просторах интернет ресурсов нет подходящего определения, которое подробно описывало данный феномен. Поэтому автором предпринята попытка дать собственное определение. Медиаэкспедиция – это путешествие за пределы своего постоянного места жительства с целью создания уникального видео- и фотоконтента, который отражает культурное и историческое богатство того или иного региона. Часто медиаэкспедиции проводятся для отражения интересных событий, культурных мероприятий, природных достопримечательностей и прочих тем, которые важны для передачи информации или распространения контента через СМИ или онлайн-платформы. Во время экспедиции участники активно работают, рассказывая о своих впечатлениях, делая интервью, фотографируя или снимая видеоматериалы, которые позже используют для создания готового продукта.

Медиаэкспедиция может иметь разные задачи:

  • Исследование и популяризация малочисленных народов;
  • Создание имиджа региона, посредством раскрытия его культурных и исторических особенностей;
  • Популяризация регионов России среди молодого поколения;
  • Увеличение количество туристских направлений и т.д.

Перечислять задачи медиаэкспедиции можно снова и снова. Ясно одно, что данный феномен необходим российскому обществу. В первую очередь для культурного и исторического просвещения. Медиаэкспедиция создает условия для развития туристского потенциала регионов России. Она содействует в изучении истории родного края, воспитании патриотизма и сохранении исторической памяти о событиях прошлого.

Рассматривая внутренний туризм в России, можно выявить одну тенденцию, что россияне выбирают для своего путешествия наиболее популярные направления. Ниже приведена статистика Росстата 10 популярных направлений отдыха в России в 2022 году (рис.) [4].

Рис. 10 туристских направлений в России в 2022 году

Само собой популярное направление у россиян – это Краснодарский край, всё черноморское побережье. Москва и Санкт-Петербург с областями также не требуют объяснения популярности путешествий. Но почему из 89 регионов нашей страны наибольшую популярность имеют лишь пять? Вопрос сам по себе отпадает, когда произносится название одного из этих регионов. В нашей стране гораздо больше мест, где можно интересно и захватывающе провести свой отпуск в любое время года.

В современных внешнеполитических условиях большую актуальность приобретает проблема развития внутреннего туризма. С точки зрения туристского потенциала любой регион нашей страны является уникальным краем. Каждый регион обладает большой культурным, историческим и природным потенциалом. В качестве рычага популяризации остальных регионов нашей страны, по мнению автора, стоит использовать медиаэкспедицию. Медиаэкспедиция позволяет привлекать внимание молодежи к достопримечательностям как родного края, так и любого другого региона России. С ее помощью можно простым и понятным языком молодежи рассказать о преимуществах путешествий по территории России. К тому же в рамках национального проекта  «Туризм и индустрия гостеприимства» планируется достичь увеличения числа путешествий по России до 140 миллионов ежегодно к 2030 году. Это также позволит стимулировать экономический рост в стране через взаимодействие с отраслью туризма [5].

Медиаэкспедиция имеет схожие с экспедицией этапы работа:

  • Первым этапом также выступает подготовительный. На данном моменте важно определиться с территорией, куда будет совершена поездка. Определяется конкретная цель поездки – это может быть сбор информации и съёмка о культурном, историческом или культурно-историческом аспекте региона. Формируется команда медиаэкспедиции, в которую обязательно должны войти: режиссер, минимум два видеооператора, гид-экскурсовод, фотограф. Данный этап также предназначен для поиска людей, которые на месте путешествия могли бы без проблем сориентировать в нужно русло. Важно также заранее определиться с местом жительства, питанием и по возможности, какие точки на маршруте будут освещены.
  • Второй этап – полевой или съёмочный. Как и в экспедиции, это основной этап. Здесь во время поездки команда знакомится с регионом путешествия и осуществляет съёмку по продуманному плану. В процессе съёмки вполне допустимы отхождения от плана и выбор новой траектории и задумки для видеороликов.
  • Третий этап – камеральный. На данном этапе происходит работа с отснятым материалом. Монтаж видеоролика и его распространение в массы через релизы, показы и общественное обсуждение.

Автор сам является участником медиаэкспедиций, которые были совершены по территории Урала и Большого Кавказа. Одна из первых медиаэкспедиций, которая стала толчком к повышению интереса к данной теме – это «Петровские города. Урал» [3]. Урал – захватывающее дух место силы. Свердловская область – его центр, регион больших заводов. Многие русские города приобрели свой характер благодаря деятельности Петра Великого и его сподвижников. Именно их по праву можно называть Петровскими. Проект рассказывает о пяти городах Свердловской области: Екатеринбурге, Алапаевске, Полевском, Невьянске, Нижнем Тагиле, к развитию которых был причастен Петр I. Зритель, не выходя из дома, может погрузиться в атмосферу городов Свердловской области, что может вызвать желание их посетить.

Героями другой медиаэкспедиции стали победители конкурса «Учитель будущего 2021» из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменск-Уральского и Копейска [1]. Перед командой стояла задача снять подкасты о педагогической деятельности учителей.

Наиболее продолжительной стала медиаэкспедиция «Седой Кавказ – Седой Урал», которая была направлена на повышение туристской привлекательности регионов и развитие образовательного молодёжного туризма [2]. Команда проекта проехала по маршруту Екатеринбург – Краснодар – Владикавказ – Магас – Махачкала – Грозный. Общая протяженность маршрута составила 3 900 км. Участники познакомились с историей, культурой, самобытностью и традициями региона, удивительными природным объектами и достопримечательностями. По итогам экскурсионного маршрута команда проекта создала видеогид по городам Уральского, Южного и Северо‑Кавказского федерального округа для путешествующей студенческой молодёжи.

Медиаэкспедиции позволяют открыть новые и малоизвестные истории, которые могут быть интересными для аудитории. Это может быть отдаленный и неизвестный уголок планеты или место, связанное с каким-то интересным событием или темой.

Текст статьи
  1. Медиаэкспедиция «ПРО-Свет». Электронный ресурс. URL: https://uspu.ru/news/znakomimsya-s-pedagogami-po-novomu-komanda-mediatsentra-uspu-production-dala-start-unikalnomu-proekt/.
  2. Медиаэкспедиция «Седой Кавказ – Седой Урал». Электронный ресурс. URL: https://uspu.ru/mediaekspeditsiya/.
  3. Петровские города. Урал. Электронный ресурс. URL: https://www.rgo.ru/ru/ekaterinburg/proekty/petrovskie-goroda-ural.
  4. Туризм в России. Электронный ресурс. URL: https://rosstat.gov.ru/ps/tourism/.
  5. Туризм и индустрия гостеприимства. Электронный ресурс. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm.
Список литературы